Уже не блеф и не самообман
На днях стало известно, что в Иране приступили к обогащению урана с помощью современных центрифуг IR-4 на подземном заводе FEP в городе Нетенз (или Натанз). Особой тайны из этого не делалось. Но информация в официальных иранских источниках появилась только после сообщения агентства Reuters со ссылкой на очередной отчет МАГАТЭ.
Последний факт свидетельствует, что Иран не планирует тормозить плавное сокращение обязательств по так называемому Совместному всеобъемлющему плану действий СВПД, более известному, как ядерная сделка. Процесс начался после выхода из СВПД ключевого участника – США.
В настоящее время шансы на возвращение к первоначальным условиям сделки становятся всё более призрачными. При этом долгое время, опять же, исходя из оценок экспертов МАГАТЭ, многие считали все заявления Ирана относительно успехов в обогащении урана то ли блефом, то ли самообманом.
Сейчас в Иране абсолютно хладнокровно восприняли достаточно подробный разбор атомных полётов, сделанный журналистами Reuters. Судя по всему, в Тегеране уже не рассчитывают, что новая американская администрация просто согласится на полноценное восстановление СВПД.
В таком случае США придётся сразу снимать санкции, а Ирану – сворачивать уже начатые работы. Между тем, начало обогащения урана с помощью усовершенствованных центрифуг второго типа (IR-4) свидетельствует о переходе на иную ступень производства ядерных материалов.
Радиоактивные проценты и килограммы
Впрочем, впадать в панику пока рано, поскольку упомянутые IR-4 в количестве 174 штук будут использованы на Заводе по обогащению топлива для работы с природным ураном UF6. В Нетензе будет доводиться до 5 % U-235, о чём давно были проинформированы и специалисты МАГАТЭ, и все страны, подписавшие СВПД, за исключением США.
В настоящее время иранская атомная промышленность, помимо 174 центрифуг IR-4, может использовать 5060 центрифуг IR-1, установленных в 30 каскадах, а также 522 центрифуги IR-2m, установленные в трёх каскадах.
Иран не скрывает планов установить и второй каскад из 174 IR-4. Кроме того, ещё в январе пресс-секретарь Организации по атомной энергии Ирана Бехруз Камальванди сообщал о том, что на ядерном объекте в Натанзе в течение трёх месяцев будут смонтированы 1000 центрифуг IR-2m, эффективность которых значительно превосходит IR-1.
Однако всего этого совершенно недостаточно для производства оружейного урана или иных материалов, представляющих реальную опасность, о чём не раз информировали участников СВПД, а также докладывали в Совбезе ООН атомные контролёры.
До действительно серьёзной угрозы договору о нераспространении ядерного оружия Ирану надо пройти ещё очень долгий путь. Тем более что глубокое обогащение урана потребует использования не только центрифуг, но и намного более тонких технологий, в том числе и по получению особо чистой воды.
Штатом собственных подготовленных специалистов, готовым к такой работе, Иран, судя по всему, до сих пор не располагает. Хотя привлечения иностранных (причём неважно – бывших российских или других) исключать, конечно, нельзя.
Забытый завод
Завод FEP в городке Нетенз, расположенный в центральном Иране у окраины солончаковой пустыни на трассе Ифахан – Кашан, является одним из ключевых в ядерной программе Ирана.
Там уже десять лет назад было около 4 тысяч центрифуг, и уран обогащался до уровней, которые делают его пригодным для производства ТВЭЛов – тепловыделяющих элементов. Но уже тогда американцы посчитали, что на FEP идут работы по получению оружейного урана, и подвергли завод серии кибератак.
В США многие посчитали, что именно их успех, хотя и относительный, стал стимулом к тому, чтобы Иран в итоге всё-таки пошёл на ядерную сделку. Однако исследования, неоднократно проведённые МАГАТЭ, наличие военного производства в Нетензе так и не подтвердили. Хотя число центрифуг сейчас там уже достигло 16 с лишним тысяч.
Но нельзя забывать, что это, опять же, обеспечивает наращивание не глубины обогащения, а лишь объёмов производства. Внимание американских спецслужб переключилось на другой завод – Фордо в городе Кум. Вроде бы более секретный и потенциально более мощный.
Как раз сейчас (параллельно с размещением новых центрифуг) Иран возобновил 20-процентное обогащение урана на заводе Фордо. Это противоречит нормам СВПД, но соответствует иранскому законодательству.
В Тегеране не раз повторяли, что сокращают обязательства по ядерной сделке после того, как из неё в одностороннем порядке вышли США. Иран регулярно подчёркивает неспособность других сторон защитить свои интересы по соглашению.
Дежурный русский след
Россия не заинтересована в том, чтобы иранский атомный проект развивался в полулегальном режиме. И не только из-за опасений за судьбу договора о нераспространении ядерного оружия.
По условиям СВПД именно России достаются максимальные выгоды от того, что иранский атом останется под контролем. И речь даже не о том, что в Россию будут поступать на переработку, захоронение, а в случае необходимости и возможности – на своеобразную реанимацию, иранские атомные отходы.
Россия – главный претендент на то, чтобы строить в Иране новые мирные атомные объекты: начиная с АЭС и кончая заводами, исследовательскими и медицинскими центрами.
Интересно, что именно в эти дни, когда вновь так обострился интерес к иранскому атому, прошла информация о том, что Россия отказалась поставлять в США энергетический уран. Тот самый, который хотят получать иранцы на заводе FEP в Нетензе.
Вряд ли это простое совпадение. Тем более что из-за того, что администрация Байдена не спешит с возвращением в ядерную сделку, выставляя предварительные условия, многое меняется не только в Иране. Так, за новую сделку вообще без США уже стали высказываться не только в России и Китае, но и в европейских странах, подписавших её.
Впрочем, Европа посредничество в возвращении к СВПД, уже, кажется, провалила.
Так почему бы Ирану теперь не сделать ставку на Россию?
И уже та, если американцы всё-таки вернутся, снова им уран продавать будет.
Без него-то хоть все штатовские АЭС закрывай, пусть и через 20–30 лет.
«Переживания» западных экспертов связаны с тем, что «русским даже не нужно перемещать БРСД «Орешник» из Астраханской области, чтобы достать им до лю