Главная » 2019 » Март » 28
17:53

История одного боя: Охота на «Ночного охотника»

История одного боя: Охота на «Ночного охотника»

Или как сербский дивизион ПВО всего за 12 минут разрушил американскую концепцию воздушной войны.

20 лет назад случилось событие, которое вынесло приговор первому поколению американских самолетов - невидимок. Такого в истории послевоенной американской военной авиации еще не было. Самолеты, которые были при появлении названы "последним достижение техники", оказались на свалке всего через 20 лет с дня начала своей службы.

В американских СМИ постоянно обыгрывается версия, что успех сербских ПВОшников было лишь досадной случайностью. Но как показывает детальный анализ боя, главной причиной успеха сербов стало хорошее знание собственных возможностей, а еще изучение возможностей оружия и тактики противника. 27 марта 1999 года подполковник Джордже Аничич охотился именно за F-117 и сумел выйти из этой схватки победителем.

Чтобы понять, что именно произошло в тот «роковой» для американской авиации день, нужно проследить всю историю создания, успеха и «падения» первого американского самолета-«невидимки» F-117А, на который американское командование в 1980-х возлагало огромные надежды…

Рождение «невидимки»

Высокая боевая эффективность новейших советских ЗРК, была показана в ходе войны во Вьетнаме и особенно накануне и во время арабо-израильской войны «судного дня». Именно тогда советские ЗРК всего за несколько дней сбили и повредили в общей сложности десятки израильских самолетов, что заставило американское командование всерьез задуматься о создании самолета, способного прорывать эшелонированную воздушную оборону противника и своими ударами полностью ее дезорганизовывать.

Рожденный в этой концепции истребитель-бомбардировщик F-117 «Ночной ястреб» совершил свой первый полет в 1981 году. За свою несуразную форму и очень слабые летные характеристики пилоты прозвали его «летающий утюг».

Аварийность самолета была очень высокой (всего за время недолгой эксплуатации в различных авариях было потеряно 6 из 64 произведенных машин), а потому пилоты его очень не любили. Но все это компенсировалось высокими, как тогда считалось, параметрами незаметности новой машины, которая и должна была полностью оправдать все остальные ее недостатки.

Боевое крещение

В 1988 году первая эскадрилья самолетов F-117 была обрела статус оперативной готовности, а уже в 1991-ом состоялось боевое крещение новой машины.

Во время войны в Персидском заливе F-117 должен был сделать то, ради чего он собственно и создавался – прорвать и уничтожить воздушную оборону противника, поразить его главные РЛС и командные центры войск ПВО и тем самым расчистить дорогу основным ударным силам авиации, следующей за первой волной.

 

Для проверки этого плана, в начале января 1991 года самолеты F-117 совершали многочисленные полеты вдоль иракской границы, пытаясь выяснить на самом деле они невидимы для иракских РЛС или нет. Эксперименты показали, что все так и есть - противник их не видит и это окончательно убедило американское командование.

В ночь с 16 на 17 января первая волна из 10 F-117 нанесла удары по центрам управления ПВО Ирака, РЛС дальнего обнаружения воздушных целей, дому правительства и узлам связи. Чуть позже вторая волна из 12 F-117 нанесла «контрольные» повторные удары по этим целям, а также по штабу ВВС Ирака, телецентру Багдада и центру спутниковой связи.

В результате действий «Ночных ястребов» в системе ПВО Ирака были пробиты четыре большие «бреши», куда и устремились F/A-18 Hornet, EA-6B и F-4G, которые благодаря удачной идеи имитации массированной воздушной атака при помощи КР и БПЛА добили противорадарными ракетами AGM-88 HARM оставшуюся без центрального управления и наведения иракскую систему противовоздушной обороны.

 

Фактически в первый же день войны система ПВО Ирака, как единый рабочий механизм перестала существовать и это полностью подтвердило работу новой американской концепции прорыва. Главным героем того для стал самолет-«невидимка» F-117 без которого американцам «не удалось бы обойтись такими малыми потерями в первый и самый опасный период воздушной войны».

 

Окрыленное успехами командование ВВС США далее использовало F-117 для нанесения ударов и по тактическим целям (например, для поражения стратегических мостов через Евфрат, которые до этого в течении нескольких дней безуспешно бомбили другие «менее эффективные» самолеты), буквально загоняв при этом пилотов «невидимок» до полного изнеможения.

Казалось, вот оно подтверждение правильности сделанного выбора. Но этот вывод оказался поспешным и уже следующая война для «Ночных ястребов» стала их приговором.

1999 год

Маленькая, но гордая Сербия в 1999 году должна была принять либо условия собственной капитуляции, либо выдержать войну с огромным воздушным флотом стран-НАТО.

Тот год подполковник Джордже Аничич встретил на должности заместителя командира 3-го дивизиона 250-ой бригады ПВО ВС Сербии, вооруженного ЗРК С-125 советского производства. К тому моменту они считались уже довольно устаревшими системами и очевидно не могли противостоять всей воздушной мощи ВВС стран НАТО. Руководство ВС Сербии прекрасно понимало, что силы более чем неравны, но разговоров о «капитуляции без боя «не было. Наоборот, был разработаны планы обороны, которые и начали приводиться в действие поздно вечером 23 марта 1999 года.

Первым делом нужно было рассредоточить силы и вывести их из под первого удара. Ракетный дивизион Аничича в ночь на 24 марта покинул расположение и начал выдвижение на запасную боевую позицию. Уже не марше комдив получил сообщение, что решение было своевременным потому что только что покинутые позиции подверглись усиленной бомбардировке ВВС НАТО и все оставленные на ней макеты «успешно» были поражены американскими «бандитами» (именно так называли себя летчики F-117).

Дивизиону Аничича была поставлена задача - прикрытие северных «воздушных» подступов к Белграду. Весь день 24 марта шла передислокация и размещение на новом месте. А уже 25-го дивизион начал свою игру в кошки-мышки.

 

С учетом подавляющего технического превосходства противника, вести открытую войну с ним было просто безумием. Как показывал опыт недавней иракской войны, это гарантировало бы полное уничтожение максимум в течении первых двух суток боев. Рассчитывать в такой ситуации можно было только на хитрость и смекалку. Нужно было как-то заманить противника в ловушку, лишить его таким образом тактического преимущества и по возможности уничтожить.

Тактический замысел будущего боя Аничича был довольно прост и основывался на опыте советских ракетчиков периода Вьетнамской войны и изучения тактики действия американских «бандитов» во время войны в Персидском заливе.

Было очевидным, что приоритетной целью для американских стервятников в первые дни будут именно сербские системы ПВО, а потому обнаружение их должно сразу же привлечь внимание «Ночных ястребов». Аничич знал, что те должны постоянно барражировать неподалеку в ожидании того мгновения, когда сербские зенитчики не выдержат и включат свои радары.

Именно поэтому рядом с настоящими РЛС на расстоянии нескольких сот метров от них были оборудованы имитаторы. Это было большим риском, но именно этот риск позволял выманить противника и лишить его бдительности.

Сам прием был отработан советскими специалистами еще во Вьетнаме и очень хорошо зарекомендовал себя против американских противорадиолокационных ракет. Но близкое расположение позиций имитатора в случае неточного бомбометания со стороны американцев, подвергала реальную станцию большой угрозе. Но к счастью для сербов именно точность (на которую и рассчитывал Аничич) американцев и не подвела… А еще они не стали отходить от старых шаблонов (за что и поплатились)

Тот роковой бой

Все подготовительные действия были завершены в 20.00 27 марта и в 20.30 началась сербская охота на «Ночного ястреба»...

Окончание...



Просмотров: 497 | Добавил: kravcov_ivan | История одного боя: Охота на «Ночного охотника» | Рейтинг: 0.0/0

Другие материалы по теме:


Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.
Всего комментариев: 0
avatar


Учётная карточка


Видеоподборка

00:38:01



00:38:14

work PriStaV © 2012-2024 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется
Наверх