Транзит не забыт
Попытка переворота в Иордании, состоявшаяся на днях, по своей сути обернулась разгромом «семейной оппозиции». Но связана она с целым рядом факторов. В том числе с недовольством в правящей династии, как, кстати, и в антимонархической оппозиции, и с планами возобновить транзит через Иорданию нефти с севера Ирака.
Трубопроводный маршрут углеводородного сырья в израильский порт Хайфа, как известно, был перекрыт ещё в 1958 году. Но его планируют возобновить не позже 2022 г. Он сулит Иордании не так много – по разным оценкам, не меньше 70 млн долларов ежегодно, но главное, что недовольство им выражал «зачинщик» неудавшегося переворота Хамза бен Хусейн.
Принц, по всей видимости, имел основания считать упомянутый проект «результатом коррупции». В своём видеообращении от 4 апреля он заявил:
Ещё в начале апреля 2003 г. многие СМИ сообщали, что Израиль и Иордания вскоре проведут переговоры по поводу
Со ссылкой на источник в правительстве Израиля давалось знать:
Доказательством того, что необходимые переговоры по этому поводу состоялись в последующие годы, может служить такой факт: в конце 2020-го Израиль и Иордания договорились о совместном изучении состояния этой артерии на предмет её запуска не позже 2022 года.
Иорданская оппозиция считает возобновление прокачки нефти в Израиль предательством палестинских арабов и фактическим закреплением за Израилем иорданских территорий к западу от реки Иордан и Мёртвого моря.
Они, как известно, оккупированы Израилем ещё со времён войн 1948 и 1967 гг. Несколько лет назад по Иордании прокатилась волна демонстраций против соглашательской политики Аммана в отношении Израиля, тогда же оппозиционеры пытались разрушить транзитный трубопровод к Хайфе.
Очень старая труба
Нефтепровод Киркук-Хайфа (нитка Мосул-Кикрук была построена к 1940 году) — первый «трансарабский» трубопровод, введённый в действие британскими нефтяными компаниями ещё в 1936 году. Тогда Ирак де-факто был протекторатом Лондона, а экс-турецкая Палестина в рамках так называемой «Трансиордании» — британской подмандатной территорией.
Трансиордания или «подмандатная» Палестина включала и территорию современного Израиля
В годы Второй мировой войны эта артерия исправно снабжала нефтью западных союзников, в том числе нефтепродуктами — союзные войска в Северной Африке, на Мальте и в Гибралтаре. В конце 1939 г. в Хайфе британцы ввели в действие НПЗ на базе северо-иракской нефти. Но со второй половины 50-х гг. эта нефть на завод, действующий и поныне, не поступает.
После 1949 года, в связи с первыми арабо-израильскими войнами, артерия к Хайфе работала только на четверть своей мощности, а со свержением в 1958 г. «прозападной» монархии в Ираке — транзит нефти здесь и вовсе прекратился.
Максимальная годовая мощность этого трубопровода — до 20 млн тонн ежегодно, текущая перекачивающая способность — до 13 млн тонн/год, общая протяжённость — около 1100 км. Маршрут изначально нацелен на поставки из Иракского Курдистана, а с середины 2010-х иракский сегмент данной артерии контролируют курды.
Однако, ввиду давних притязаний Турции на этот регион Ирака — по крайней мере, на его нефтегазовые ресурсы и трубопроводы — курды заинтересованы в поставках «своей нефти» по означенному маршруту к порту Хайфа. А не в порты Турции (Искендерун и Юмурталык), соединённые с начала 80-х нефтепроводом с Иракским Курдистаном.
«Прокачать» заново
Причём в этом вопросе совпадают интересы курдов и США. Точнее, израильская газета «Хааретц» (Тель-Авив) ещё в конце апреля 2003 г., вскоре после военного вторжения США в Ирак, отмечала:
Запрос был направлен по линии Пентагона министерству иностранных дел Израиля. В американском официальном обращении речь также шла о необходимости финансовой оценки затрат на ремонт этого трубопровода, используемого до арабо-израильской войны 1948 г., когда Ирак почти прекратил прокачку.»
Характерный в этой связи штрих: среди требований к иорданскому королю Хусейну, выдвинутых организациями палестинских арабов в Иордании в августе 1970 года, был демонтаж трубопровода к Хайфе. Монарх отказался, палестинцы же пытались сами взорвать эту артерию.
Это стало одной из причин массового террора в сентябре 1970 г. не только против этих организаций, но и арабских беженцев из Палестины. В ходе событий, известных как «Чёрный сентябрь», погибло и пропало без вести свыше 12 тыс. палестинских арабов. Свыше 70 тыс. их были высланы или «успели» самостоятельно эмигрировать в Сирию, Ливан и Египет...
Как отмечал глава Иорданской компартии Фуад Нассад (1914-1976, на фото),
Монархия ничем не помогла Египту и Сирии в период войны Судного дня (1973 г.). Сигналом же начала такого курса был монархический террор против палестинцев в 1970 году: их изгнание позволило, в том числе, сохранить без повреждений нефтепровод из Ирака к Хайфе.
По всей видимости, это было проделано с целью возобновления его эксплуатации — перспективного источника стабильных транзитных доходов.»
Естественно, что, как утверждает Фуад Нассар, в такой ситуации
Кстати: компартия Палестины вышла с 1982 г. из федерации, существовавшей с 1951 г., с компартией Иордании. Обвинив её в недостаточном противодействии произраильской политике короля Хусейна...