Все мы – граждане России. Но Россия – огромная страна, а потому у нас большую роль для людей играет малая Родина. Кто мы, прежде всего, россияне или питерцы, москвичи, сибиряки… А если ещё на это наложится национальное и религиозное самосознание? Кем, например, ощущает себя живущий в Москве и исповедующий ислам дагестанец, родители которого переехали в Москву ещё до его рождения? Какое из своих определений он поставит на первое место при вопросе «Кто ты?» Как видим, на этот простой вопрос можно ответить очень по-разному.
Для проведения внятной внутренней национальной политики необходимо разобраться с этими ответами и понять, чем каждый из них отличается и к каким следствием ведёт. Заниматься подобными размышлениями призваны философы, которые и собрались в Махачкале на XII Всероссийской конференции «Проблемы российского самосознания: историческая память народа». Хотя конференция проходила в конце апреля, подробный обзор докладов, озвученных на ней, появился на сайте РАН недавно. Я не буду пересказывать содержание конференции, а тоже порассуждаю на темы, которые показались мне интересными.
Значение темы
По мнению участников конференции, проблема российского самосознания по стратегической значимости не уступает ни ракетам, ни нефтегазовым месторождениям. В самом деле, если человек на первое место ставит «Я – гражданин России», то тогда мы можем надеяться на прочное единство страны. Следовательно, нужно проанализировать ситуацию и на основе анализа решить, что делать дальше.
В условиях кризиса самоидентичности можно попасть в разного рода ловушки, подстроенные недоброжелателями нашей страны. В распаде СССР важную роль сыграл региональный сепаратизм и национализм, на который вовремя не обратили внимания центральные власти. Россию пытались развалить по тому же самому сценарию, что обошлось нам в тысячи жизней солдат и мирных жителей в Чечне.
Как такое могло случиться? Как развалился СССР? Отчего могла распасться Россия? Причина здесь кроется в утере исторической памяти или, точнее, в подмене исторической памяти ложными воспоминаниями. Искажения и откровенные фальсификации некогда общей истории – это факт на всём постсоветском пространстве. Что же это такое историческая память?
Историческая память
В обычном понимании память – это представление о прошлом, и оно не тождественно знанию прошлого. Историческая память – это представление народа о своей истории, которое может не соответствовать знанию истории, то есть описанию истории, предлагаемого наукой. На примере одной соседней страны мы можем видеть, как государственная пропаганда насаждает в народе представления об истории, прямо противоречащие мировой науке.
Для искажения исторической памяти иногда даже не требуется переписывать историю – достаточно изменить оценки событий или дать им другие названия. За примером далеко ходить не надо. Воссоединение Крыма с Россией в западной прессе и в среде отечественных либералов называется «аннексией Крыма». Всего лишь разные названия одного и того же события, но какое разное восприятие!
В нашей стране масштабная переоценка истории без изменения фактического материала происходила несколько раз, только за двадцатый век как минимум дважды. Большевики после прихода к власти стали представлять всю дореволюционную историю как историю революционной борьбы трудящихся против антинародного самодержавия. Во время Перестройки и после падения СССР переоценке подвергся советский период нашей истории. И сейчас, кажется, происходит очередная переоценка, результатом которой может стать своего рода примирение с прошлым.
Прошлое в настоящем
Каждый по своему опыту знает, что некоторые воспоминания, даже спустя долгое время, не теряют своей эмоциональной силы. Человек способен переживать воспоминания, словно бы это события настоящего. Но ещё удивительнее, что люди способны переживать столь же живо события, которых не было в их личном прошлом. Показательный пример – акция «Бессмертный полк», а также все горячие дискуссии на тему войны.
Такой эмоциональный перенос прошлого в настоящее и фактическое отождествление себя с героями прошедших времен поддерживает историческую память и способствует консолидации народа. Но такой эмоциональный накал приводит и к неизбежным искажениям. Все, кто пережил ту войну, начинают восприниматься как герои, независимо от действительных заслуг. Противник же неизбежно демонизируется. И в итоге у нас получается не просто война, а апокалиптическая битва Добра со Злом.
История и будущее
Историческая память, как мы видим, является очень важной частью общественной жизни. Единство исторической памяти у большинства членов общества способствует сплочению общества. Разрушение этого единства ведёт к разобщению. А поскольку основы исторической памяти закладываются ещё в детстве на школьных уроках истории, ни одно государство мира не оставляет школьную программу без присмотра.
Совет Европы, например, в 2001 году издал «Рекомендации о преподавании истории в XXI веке». Несмотря на то, что вся история Европы является по большей части историей войн европейских народов между собой, Совет Европы считает, что, помимо всего прочего, преподавание истории должно стать решающим фактором в примирении, признании, понимании и взаимном доверии между народами.
Я думаю, что эту рекомендацию следует применить и в нашей стране, если мы хотим себе благополучного будущего. История России и Советского Союза в зависимости от предпочтений конкретного гражданина воспринимается ныне либо в похабно-карикатурном, либо в пафосно-иконописном виде. Показательными в этом плане были посты и комментарии, появившиеся в день памяти расстрела царской семьи.
Не вызывает сомнения, что вокруг нашей истории развернулась настоящая информационная война. Нет сомнений и в том, кто является инициатором этой войны. Сильная и независимая Россия всегда была вызовом Западу. Манипуляции с исторической памятью и использование разногласий в обществе по поводу собственного прошлого позволит нашим недоброжелателям направить нашу страну в направлении выгодного для них будущего.
Для противодействия этому нужно сделать, на первый взгляд, совершенно парадоксальную вещь. Нужно определиться с ценностями и целями будущего нашей страны. Когда у нас будет ясное и определённое видение будущего, мы сможем дать правильную оценку нашему прошлому. Выбор будущего — это основа для достижения общенационального согласия. Тогда мы точно сможем разобраться с тем, что в прошлом для нас имеет непреходящую ценность, и что в нашей истории может служить вдохновляющим образцом и идеалом.
Источник: http://cont.ws
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас