Главная » 2021 » Декабрь » 16
18:02

История униформы. Униформа как система знаков

История униформы. Униформа как система знаков

Как видите, уже в глубокой древности, а Библия была написано очень давно, люди различали обычную одежду от «служебной», выделявшей одетых в нее из толпы. И вот сегодня мы начнем еще один цикл статей, продолжающий тему «история одежды», цикл, целиком посвященный истории военной форменной одежды, то есть униформы. Между прочим, само слово «униформа», обозначающее единообразную одежду, в отношении армейской одежды применяется всего лишь около двух столетий, однако, в ее нынешнем понимании униформа появилась, по крайней мере, за сто лет до этого: в большинстве европейских армий она получила всеобщее распространение на рубеже XVII–XVIII веков.

История униформы. Униформа как система знаковУниформой можно считать одеяния рыцарей духовных орденов… Кадр из кинофильма «Крестоносцы» (1960)

Если же заглянуть еще дальше в прошлое и расширить понятие униформы, говоря о военной одежде вообще, можно заметить, что некая, характерная только для людей, носящих оружие, культура одежды существовала с незапамятных времен. Одним из ее критериев является использование определенного, принятого только в данной армии общего знака. Но о прапредках современной униформы мы говорить пока не будем, а начнем свой рассказ как раз с конца XVII века, когда в армиях разных стран начали появляться боевые подразделения, одетые в одинаковые по покрою и цвету костюмы.

И священнослужителей – монахов, священников и кардиналов. Вот, например, как просто, но со вкусом выглядело облачение кардинала Ришелье. Кадр из кинофильма «Три мушкетера» (1961)
Доспехи аркебузира 1638 года. Ну, скорее всего, это не доспехи рядового стрелка, а доспехи офицера, сделанные на заказ. Тем не менее под них уже тогда одевался камзол из прочной кожи. И в нем вполне можно было сражаться и без доспехов! Королевский Арсенал, Лидс

Прежде всего, следует оговориться, что наличие общих знаков отличия свойственно не только военной одежде. Например, панталоны санкюлотов (фр. sans-culottes; букв.: без коротких штанов), бойцов Великой французской революции, в то время служили именно таким знаком, отличающим их от аристократов, носивших кюлоты – короткие штаны из дорогой ткани, и выглядывавшие из-под них чулки. Аналогичную роль играли нищенская сума в голландской революции XVI века или нарукавные повязки петроградских красногвардейцев. Названые примеры связаны с поворотными историческими событиями, однако знаки, являющиеся символическим выражением группового сознания, принадлежности к той или иной общности, как обыденное явление повсеместно встречаются и в настоящее время, например, «оранжевые жилеты» во Франции.Кстати, именно Франция первенствовала в создании единообразно одетых солдат. Еще в 1600 году король Генрих IV завел роту «карабинеров» из дворян, вооруженных легкими карабинами, которые стали его личной гвардией. В 1622 году по приказу короля Людовика XIII карабины заменили длинноствольными мушкетами, после чего гвардейцев стали именовать «мушкетерами королевского военного дома» или просто «королевскими мушкетерами».

Французский королевский мушкетер 1660 г. Иллюстрация из книги V. Vuksic, Z. Grbasic. «Cavalry. The history of fighting elite 650BC–AD1914» London, Cassell, 1994. P. 133

Униформой мушкетеров стал короткий плащ лазоревого цвета с серебряными галунами и белыми крестами, нашитыми на него и спереди, и сзади, и на боковых его лопастях. Кресты эти были из бархата, с вышитыми золотыми королевскими лилиями на концах и алыми трилистниками в перекрестиях. Кони серой масти (вернее, белой либо же серой в яблоках) дали и название «серых мушкетеров». Были еще и «черные мушкетеры» (по масти коней, присвоенной им в 1663 году). Вооружение составляли мушкет с сошкой, шпага, палаш (для боя в конном строю), пара пистолетов, дага (кинжал для левой руки) и перевязь буйволовой кожи с патронами, пороховницей, мешочком для пуль и запасным фитилем. Ну а после появления багинета в этот набор включили и его. При этом казна выдавала мушкетерам лишь мушкет, прочее же вооружение и снаряжение, включая коня и слугу, мушкетер должен был покупать либо нанимать самостоятельно.

Мушкетеры короля против гвардейцев кардинала (по сути, тех же мушкетеров с теми же самыми функциями). Красный цвет плащей гвардейцев был принят по аналогии с цветом кардинальской мантии. Белый простой крест – символ веры. Обратите внимание, что они в чулках, а не в сапогах. А зачем им сапоги, если они в городе? Их надевали, собираясь ехать верхом! Рис. Грэхема Тёрнера
Менялась мода – менялась и униформа королевских мушкетеров… Вот так они выглядели в конце XVII века. Рис. Грэхема Тёрнера

Так, в 1673 году мушкетеры получили золотые галуны в первой роте и серебряные – во второй. А в 1677 году их одели в красные мундиры с золотыми или серебряными галунами и ботфорты черной кожи. Шляпа также была черной с белыми страусовыми перьями. А вот характерные лазоревые плащи-казакины в 1688 году заменили на такого же цвета супервесты (безрукавки, носившиеся поверх мундира).По сути дела, это были легковооруженные конные стрелки, которые охраняли особу короля во время его выходов и на прогулках, а также сопровождали его в тех кампаниях, в которых он участвовал лично. Впоследствии форма королевских мушкетеров неоднократно изменялась, следуя за общей модой, однако упразднили их окончательно лишь в эпоху Реставрации, то есть при Людовике XVIII, в 1816 году!

Мушкетеры в супервестах. Рис. Грэхема Тёрнера
Черные мушкетеры в повседневной форме, гравюра Ф.Д.Н. Дьедонне, 1815 г.

В одежде такого типа проявляется своего рода сознательное начало, однако это отнюдь не тождественно нормативности. Если вопросами, связанными с этой единообразной или отличающейся лишь определенным общим знаком одеждой, с целью ее кодификации начинает заниматься власть, в большей или меньшей зависимости от которой находится – носящая эту одежду группа людей, определяя эту одежду или какую-либо ее деталь в качестве обязательной для каждого члена данной группы, то в одежде начинают проявляться первые характерные признаки униформы.Чем сильнее имеющая поначалу ярко выраженную экономическую природу, а затем рождающая и идеологию зависимость от законодательных намерений власти, тем более явным образом проявляются внешние признаки унификации костюма. Эти определенные в нормативном порядке виды одежды различных групп приобретают признак долговечности и в силу их идеологической обусловленности в меньшей степени зависят от переменчивой моды времени. Члены данной группы таким образом выходят из ведущегося в обществе «состязания» в нарядах. Такая степень нормативности проявилась, например, уже в одежде рыцарских и монашеских орденов Средневековья, став свидетельством того, что единообразие в одежде было привилегией не только армий. С другой стороны, военная одежда, хотя внешне она действительно представляет собой униформу, отнюдь не является результатом одних лишь волевых решений – в гораздо большей степени она становится результатом приспособления к объективным требованиям.

Изменение формы королевских мушкетеров с 1660 по 1814 год. Илл. Чарльза Вернера (1831–1887)
Весьма характерной была и униформа польских «крылатых гусар». Примерно одинаковые «доспехи в три четверти» были в целом у них похожими, «барсы» – шкура леопарда, а то и тигра, считалась непременным атрибутом «настоящего гусара». Но самым главным форменным элементом были «крылья» с перьями. Известно, что 3 000 именно таким вот образом снаряженных польских гусар отличились в битве под Веной в 1683 году! Иллюстрация из книги V. Vuksic, Z. Grbasic. «Cavalry. The history of fighting elite 650BC–AD1914» London, Cassell, 1994. P. 133
Атака «крылатых гусар» выглядела весьма впечатляюще! Кадр из кинофильма «Огнём и мечом» (1999)
Была в то время и определенная произвольность выбора военного «костюма». Например, вот такие «трехчетвертные латы» носили германские всадники. Просто жуть, не так ли? Императорская оружейная палата Вены. Фото автора

Если в других униформизированных группах общие знаки являются до определенной степени продуктом произвольного выбора, то в армии использование знаков различия вызвано насущными потребностями войны: способность к ориентировке во время боя, различению своих и противников – это элементарные требования для военных всех стран, народов и эпох. При достижении определенного уровня организации символом может стать вся одежда целиком или же большинство ее элементов. В нерегулярных же военных объединениях, как, впрочем, и в самой армии, с практической точки зрения достаточны знаки различия и идентификации, которые используются только во время боя. Это может быть или деталь одежды определенного цвета, или родовой герб, как у рыцарей Средневековья, или даже знамя, игравшее такую роль уже в римских легионах. Использование герба в военной одежде отразилось и в этимологии немецкого слова «Waffenrock» (мундир). Как бы естественно ни выглядело соединение двух его частей, за первой из них кроется не «die Waffe» (оружие), a «das Wappen» (герб), который был изображен на надевавшейся поверх лат мантии или тунике. Боевыми идентификационными знаками следует считать и оранжево-красный пояс, введенный Валленштейном в австрийской армии в Тридцатилетнюю войну, а также появившиеся во французской армии в XVII веке кокарды на шлемах.Как раз в это время стали делиться на мушкетеров и копейщиков-пикинеров. Мушкетеры доспехов не носили, но могли носить шлемы, хотя большинство предпочитало шляпы с широкими полями, опять-таки, по моде того времени. Униформой пикинеров была кираса с набедренниками, шлем морион или кабассет. Тяжелая кавалерия делилась на кирасир, рейтаров и копейщиков. Как уже отмечалось, особо воинственный вид польским гусарам придавала наброшенная на плечи вместо плаща шкура леопарда, льва или тигра…

Интересно, что такие же латы в XVI–XVII вв. принадлежали и копейщикам, отличие было лишь в наличии крюка для копья на кирасе. Но их количество быстро сокращалось. Императорская оружейная палата Вены
На данной иллюстрации показаны образцы ранней форменной одежды первой половины XVII века (слева направо): польский крылатый гусар, шлем кабассет (внизу), всадническое копье, подставка для мушкета (форкет) и сам мушкет, внизу слева – мушкетер, справа – пикинер. Foster G., Hoch P., Muller R. «Uniformen europaischer Armeen» VEB, Berlin, 1978. P. 55

Формированию униформы способствовала установившаяся по всей Европе в XV–XVI веках специфическая практика, состоявшая в том, что местные власти (феодалы, города, нобилитет) выставляли в счет военного налога для государя более или менее значительные отряды войск, которые получали обмундирование в централизованном порядке. Часть жалования солдат, экипированных таким образом, расходовалась на их одежду. Например, выставлявшиеся Нюрнбергом пешие и конные войска в честь местного правителя имели красно-белую форму. Хотя эти отряды и имели одежду одинаковых цветов и фасонов, ее выбор был еще случайным, зависящим от материальных возможностей и моды. Но сам обычай централизованных закупок и снабжения отдельных воинских подразделений, окончательно сложившийся в годы Тридцатилетней войны, стал основой для подобной практики XVIII века уже в отношении всей армии.В ходе Тридцатилетней войны внешний облик солдата продолжал стандартизироваться, хотя всеобщее обнищание последних лет войны и показало обратную тенденцию. Теперь военный костюм почти всех солдат состоял из кожаных колетов, ниспадающих воротников, широких шаровар и фетровой шляпы с широкими полями.

Показанный на этом рисунке офицер имеет характерный внешний вид эпохи Тридцатилетней войны. Офицеры обычно были одеты как солдаты, но их камзолы и штаны было более пышно украшены галунами. Правда, одежду солдатам приходилось оплачивать по большей части самим, но офицеры и командиры полков теперь все чаще и чаще стали закупать и обмундирование для своих войск оптом, что привело к еще большей стандартизации одежды. Рядом с ним типичный кирасир эпохи Тридцатилетней войны. Три нарисованные здесь шпаги относятся к концу XVI – началу XVII в. Последняя в ряду – польская сабля – начало XVII в. Foster G., Hoch P., Muller R. «Uniformen europaischer Armeen» VEB, Berlin, 1978. P. 57

Одним из отличий того времени стали разноцветные кушаки и шарфы через плечо. Они были белыми, красными, оранжевыми...



Источник

Просмотров: 354 | Добавил: Dmitrij | История униформы. Униформа как система знаков | Рейтинг: 0.0/0

Другие материалы по теме:


Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.
Всего комментариев: 0
avatar


Учётная карточка


Видеоподборка

00:38:01

00:38:50



work PriStaV © 2012-2024 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется
Наверх