В последнее время ведущие армии мира уделяют особое внимание разработке и развитию технологий искусственного интеллекта. Российские вооруженные силы не являются исключением, и наша наука и промышленность по их заказу тоже ведет соответствующие разработки. Некоторые проекты успешно завершены и их результаты находят практическое применение, а другие пока остаются на ранних стадиях, но их перспективы уже ясны.
О важности направления
Важность технологий ИИ для развития вооружений, техники и армии в целом уже не вызывает вопросов. На протяжении нескольких последних лет высшее руководство вооруженных сил и страны неоднократно поднимало тему таких разработок. Отмечалась необходимость создания таких проектов и их особое значение для обороны.В последний раз эти вопросы обсуждались на недавнем совещании с участием президента, руководства министерства обороны и представителей оборонной промышленности. В этом контексте глава государства указал на необходимость создания перспективных робототехнических систем с ИИ и повышенной степенью автономности. Подобные технологии должны найти применение в средствах управления из состава беспилотных авиационных и автономных необитаемых подводных комплексов.
Следует отметить, что ИИ может быть полезен не только в сфере БПЛА и АНПА. С его применением можно создавать современные высокоэффективные наземные или надводные РТК разного назначения и новые образцы высокоточного оружия. Кроме того, ИИ может найти применение в бортовой аппаратуре военной техники и в средствах управления войсками – в этих случаях он будет брать на себя часть вычислений и снижать нагрузку на человека.Важно, что все подобные возможности существуют уже не только на уровне общих идей. Силами разных научных и проектных организаций выполняются исследования и разрабатываются реальные изделия разного назначения с тем или иным использованием ИИ. Некоторые такие образцы уже доведены до использования в войсках, а другие ожидаются в обозримом будущем.
История вопроса
Любопытно, что отечественные исследования по теме ИИ и разработка отдельных технологий такого рода для внедрения в реальные проекты началась еще несколько десятилетий назад. В качестве примера раннего применения таких технологий нередко приводят советскую противокорабельную ракету П-700 «Гранит». Она создавалась в ОКБ-52 / НПО Машиностроения в течение семидесятых годов и поступила на вооружение ВМФ в 1983 г. От предыдущих отечественных ПКР ее отличала более развитая система управления с некоторыми интеллектуальными функциями.Залп несколькими ракетами П-700 позволяет успешно атаковать групповую надводную цель. Высокая эффективность такого удара обеспечивается особыми алгоритмами работы отдельных ракет и всего залпа. Как сообщается, ракеты способны определять состав и численность групповой цели, а также опознавать тип корабельного отряда и выявлять в нем основные объекты. Также в автоматическом режиме производится распределение целей между ракетами и построение атаки.По некоторым данным, аналогичные возможности имеет и ракетный комплекс П-800 «Оникс». При этом более новая элементная база и улучшенное программное обеспечение позволяют повысить общую боевую эффективность. По всей видимости, аналогичные наработки применяются и в других проектах управляемого оружия, уже принятого на вооружение и только разрабатываемого.
Последние достижения
К настоящему времени успешно создано новое поколение систем ИИ. Первые образцы техники, оснащенные такими средствами, уже поступают на вооружение. Также проводятся испытания других разработок, которые тоже вскоре попадут в армию. Подобные работы охватывают несколько направлений и осуществляются в интересах сухопутных войск, флота и военно-воздушных сил.Дальше всех на данный момент продвинулся сухопутный РТК «Уран-9» разработки компании «766 УПТК». После прохождения всех необходимых испытаний, в 2019 г. этот комплекс был принят на вооружение. Сейчас продолжается производство серийных изделий, а войска осваивают новую технику. В ходе недавних учений «Запад-2021» комплекс «Уран-9» впервые использовали в одних боевых порядках с «обычной» техникой сухопутных войск.РТК «Уран-9» представляет собой самоходную гусеничную машину с боевым модулем, оснащенным пушечно-пулеметным и реактивным вооружением. В автономном режиме, используя ИИ, такой робот способен двигаться по заданному маршруту, вести наблюдение, искать и поражать цели. При этом решение об открытии огня остается за оператором.С применением ИИ построена система управления перспективным БПЛА С-70 «Охотник», разрабатываемого фирмой «Сухой» для ВКС. В настоящее время такой беспилотник проходит необходимые летные и иные испытания. По известным данным, отрабатывается как самостоятельное выполнение задач, так и групповое применение под управлением пилотируемого истребителя.Ожидается, что ИИ «Охотника» будет полностью решать задачи пилотирования с прохождением по заданному маршруту и решением поставленных задач. БПЛА сможет вести разведку и вскрывать оборону противника, а также наносить удары по наземным целям. Возможно, в будущем ИИ освоит и ведение воздушного боя.
Параллельно с разработкой техники для поставки в войска ведутся необходимые исследования и создается научно-технический задел для следующих проектов. Одни программы такого рода уже доведены до испытаний, и об их ходе регулярно отчитываются, а другие пока остаются секретными.Большую роль в этих процессах играет программа «Маркер», реализуемая Фондом перспективных исследований. Ее целью является создание комплекса управления с ИИ, пригодного для использования на разных платформах. Проектирование такого комплекса уже завершено, а также построено несколько опытных РТК разного облика. Сейчас они проходят разнообразные испытания, в т.ч. в условиях реальной эксплуатации.По результатам проекта «Маркер» появится унифицированная система управления с ИИ, пригодная для использования в разных наземных РТК. Ее наличие значительно упростит разработку, производство и эксплуатацию новых роботов, т.к. их создателям не придется с нуля проектировать наиболее сложные компоненты.Весной прошлого года Минобороны запустило закрытый конкурс на проведение НИР «Исследования по созданию экспериментального образца комплекса разработки, обучения и реализации глубоких нейронных сетей для нового поколения военных систем с искусственным интеллектом». На проведение работы выделялось почти 390 млн руб. и три года, результаты ожидаются не позднее ноября 2022 г.
Задел на будущее
Подробности этого проекта, также получившего шифр «Каштан», до сих пор не сообщались. Тем не менее, само название НИР показывает, какими темами интересуется военное ведомство, и какими могут оказаться новые разработки.Таким образом, в последние годы технологии искусственного интеллекта получают в нашей стране все необходимое внимание, благодаря чему продолжается их развитие. Наработки в этой области регулярно внедряются в реальные проекты техники и доходят, как минимум, до полигонов. Более того, некоторые образцы уже поступили на вооружение или готовятся к этому.Очевидно, что такое развитие будет продолжаться и вновь давать желаемые результаты. Уже в ближайшие годы следует ожидать поступление на вооружение новых военных РТК с ИИ, а кроме того, теперь могут появиться образцы и невоенного назначения. Они будут полезны военным, спасательным, природоохранным и иным организациям.В целом ситуация располагает к оптимизму, и позволяет рассчитывать, что в области искусственного интеллекта и связанных технологий наша страна будет сохранять лидирующие позиции в мире. В то же время, не следует забывать, что другие державы тоже активно занимаются разработкой ИИ, и их проекты вполне способны вырваться вперед.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!