Главная » 2016 » Апрель » 18
21:41

Использование волонтерских БЛА в ВСУ

Использование волонтерских БЛА в ВСУ

Волонтерский БЛА "Валькирия". Фото ©facebook.com

Выдержки из интервью штурмана беспилотника одной из волонтерских групп:

*****
Там же я познакомился с Заболотным Сергеем Вячеславовичем, на тот момент он был замкомбрига 30-ки, а сейчас - комбриг 58-ой бригады. Мы до сих пор дружим. Именно он тогда нам конкретно сказал, что им нужен беспилотник, а это было начало лета [2014 года].

Ясно, что мы не знали, что такое беспилотник, какой он, что с ним делают? Но сказали, что хорошо, сделаем. Когда приехали в Киев, за два дня разобрались, что имелось в виду, хотя нам рассказали о квадрокоптерах. И мы решили, что беспилотник - это квадрокоптер. Нашли одну фирму, договорились и они предоставили нам счет на два квадрокоптера. Волонтер Саша Хаджинов нашел бизнесменов в Белой Церкви - они оплатили. И через 2 недели от крайней поездки мы поехали уже с первым маленьким беспилотником, он назывался "Фантом". Если сравнить с тем, что мы имеем сейчас, то это первый квадрокоптер - сейчас это смешно, но на тот момент - это был беспилотник, он летал и реально работал.

Когда мы привезли его в Мистки, нам сказали, что замкомбрига учить, как пользоваться беспилотником, без толку, потому что надо учить разведку, которая находится на самом передке. В итоге привезли нас на военной машинке на Кемпинг - блокпост под Счастьем. Там я познакомился с 26-ой бригадой и ее замкомбригом, Барановым Сергеем Николаевичем. Сейчас он комбриг 44 бригады. Мы тоже до сих пор хорошо дружим. Когда нас отвезли в расположение к разведке в районе Металлиста, мы оказались в двух км от Луганска. Научили разведчиков, как пользоваться квадракоптером. Они при нас попробовали, протестировали. Вот так начались наши серьезные поездки к военным.

Когда мы передавали первый беспилотник, в Киеве как раз должны были сделать второй. Он был на порядок лучше, но при первом же полете мы его потеряли под Луганском. Ему не хватило батареи вернуться назад. Три дня искали - не нашли. Впечатлений тогда было - масса, потому что мы ходили, чтоб его забрать в зеленку, где-то 50 метров от сепарского блокпоста. Там катался их танк, патрулировал. Мы его слышали и видели. Искать беспилотник мы ходили пешком, но так и не нашли, а забирали нас оттуда на БМП, уже с шумом и выстрелами.

По приезде в Киев, мы как-то пересеклись с Юрой Касьяновым - мы с ним в Автодозоре вместе патрулировали улицы, вместе ловили титушек, отвозили покрышки на Майдан. А он со своими ребятами как раз заказывал беспилотник, и попросил у меня консультацию, потому что, когда они заказывали первый, я уже свой первый потерял. Было что рассказать. И буквально через неделю, через две мы решили объединить наши усилия с Юрой, а также с Сашей Фощаном, Ярославом Тропиновым и Лешей Савченко. Вот так я оказался в организации "Армия SOS".

Мы с Юрой организовали "третий этаж", так мы это называем, то есть производство беспилотников, их по сей день там производят. Сделали клич в фейсбуке, что нужны специалисты. Они проходили собеседования и вот так собрали команду тех, кто разрабатывает и собирает самолеты. Это был август 2014 года.

Как только мы занялись идеей строительства беспилотников, объявился Юра с позывным Одессит. Написал мне в фейсбуке и в прямом смысле начал навязываться, что у него есть самолетик, и он готов летать с нами. А мы тогда думали: "Да какой самолетик, квадрокоптеры - это сила, а самолетик - какая-то ерунда". Но оказалось иначе:

Юра Одессит таки навязал нам свое мастерство и свой самолетик. Сказал, что хочет с нами в АТО, и мы таки поехали вместе, загрузив в мой джип всю необходимую аппаратуру.

Едем с ним на Веселую Гору, к Заболотному, Баранову и начинаем летать самолетиком. И в отличие от квадрокоптера, этот аппаратик летал на расстоянии 7-8 км.

Сейчас, когда я смотрю видео о том полете, хочется плакать. Оборудование было еще не проработано, не продумано. Мы стоим на поле на Веселой Горе, вокруг стреляют САУ, катаются танки, стоит БМП и наш джип. На крыше - мачта, антенна, и чтоб ее ветром не снесло и ударной волной от САУшки, на ней висит каска, в каске - консервные банки. На капоте - тоже антенны. Машина все время заведена, во все прикуриватели вставлены источники питания, подключен монитор. Мы сидим в машине вдвоем с Юрой и летим. На тот момент не использовались какие-то аккумуляторы для этого всего, а была вот такая наземная станция.

Вот так, по сути, мы начали летать уже самолетом. Потом мы достаточно много раз туда катались. И со временем вот такой любительский самолет, правда чуть усовершенствованный, летал на 20 км, и пользовались мы им, вплоть до ДАПа, то есть до января 2015-го.

Еще с октября 2014 начали создаваться полетные группы Армии SOS. Появились уже хорошо оборудованные военные машины, наземные станции с аккумуляторами. Самолеты совершенствовались - все колоссально начало расти. На аппарате уже была не одна камера, а три, появились камеры с зумом. Параллельно с нами начали работать другие волонтерские группы.

... А мы разрослись до 4 полетных групп, по 2 человека в каждой. Один штурман, один пилот. Мы с Юрой Одесситом были второй полетной группой, я - штурман, Юра - пилот.
На восток мы с ним ездили на 5-7 дней, и нам было достаточно легко анализировать и прогнозировать, в каком месте что-то затевается. Потому что мы видели, на каких участках есть скопление техники, а на каких идет опустошение. Тема Дебальцево была понятна за месяц.

... А летали мы, что называется, под заказ, кто из военных просил, для тех и летали. От нас штаб сектора получал разведданные.

... Но мне очень запомнился Донецкий аэропорт. Мы попали туда 15 января 2015 года. И там столкнулись с проблемой актуальной для всех полетных групп, когда неоткуда летать. В районе ДАПа самолет невозможно было запустить вообще, потому что снаряды ложились везде, на какое поле ни приди. Пригласил нас туда из боец Правого сектора с позывным Ярый. Сначала мы приехали на блокпост "Республика Мост". Там под бомбежками я подбортировал колесо и получил массу впечатлений от обстрелов. С ним тоже под обстрелами мы проехали в Пески, там в 100 метрах от нас ложились один за одним снаряды. И ты едешь и думаешь - проскочу не проскочу, а бронежилет я забыл в Счастье.

Поскольку мы там были впервые - это для нас была абсолютно неизвестная территория. Есть такой нюанс, что когда ты смотришь на землю сверху, она чуть по-другому выглядит - и города, и ориентирование на местности. Когда ты летаешь там, где ты уже летал, чувствуешь себя как дома.

Проскочили мы в Пески, заехали в какое-то здание и поняли, что здесь вообще неоткуда летать. Сказали Ярому, что это очень плохое место для полетов и надо переезжать. К тому моменту, я на планшете выбрал место: от "Республики мост" начиналось село Первомайское. Там на карте слева я нашел интересную полянку. Рядом наших сил особо не было и туда, как мне казалось, не должны стрелять.

Выезжаем мы из дома и тут Ярый машет рукой, что стоп. Останавливаемся. А я понимаю, что сейчас наоборот надо очень быстро ехать, нельзя останавливаться, но мы стали. И тут в метрах 300 перед нами ложатся снаряды. Я не знаю, откуда Ярый узнал, может по рации, может еще как-то, но мы вовремя остановились. Затем очень быстро рванули к "Республике Мост". Я нашел таки ту полянку в Первомайском возле кладбища. Шикарный заезд, шикарное поле, правда, короткое для посадки, но мы отлично отработали в тот день. После третьего полета в нашу сторону начали ложиться снаряды, поэтому оттуда пришлось очень быстро уезжать. По результатам трех полетов, мы передали артиллерии 64 координаты расположения техники противника. Из этих координат 15 - наши позиции, еще 15 вражеских, которые арта знала, а остальные для них были абсолютно новыми. Арта была немного в шоке. Нам потом еще "подяку" вручили за то, что очень хорошо отработали.

... Следующий выезд уже был в феврале в район Дебальцево. Мы должны были сделать разведку Логвиново, тогда, когда дебальцевская трасса была уже перекрыта.

10 февраля, в 8 утра мы были в Артемовске, нас там встретила разведка 26-ой бригады и провела на позиции. В 9.30 утра мы уже делали первый полет из Светлодарска, а это 5 км до Логвиново.

Облака тогда были очень низко и разведку мы делали на высоте 40 метров. Удалось заснять полностью все Логвиново до деталей, кто в каком доме стоит, то есть отлично полетали, несмотря на то, что нас обстреливали.

Именно тогда как раз с полигона под Дебальцево пригнали 30-ку для усиления.

Мы когда Логвиново отлетали, первая фраза к 26-ке была: "а где здесь 30-ка, везите нас к ним".

После полета всегда надо делать видео-анализ. Описание, координаты, то есть провести кучу работы. Анализ занимает в два раза больше, чем сам полет. Один полет в среднем - час. Если три полета - 6 часов будешь анализировать.

Нас привезли в Мироновское - штаб первого батальона 30 бригады. Штаб находился в подвале, там нас Собко быстро познакомил с комбригом 30-ки Якубовым и люди очень сильно обрадовались, потому что им на штурм идти, а тут анализ приехал, то есть самая свежая информация. У них просто был ступор, когда они получили картинки с высоты 40 метров - анализ каждого двора, каждого дома. 11 утром в этом подвале организовался штаб-сектор в прямом смысле слова. Вся координация происходила с этого места. Туда приезжали все разведчики, приехал генерал Сырский, якобы координировать действия военных.

По результатам наших полетов и полетов за 11 число, был основной штурм Логвиново 12 числа. Все подразделения, которые были там, получили координаты, которые мы им предоставили.

С 10 по 16 февраля мы ежедневно летали. Когда 14 числа нужно было очень срочно сделать разведку, мы вышли из подвала - видим стоит разрушенное здание. Вытащили всю наземку на крышу. Раскрыли технику, нашли тенек, сели, чтоб мониторы было видно, и запустили самолет по ветру - это вообще что-то невероятное, потому что самолеты всегда пускают против ветра. Думаю, мы смогли это сделать, потому что были на втором этаже, а пустили по ветру, потому что в другую сторону не было куда.

И мы таки отработали - облетали все Логвиново, параллельно проверили запасную трассу, по которой наш спецназ уже вводил конвой в Дебальцево, а обратно забирал раненых. Но, когда надо было возвращать самолет, было не ясно, где делать посадку. До полета мы об этом не подумали. Домики вокруг подозрительные. Кругом очень бахкает. Увидели в метрах 150 поле и решили приземлить самолетик туда. На крыше с нами были военные, и мы попросили их передать по рации, чтоб наши не стреляли по самолету. Было ли там минное поле - неизвестно. Но мы достали наш беспилотник.

Так как мы целый день летаем, весь анализ происходил ночью в подвале, и обратно мы возвращались в Артемовск уже, когда темно. Ехать надо было с выключенными фарами. Иногда я ночевал, а Юру отвозил, ему уже 58 лет и нужно было отдыхать. Сам часто возвращался обратно, чтоб проводить анализ дальше.

... Вплоть до перемирия, то есть до 16 числа, мы в день выдавали артиллерии по 60-70 целей. Я на оперативной карте рисовал маршруты движений сепаров. Так как была зима, снег, очень хорошо было видно следы. 15 стало известно, что будет перемирие, а 13 или 14 числа к нам приезжал Семенченко, который одновременно и ездил на позиции и лежал на тот момент в госпитале. В этот же день в фейсбуке он зачем-то выложил пост про запасную дорогу, именно ту, по которой шла спецура, а мы ее потихоньку облетали и уже 15-го никакие конвои по той дороге больше не ходили, потому что она была под обстрелами со стороны Санжаровки.

Перемирия все ждали очень сильно, и я уверен, что хотели его, как и с нашей стороны, так и со стороны противника. Устали все до ужаса и просто валились с ног. В эту ночь я как раз заканчивал анализ полетов, думал, дождусь перемирия и поеду. Но в 4 часа 16-го проснулся от того, что посыпался потолок. Снаряд упал где-то в 3 метрах от входа в блиндаж. И с подвала я не мог выйти даже перекурить до 12 часов дня. В то время, когда у сепаров была перезарядка я, воспользовавшись моментом, бегом отправился в машину и уехал.

Так у нас закончилось Логвиново, мы выполнили что могли, и если арта не стреляет, то мы мало нужны. Массовый выход из Дебальцево мы не застали.

... Как и в самом начале наших полетов, так и сейчас мы стараемся, чтоб на линии фронта кто-то был постоянно. На сегодняшний день мы имеем самолет, который суммарно летает 90 км, на нем установлено 3 камеры,по зумкамере, если погода позволяет лететь на высоте 200 метров, то можно даже распознать человека. Это первый аппарат - он управляется руками, а второй тип самолета уже разработан и будет запускаться в работу - это серия для военных, он прост в управлении: на планшете ставятся точки и самолет по ним летит.

Он уже прошел испытания здесь, скоро поедем испытывать их в АТО. После этого пойдет реклама для волонтеров, чтоб они могли покупать самолеты военным, которым помогают.

Сейчас у Ярослава Тропинова с Юрой Одессой получилась группа на длительные выезды. Недавно они пробыли на востоке полтора месяца. А я с Лешей Савченко ездим ненадолго, дня на 4.

 

 

Источник: http://twower.livejournal.com



Просмотров: 640 | Добавил: epaulette | Использование волонтерских БЛА в ВСУ | Рейтинг: 1.0/1

Другие материалы по теме:


Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.
Всего комментариев: 0
avatar


Учётная карточка


Видеоподборка

00:38:01

00:38:50


00:38:14

work PriStaV © 2012-2024 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется
Наверх