А было так, что был в Италии завод «Терни», которым управлял… сэр Уильям Армстронг, а создан этот завод был для снабжения итальянского флота морскими орудиями. И он эти орудия действительно поставлял, но на рубеже веков переключился на производство артиллерийских орудий и для армии. Одной из первых таких разработок стала Cannone Da 149/35 A (149 – калибр в миллиметрах, 35 – длина ствола в калибрах). 149/35 A сложно назвать современной конструкцией: гашения отката у орудия не было. То есть это была просто старомодная артустановка, которая откатывалась назад и попадала колесами на две рампы тормоза отката – клинья, расположенные позади них. По ним орудие катилось при выстреле «в гору», а затем скатывалось обратно, когда действие силы отдачи прекращалась. Из-за этого орудие приходилось после каждого выстрела наводить заново. Кроме того, его было довольно сложно готовить к открытию огня: это требовало около двух часов работы, так как оптимальные результаты были бы получены, когда орудие было установлено на специальной деревянной платформе. Но, помимо низкой скорострельности (в лучшем случае один выстрел в минуту, часто и ниже), у орудия были и свои плюсы: высокая начальная скорость (651 м/с) обеспечивала неплохую дальность стрельбы (16 500 м) и гранаты весом 42 кг (ОФ) и 43,4 кг (шрапнель). То есть для такого относительно малого калибра – все-таки не 155 и не 152, оно стреляло снарядами достаточного могущества. Вес орудия составлял около 8,2 тонны, но оно все равно было достаточно универсальным и могло использоваться как в качестве осадной артиллерии, так и в качестве тяжелой полевой. Орудие Da 149/35 A появилось в 1905 году и сразу же стало широко использоваться. Батарея состояла из 4 орудий, 4 тягачей и 10 грузовиков со стандартным боезапасом по 70 гранат на орудие. Само орудие можно было буксировать с максимальной скоростью 6–8 км/ч. То есть нельзя сказать, что у этого орудия были высокие показатели. И тем не менее эта пушка эффективно использовалась итальянской армией на всех этапах Первой мировой войны и, несмотря на свой возраст, оставалась на вооружении и в середине войны, и даже прослужила вплоть до Второй мировой войны. Da 149/35 A последний раз видели в бою во время вторжения союзников на Сицилию, хотя к тому времени она уже полностью устарела. Такая вот интересная судьба была у этой пушки-старушки – самой «малокалиберной» среди подобных орудий союзников по Антанте.
Италия
Cannone Da 149/35 A
Итальянская Mortaio da 210/8 DS (мортира калибра 210-мм) была разработана в последние годы XIX века и предназначалась для использования против укреплений и других подобных хорошо защищенных целей. Чтобы привести Mortaio da 210/8 в действие, требовалось немало усилий, так как орудие приходилось разбирать при перемещении даже на небольшое расстояние, а все части грузить на прицепы или транспортеры. При сборке орудия на тщательно выровненной площадке требовалось сначала установить тяжелую деревянную платформу (не входящую в транспортируемый вес орудия), после чего оно могло собираться.
Mortaio da 210/8 DS
Эта работа обычно занимала от 6 до 8 часов. Хотя, если сравнивать ее с пушкой калибра 149-мм, то окажется, что вес ее в походном положении составлял 7,8 тонны, а в установленном для ведения огня и того меньше – 5,79 тонны. Удачное техническое решение позволяло ей поворачиваться на 360°. Так что неподвижность этого орудия не была такой большой проблемой для итальянцев, так как линия фронта вдоль границы с Австро-Венгрией большую часть времени была довольно статична. Общая длина ствола составляла всего 9,7 калибра (2 048 мм), а длина канала ствола – всего 7,1 калибра. Углы вертикального наведения от –15° до +70°. Орудие могло стрелять 101,5-килограммовым снарядом с начальной скоростью 340 м/с на максимальную дальность всего 8 450 м. При этом эффект действия его снарядов усиливался за счет почти вертикальной траектории падения снаряда. Скорострельность была низкой: обычно 1 выстрел в 7–8 минут. В орудии использовался вариант так называемого лафета Де Стефано, отсюда и буквы DS в обозначении. Устроен он был так, что большая часть отдачи поглощалась люлькой, на которой покоился ствол. При выстреле люлька скользила назад по коротким наклонным пандусам. При этом весь верхний лафет также откатывался на четырех колесах по двум наклонным рельсам. Затем он возвращался назад в исходное положение под действием силы тяжести и возвратной пружины. Mortaio da 210/8 DS использовался в батареях, состоящих из 4 орудий, 4 грузовиков и 1 машины с боеприпасами. Батарея в движении растягивалась на 420 м и двигалась с максимальной скоростью 6–8 км/ч. Это орудие использовалось и во время Второй мировой войны, хотя оно давно уже и явно устарело.
Что касается Японии, то тут надо начать с того, что вместо 150–155-мм они использовали 10-см (105-мм) германские пушки-гаубицы – типичные орудия начала ХХ века. Интересно, что в годы Первой мировой войны эти же орудия Япония поставляла России, но… с рассверленным до 107 мм каналом. И вот так эти японские пушки у нас и появились.
Япония
Ну а главными крупнокалиберными орудиями у японцев были 240-мм и 280-мм гаубицы-мортиры. 24-сантиметровая Type 45 была принята на вооружение в 1912 году в качестве замены тяжелых 28-сантиметровых гаубиц Круппа, которые с большим успехом использовались во время осады Порт-Артура в 1905 году во время Русско-японской войны. 24-сантиметровая гаубица была первым крупным артиллерийским орудием чисто японской конструкции, хотя некоторые идеи европейских конструкторов, похоже, повлияли на ее устройство. Как и у многих крупнокалиберных орудий, цапфы ствола крепились к люльке, внутри которой мог скользить ствол. К люльке и стволу крепились два цилиндра тормоза отката и накатника. Гаубица заряжалась под углом 0°, а снаряд доставлялся к ней на небольшой тележке с колесами. У гаубицы был небольшой кран для подъема снарядов. Также у нее было сразу два орудийных щита – большой щит с вырезом для ствола, прикрепленный к вращающейся платформе, и щит меньшего размера, прикрепленный к стволу, который поднимался вместе с ним, предположительно для защиты расчетов орудия от дульного пламени. Казенная часть, обычная в японской практике, имела винтовой затвор. Боеприпас был раздельный, для обтюрации использовалась латунная гильза. Гаубица была очень тяжелой, около 37 тонн в установленном состоянии, поэтому прикладывались огромные усилия, чтобы переместить и установить хотя бы одну такую махину. Для этого требовалось предположительно 10 конных повозок.
Type 45
В отличие от других осадных гаубиц, Type 45 нельзя было использовать в качестве тяжелой полевой артиллерии из-за ее веса и очень медленного развертывания. Всего было изготовлено около 80 таких гаубиц, но их использование в Первую мировую войну ограничилось осадой Циндао в 1914 году. Несмотря на то, что Япония воевала в Китае в 1930-е годы, осадная артиллерия ей не требовалась, и гаубицы Тип 45 оставались на хранении или в качестве орудий береговой обороны. Небольшое количество гаубиц Type 45 было задействовано в начале войны при осаде оборонительных сооружений в Гонконге, Батаане и Коррехидоре. Есть предположения, что гаубицы Тип 45 применялись и против Красной Армии в Маньчжурии в 1945 году.
Было изготовлено и 11 экземпляров 20-сантиметровой гаубицы. Наряду с 24-сантиметровой гаубицей они участвовали в осаде Циндао в 1914 году. Затем 20-сантиметровые гаубицы были сняты с вооружения и проданы российскому правительству в 1915 году. Тут наши военные обнаружили, что ни одно российское орудие не использовало этот калибр, но, в конечном счете, 203-мм снаряды российского производства были обточены до калибра 197,5 мм. Русские доработанные снаряды были тяжелее (115 кг) по сравнению с японскими снарядами и, как следствие, имели несколько меньшую дальность.Окончательная судьба 20-см гаубиц неизвестна, судя по всему, ни одна из них не сохранилась.
20-см и 28-см гаубицы
Когда 1904 году Япония начала войну с Россией, мало кто ожидал, что японцы долго продержатся в бою, не говоря уже о достижении победы. Но тем не менее уже в следующем году война закончилась для России поражением: два ее флота были уничтожены, а армия разбита. Причин тут много, и одна из них та, что японцы на свои потери внимания не обращали! Но они также оказались новаторами в использовании сухопутной тяжелой артиллерии против кораблей.
Японцы осадили Порт-Артур в начале мая 1904 года. А уже в июне 18 гаубиц береговой обороны калибра 28 см были демонтированы и погружены на корабль, который должен был доставить их осаждающей армии. К несчастью для японцев, в результате одного из немногих успехов русских в той войне данный корабль был потоплен, унеся на дно моря свой драгоценный груз в виде артиллерии и сотни солдат. Только в октябре японцам удалось доставить на поле боя еще 18 гаубиц. После захвата тактически важной высоты (гора Высокая) недалеко от Порт-Артура, в ходе которого японцы понесли просто шокирующие потери, они наконец-то смогли обстрелять порт и потопить остатки Российского Тихоокеанского флота.
Раньше считалось, что эти гаубицы изготовила фирма Круппа, хотя на них стоял нетипичный для неё поршневой затвор. Но впоследствии выяснилось, что изготовлены они были в Японии по британскому проекту, который первоначально был разработан для итальянцев! А началось все с того, что апреле 1884 года японцы наняли итальянского майора Помпейо Грилло для обучения их изготовлению оружия. И тогда же на Осакском арсенале в июне того же года начали опытное производство этих гаубиц на основе лицензии, купленной у… англичан. Вот почему в береговой обороне, как Японии, так и Италии, использовались очень похожие орудия одного и того же калибра!
Нужно отметить, что все эти орудия устанавливались на поворотные столы, обеспечивая наведение на 360 градусов. В то время считалось, что их огонь с большого расстояния и 217-килограммовые снаряды будут убийственны против тонкой палубной брони вражеских линкоров, которым пришлось бы подходить близко к берегу. В любом случае благодаря колоссальному и упорному труду японцев мир узнал, что такая артиллерия может использоваться разными способами, хотя в Европе мало кто это заметил, кроме немцев, австрийцев и венгров. Урок Японии стимулировал их эксперименты в области тяжелой полевой артиллерии, кульминацией которых стали печально известные 30,5-сантиметровые мортиры фирмы «Шкода» и 42-сантиметровые «Большие Берты».