Главная » 2021 » Ноябрь » 28
05:52

Искусство более условное. «Художественная галерея» Тассилин-Аджер…

Искусство более условное. «Художественная галерея» Тассилин-Аджер…

Хотя данный наш цикл и называется «материальная история нашей Родины», обойтись без сравнения её памятников с памятниками в других местах просто невозможно. Таким образом мы сравнили изображения эпохи палеолита и более позднего времени в наших пещерах с пещерами Франции и Испании. Но вслед за палеолитом начался мезолит и неолит, принёсший человечеству множество новых открытий. Лук и стрелы появились ещё в верхнем палеолите – это доказано, но вот керамика и ткачество – всецело заслуга людей неолита. Но почему-то их искусство оказалось совсем непохожим на искусство их предшественников. Ну, скажем, так же как реализм в живописи не имеет ничего общего с импрессионизмом, хотя и на тех, и на этих полотнах изображён один и тот же предмет или пейзаж. Да, но где на земном шаре в наибольшем количестве встречаются изображения этой эпохи? Конечно же, в пустыне Сахара, в районе плато Тассилин-Аджер, где ещё в 1909 году были обнаружены огромные и яркие рисунки, на которых древние художники запечатлели людей, животных и сцены из своей жизни. Здесь находятся петроглифы, начиная от VII тысячелетия до н. э. и вплоть до VII века н. э. С 1982 года это объект культурного наследия ЮНЕСКО. Причём их более… ну просто очень много! В одних источниках говорится о 15 000, в других – о сотнях тысяч. В любом случае, глядя на них, мы понимаем, что безжизненная сегодня пустыня когда-то была плодородной землёй, по которой текли реки и бродили огромные стада травоядных, а по берегам озёр селились племена людей, промышлявших охотой, рыбной ловлей и собирательством. Сегодня здесь пустыня, но изображения эти сохранились, вот сегодня и отправимся на них посмотреть!Рисунки Тассилин-Аджер выполнены в разных стилях, что доказывает, что нарисованы они были в разное время. Самые среди них ранние — это петроглифы, что покрыты тёмным слоем накопившейся за тысячелетия патины — датируются 6000-2000 лет до н. э. и отличаются тем, что выполнены в натуралистическом стиле. На них мы видим главным образом сцены охоты, а животные относятся к «эфиопской фауне»: это слоны, носороги, жирафы, страусы и антилопы, а также буйвол вымершего вида. Как и в эпоху палеолита, изображения животных на этих рисунках очень реалистичны.

Разные стили, разные времена

Похожие на изображения в Тассилин-Аджер встречаются на Юге и в других местах. Вот, например, петроглифы в Бир-Хума в 30 километрах от Наджрана на границе Саудовской Аравии и Йемена

Рисунки более позднего времени от них сильно отличаются. Кроме животных на них много людей так называемого «бушменского типа». Это прежде всего рисунки людей в масках, и с луками в руках. За характерный внешний вид французский исследователь Анри Лот, изучавший «картины» Тассилин-Аджер в 1956-1957 гг., дал им прозвище «круглоголовые люди».Период конца 3000-1000 лет до н. э. характеризуется тем, что рисунки этого времени сделаны красками, и изображают в основном уже домашних животных – овец, коз, круторогих быков. А ещё здесь мы можем увидеть лошадей и собак, слонов, муфлонов и жирафов, хотя последних и немного. Изображения выполнены более условно, нежели предыдущие. Люди опять-таки в масках, с луками и стрелами в руках. Кроме того, их оружием являются также дротики и топоры. Одежды мужчин – короткие и широкие плащи, одежда женщин – юбки в форме колокола. Многие женщины, изображённые на рисунках, имеют ярко выраженную стеатопигию или… повышенное содержание подкожного жира на ягодицах, от чего они очень напоминают фото Микель Руффинелли из Лос-Анджелеса, тогда как мужчины, напротив, почему-то изображены с вытянутыми и тонкими телами современных андрогинов. Вне всякого сомнения, что оставили эти изображения племена скотоводов, которые также охотились и занимались собирательством.

Археологи обнаружили изображения одногорбого верблюда и лошадей, которым 12-14 тысяч лет, и на территории нашей страны. Так, прежде неизвестные наскальные рисунки были найдены на высокогорном плато Укок на Алтае!
Ещё один объект ЮНЕСКО: Петроглифы монгольского Алтая в Монголии
Там же были обнаружены и вот эти изображения колесниц…

Время домашних животных…

Вот они женщины – «толстопопы» из Тассилин-Аджер!

На изображениях, относящихся к середине 2 тысячелетия до н. э. — началу нашей эры, мы видим уже лошадей, запряжённых в повозки, то есть это практически те же самые колесницы, что можно увидеть и на петроглифах в нашей Сибири…К этому же времени относятся и изображения быков или баранов с диском на голове, очень похожим на солнечный. Раз баран и солнечный диск, то это вроде бы явно египетское влияние, не так ли? Однако есть мнение, что культ солнца был распространён по всей Ливии. И очень может быть, что в долину Нила он проник именно с запада, а не наоборот, поскольку рисунки Тассилин-Аджер древнее, чем культ бога Амона-Ра в Египте.

А это охотник и его дичь

Солнце с запада или с востока?

Чем заняты эти люди? А они воюют! За что воюют? За скот!

Время 200-700 гг. н. э. по принятой периодизации – это четвёртый период — или «период верблюда». Тут мы видим их изображения, и, очевидно, они связаны с начавшимся опустыниванием этого региона.Рисунки – рисунками, но и для археологов Тассилин-Аджер – место очень привлекательное и богатое на находки. Здесь среди скал нашли большое количество наконечников стрел, много скребков, каменных ножей и зернотёрок – словом, целый «универмаг» изделий людей разных исторических периодов. Ну а находки органических останков позволили провести их радиоуглеродный анализ и определить здесь время пребывания человека, пусть даже и с определённой долей погрешности.

Колесница из Тассилин-Аджер. Совсем такая же, как и на Алтае! (Без пришельцев из космоса здесь точно не обошлось!)

А ещё изображение верблюда и… множество каменных ножей…

Что здесь изображено, и кто это… мы никогда уже не узнаем! Одна из многочисленных загадок Тассилин-Аджер!

Как здесь уже отмечалось, рисунки на плато Тассилин-Адджер впервые заметили в 1909 году. Изучать их принялся французский офицер Бренан, который занимался ими с 1932 по 1940 год, и сделал с них множество зарисовок. Тут в планы исследователя вмешалась Вторая мировая война. Поэтому опубликованы эти зарисовки были лишь после её окончания, причём целый ряд из них получил в высшей степени произвольное толкование. Так, одна из них получила название: «Жозефина, продаваемая своими сёстрами». Почему? Да потому, что на этой сцене видна группа женщин, и вот одну из них— «Жозефину» (ну так захотелось назвать её первооткрывателю!) — её сёстры вроде бы насильно тащат к группе мужчин. Но о том, что на этом рисунке изображено на самом деле, мы можем лишь только гадать.В 1933 году другой исследователь – Л. Жолео дал периодизацию рисунков Тассилин-Аджер, которая состояла из четырех временных периодов:1. «эпоха буйвола» с рисунками животных и людей «бушменского типа»;2. «эпоха африканского слона» с изображениями домашних животных, и барана с солнечным диском на голове, а также «солнечного быка»;3. «эпоха лошади» с лошадьми, и изображениями колес и колесниц;4. «эпоха верблюда» — самый последний период, ближайший к современности.Данная периодизация, равно как и датировки рисунков, нуждались в дополнительной корректировке. Поэтому в 1956-1957 гг. сюда вновь была отправлена экспедиция Анри Лота, который здесь бывал уже в 1934 г., и хорошо разбирался в наскальных изображениях.

«Жозефина и сёстры»!

Четыре стиля – четыре эпохи!

Доминик Лажу против Анри Лота и «великого бога марсиан»

Экспедиция Лота провела в Сахаре полтора года и изучила рисунки Тассилин-Аджер очень внимательно. Датировку в четыре эпохи Лот подтвердил, а по возвращении ещё и издал книгу «В поисках фресок Тассилин-Аджера», написанную живым и понятным языком, что вызвало к ней интерес широких масс общественности. Но… ряд учёных посчитал его работу слишком уж «популярной», а многие предположения, высказанные им на её страницах, притянутыми за уши! Вот почему один из участников этой экспедиции, фотограф Жан-Доминик Лажу, спустя некоторое время вновь туда отправился, 10 месяцев работал в очень тяжёлых условиях, но смог-таки заново перефотографировать все рисунки, которые сфотографировал Лот, и издал свою книгу, сопроводив её очень скупыми, но очень даже дельными комментариями. Например, он говорил о том, что определение возраста по стилю – вещь весьма затруднительная. Рисунки, по его мнению, не позволяют точно определить вид тех или иных животных или расовую принадлежность людей. Нужно, как он считал, изучать костные останки и только на основе их анализа делать выводы. Но особенно ему не понравились «люди в скафандрах» – изображения фигур в странных костюмах, одну из которых Лот именно так и назвал: «Великий бог марсиан». По мнению Лажу, нам сложно понять духовный мир и рождённые им образы в воображении у древних. И вряд ли стоит считать, что они всегда рисовали только с натуры…

Сцена охоты на антилоп. Всё понятно, не так ли? Но почему у мужчин-охотников такие нитевидные тела? Что этим самым хотел сказать художник? А ведь он хотел – это несомненно. Первозданная непосредственность живописи палеолита в эпоху неолита была утрачена. Но зато живопись стала говорящей, теперь в ней присутствовали не только образы, но и известные и художнику, и зрителям знаки, понятные им, но, увы, непонятные нам
А вот это рисунок уже известного нам Пьера Жубера. Может быть, древний художник на плато Тассилин-Аджер рисовал именно так?!

Затем изучением рисунков в Сахаре занялся итальянец Фабрицио Мори. Его исследования позволили установить возраст наскальных изображений в Тассилин-Аджер более точно. Выяснилось, что они древнее, чем считали раньше. Так, оказалось, что неолит здесь, а также ряда других сопутствующих районов, древнее, чем неолит Южной Европы и Киренаики, причём керамика в Сахаре появилась в одно и то же время с появлением керамики в Передней Азии. Что же касается знаменитых гаплогрупп, по которым сегодня определяется очень многое, то генетики обнаружили, что носители субклада R1b1a2-V88 Y-хромосомной гаплогруппы R1b пришли на берега озера Чад с территории… Евразии 5700-7300 лет тому назад. То есть это были азиаты, а почернели они, значит, уже здесь, на месте!

Время рисунков уточняется, а гаплогруппы не перестают удивлять…



Источник

Просмотров: 311 | Добавил: Dmitrij | Искусство более условное. «Художественная галерея» Тассилин-Аджер… | Рейтинг: 0.0/0

Другие материалы по теме:


Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.
Всего комментариев: 0
avatar


Учётная карточка


Видеоподборка

00:38:01

00:37:39



work PriStaV © 2012-2024 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется
Наверх