Оригинал взят у diana_mihailova в ИТОГИ ВЫПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА УКРАИНЫ В 2018 ГОДУ
Автор Наталья Печорина - [статья Натальи Печориной "Итоги выполнения государственного оборонного заказа Украины в 2018 году" в журнале "Новый оборонный заказ. Стратегии", №3 (56) за 2019 год ]
Государственные заказчики по оборонному заказу – это министерства, другие центральные органы исполнительной власти, а также воинские формирования, созданные в соответствии с законодательством Украины, уполномоченные Кабинетом министров Украины заключать государственные контракты на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг. На сегодняшний день на Украине имеется 16 таких заказчиков в лице различных министерств и ведомств.
Государственными заказчиками по выполнению научных работ, закупкам вооружения и военной техники, по выполнению НИОКР по их разработке, равно как и по проведению работ по созданию новейших технологий военного назначения могут быть только министерства, другие центральные органы исполнительной власти, а также военные формирования, созданные в соответствии с законодательством Украины.
Исполнители оборонного заказа – это субъекты предпринимательской деятельности Украины всех форм собственности, определенные государственными заказчиками для изготовления и поставки продукции, выполнения работ, оказания услуг.
Государственный оборонный заказ, содержащий план закупок, имеет гриф «совершенно секретно». С 2017 года на Украине заработала трехлетняя система планирования государственного оборонного заказа, «что позволило государственным заказчикам и исполнителям ГОЗ более четко планировать свою работу и ресурсы». В 2016 и 2017 годах гособоронзаказ фактически принимали только в мае, то есть финансирование выделялось с запозданием. В 2018 и 2019 годах соответствующие документы были подписаны уже в феврале. В частности, основные показатели государственного оборонного заказа на 2018 год утверждены постановлением Кабинета министров Украины от 14 февраля 2018 года №91-2 «О государственном оборонном заказе на 2018–2020 годы» (с изменениями).
ФАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛНЕНИЕ ГОЗ НА УКРАИНЕ В 2018 ГОДУ
Украинские политики в период 2014–2018 годов регулярно заявляли, что ГОЗ выполняется на 100%, досрочно и с высоким качеством. Однако это мнение неоднократно опровергалось официальными источниками. Не стал исключением и 2018-й год.
Так, 28 января 2019 года министр обороны Украины Степан Полторак во время пребывания на ГП «Завод им. Малышева» в Харькове заявил, что в 2018 году предприятия госконцерна «Укроборонпром» не успели завершить выполнение контрактов в рамках государственного оборонного заказа.
В сентябре 2018 года в министерстве обороны заявили о необходимости дополнительного финансирования в текущем году на 13,1 млрд грн., в том числе, по статье «Развитие, закупка, модернизация и ремонт вооружения, военной техники, средств и оборудования» – более 3,187 млрд грн.
Характерно, что по состоянию на конец мая 2018 года просроченная дебиторская задолженность по ГОЗ превысила 900 млн грн., что вынудило министерство финансов прибегнуть к угрозе заблокировать все проплаты по авансированию работ по уже заключенным контрактам до ее погашения. Одной из причин такого положения стало изменение в законе о ГОЗ, которое позволило авансировать работы на уровне 70–100% от суммы контракта. Сообщалось, что уже в июне долги были сокращены примерно до 390 млн грн.
Еще одной проблемой стало увеличение министерством обороны Украины (на основании совместных решений с исполнителями ГОЗ по 27 государственным контактам, по которым была осуществлена предварительная оплата) цены на общую сумму 989,6 млн грн., или на 35% от общей стоимости указанных государственных контрактов.
По мнению руководства ГК «Укроборонпром», основным негативным фактором, влияющим на выполнение ГОЗ, служит недостаточный уровень госбюджетного финансирования.
Дополнительной сложностью в условиях официального прекращения производственной кооперации с российскими предприятиями ОПК стали политические ограничения со стороны ряда стран ЕС и НАТО по экспорту на Украину товаров военного назначения и двойного использования. С целью преодоления этой проблемы в июне 2018 года указом президента Порошенко было введено в действие решение Совета национальной безопасности и обороны Украины от 26 июня 2018 года «О совершенствовании государственной политики по обеспечению Вооруженных сил Украины и других военных формирований оборонной продукцией иностранного производства», которым была либерализована внешнеэкономическая деятельность для украинских производителей вооружения.
В итоге министерство обороны и прочие субъекты ГОЗ приобрели полномочия по импорту вооружений у иностранных партнеров.
Согласно заключению Счетной палаты о состоянии выполнения закона о Государственном бюджете в 2018 году, промедление с заключением контрактов на закупку отдельных видов продукции привело к непроведению в плановых объемах расходов по бюджетным программам министерства обороны Украины на закупку отдельной продукции государственного оборонного заказа – на сумму 2,917 млрд грн. В январе-сентябре на развитие, закупку, модернизацию и ремонт вооружения, военной техники, средств и оборудования и реализацию других мер по обороноспособности государства направлено 10,218 млрд грн., или 52,6% плана на год. Таким образом, в октябре-декабре необходимо было провести 47,4% расходов, запланированных на год.
По оценке надзорных финансовых органов, на начало 2018 года просроченная дебиторская задолженность по ГОЗ для министерства обороны Украины, на которую не поставлено заказанное вооружение, составила 700 млн грн. Это, однако, не помешало выплатить исполнителям аванс в размере 5 млрд грн.
Также обращалось внимание на то, что цены на закупаемую продукцию военного назначения выросли в период 2014–2018 годов в 2,5–3 раза, что сократило количество закупаемой техники, несмотря на общий рост расходов.
Вдобавок доля секретных закупок в оборонном бюджете из года в год растет: в 2016 году она составляла 14,5%, в 2017 – 18%, в 2018 – 19,6%. Такая тенденция вызвала обоснованную критику соответствующего роста коррупционных рисков, которая вылилась в громкий скандал, разразившийся в феврале-марте 2019 года. Тогда были раскрыты контрабандные закупки российских запчастей и комплектующих на сотни миллионов гривен с последующей их перепродажей исполнителям гособоронзаказа по завышенным в несколько раз ценам, в которых принимали участие высшие должностные лица государства, правоохранительных органов и чиновники «Укроборонпрома».
При этом секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Александр Турчинов, первый заместитель которого, Олег Гладковский (Свинарчук), оказался фигурантом этого скандала, неоднократно поддерживал идею прозрачного формирования и выполнения государственного оборонного заказа.
О проблемах с исполнением финансового плана свидетельствует и фактическая оплата в размере 72,072 млн грн. закупок военной техники в соответствии с государственными контрактами, заключенными под государственные гарантии в прошлые годы, предусматривавшая 272,636 млн грн. на уплату процентов за пользование этими кредитами.
О том, что ГОЗ-2018 фактически не выполнен, заявил и заместитель министра обороны Украины генерал-лейтенант Игорь Павловский. Он также озвучил некоторые количественные показатели гособоронзаказа 2018: «В 2018 году на развитие вооружения и военной техники было выделено 17,3 млрд грн. В конце прошлого года для удовлетворения потребностей войск в новом вооружении и технике было дополнительно выделено 4 млрд грн., которые поступили в бюджет в рамках конфиската финансовых ресурсов. На 80% процентов от этих 4 млрд были осуществлены авансовые проплаты на предприятия отечественной оборонной промышленности на приобретение значительного количества основных образцов вооружения и военной техники, которые будут поставлены в вооруженные силы в этом году».
Кроме того, профинансированы две закрытые государственные целевые программы министерства обороны Украины на 890 млн грн. и 2,083 млрд грн. соответственно. Речь идет о постановлении Кабинета министров Украины от 7 февраля 2018 года №66-1 «Об утверждении Государственной целевой оборонной программы вооружения и военной техники на период до 2020 года» и о Государственной целевой оборонной программе развития вооружения и военной техники ВС Украины на 2016–2020 годы, утвержденной Постановлением КМУ от 30 марта 2016 года №284-6, имеющих гриф ограниченного доступа «Совершенно секретно». Они объединили в своем составе мероприятия по развитию ВВТ и оснащению ими воинских формирований вооруженных сил, Государственной пограничной службы, Национальной гвардии и других составляющих сил обороны Украины и предусматривают принятие на вооружение 68 образцов унифицированного вооружения и военной техники и материально-технических средств.
Министр обороны Украины Степан Полторак во время заседания Комитета реформ Минобороны и ВС Украины сообщил, что «в 2018 году принято на вооружение 16 образцов и допущено к эксплуатации 32 образца вооружения и военной техники». По его словам, в войска поставлено около 8000 единиц нового или модернизированного ВВТ и около 500 000 единиц боеприпасов.
Министр обороны также отметил, что в 2018 году восстановлена исправность более 6000 единиц ВВТ, которые пошли для комплектования как боевых частей, так и Корпуса резерва.
Также отмечалось, что в 2018 году приняты меры по освоению производства ракет и боеприпасов на национальных предприятиях. Это было сделано именно по критическим номенклатурам: речь идет о 152-мм боеприпасах, 60–120-мм минах, 30-мм патронах для автоматических пушек и 30–40-мм патронах для гранатометов. Вместе с тем, согласно финансовым отчетам, из запланированных 103 058 специальных комплектующих изделий, материалов и оборудования для сборки и ремонта боеприпасов приобретено только 58.
По словам начальника вооружения ВСУ генерал-майора Николая Шевцова, укомплектованность вооруженных сил Украины составляла около 85%. В то же время процент укомплектованности воинских частей в «Операции объединенных сил» (ООС, отвечает за операции на Донбассе) – 99%. Указанные цифры вызывают обоснованные сомнения даже в среде обычно крайне оптимистичных украинских военных экспертов.
Кроме министерства обороны Украины, являющегося крупнейшим заказчиком, значительные расходы были предусмотрены по линии МВД и СБУ.
Так, вторым из шестнадцати госзаказчиков по объемам ГОЗ (хотя и существенно уступая министерству обороны) выступало МВД, которое получило в декабре первые два импортных подержанных вертолета Airbus Helicopters H225 Super Puma в рамках подписанного в 2018 году контракта на приобретение Государственной авиакомпанией МВД Украины «Хорив-Авиа» во Франции вертолетов на общую сумму 555 млн евро.
Еще один госзаказчик, Национальное космическое агентство Украины, также отчитался о фактическом выполнении работ в рамках гособоронзаказа по плану НИОКР «Осуществление космической деятельности в интересах национальной безопасности и обороны» лишь на 49,71% (на 15,5 млн грн.), хотя и был профинансирован в полном объеме (на 64,8 млн грн.).
Кроме того, в рамках статьи «Расходы Министерства обороны Украины на реализацию мероприятий по повышению обороноспособности и безопасности государства», финансируемой из спецфонда, закуплено на 4,622 млрд грн. новых образцов вооружения и военной техники: 497 единиц автомобильной техники, два катера ценой 291,2 млн грн., один беспилотный комплекс ценой 2,179 млрд грн. (импортированный в начале марта 2019 года турецкий Bayraktar TB2), а также проводится одна ОКР на общую сумму 187,903 млн грн.
ГК «Укроборонпром» обнародовала следующие количественные показатели выполнения гособоронзаказа в 2018 году:
– 18 предприятий бронетанкового кластера ГК «Укроборонпром» передали заказчикам более 1000 единиц военной техники и вооружения, включая боевые машины, изготовленные, модернизированные и отремонтированные силами «Харьковского конструкторского бюро по машиностроению им. Морозова», «Завода им. Малышева», Киевского, Житомирского, Харьковского, Львовского и Николаевского бронетанковых заводов;
– ГП «Балаклейский ремонтный завод» в 2018 году проводило работы по ремонту зенитных комплексов – ЗРПК «Тунгуска», ЗСУ-23-4 «Шилка» и ЗРК «Оса», передав ВСУ более десяти таких машин;
– ГП «Шепетовский ремонтный завод» отремонтировало и частично модернизировало более 70 боевых машин, включая самоходные артиллерийские установки «Гвоздика» и «Акация», реактивные системы залпового огня «Ураган» и «Смерч»;
– выездными бригадами предприятий «Укроборонпрома» непосредственно в полевых условиях, в зоне проведения операции объединенных сил, было отремонтировано более 650 танков, бронетранспортеров, БМП и другой военной техники и вооружения;
– 12 октября 2018 года Олег Коростелев, генеральный директор ГосККБ «Луч», сообщил, что «компания поставила в войска порядка 200 пусковых установок ПТРК "Стугна" и около 3000 ракет к ним». Действительно, в 2018 году ВСУ получили 220 ПТРК «Скиф», «Корсар», «Стугна-П» и почти 2400 ПТУР к ним. Еще 150 танковых ракет «Стугна» было поставлено для вооружения 50 модернизированных танков Т-64БМ «Булат»;
– 16 предприятий кластера авиастроения ГК «Укроборонпром» модернизировали и отремонтировали около 50 самолетов и вертолетов. В частности, было передано после капитального и среднего ремонта, а также частичной модернизации семь истребителей МиГ-29 (в том числе четыре МиГ-29МУ1 и один МиГ-29УБ); четыре Су-27 и модернизированных Су-27-1М, а также один Су-27УБ; три штурмовика Су-25, включая модернизированные Су-25М1К; один разведчик Су-24МР; шесть учебно-тренировочных L-39(М1); два военно-транспортных Ан-26 и один Ил-76МД. Армейская авиация, авиация ВМС и ВС получили около 20 вертолетов Ми-24, Ми-14 и Ми-8 всех модификаций. Кроме того, ПАО «Мотор Сич» продолжило выполнять госзаказ на поставку модернизированных вертолетов Ми-8МСБ-В и подписало новый контракт на их закупку;
– в части радиотехнического обеспечения переданы по одной РЛС 35Д6, 79К6 «Пеликан» и «Малахит»;
– введены в строй четыре новые боевые единицы, переданные ВМС еще в 2017 году: артиллерийские катера проекта «Гюрза-М» – U176 «Вышгород», U177 «Кременчуг», U178 «Лубны» и U179 «Никополь». Однако уже 25 ноября 2018 года последний вместе с принятым в декабре 2016 года катером того же типа U175 «Бердянск» были задержаны российскими пограничниками;
– уровень выполнения задач по ремонту и модернизации фрегата «Гетман Сагайдачный» совпал с запланированным и составил 45,8%. На сами работы, госконтракт на которые подписан Командованием ВМС с ПАО «Кузница на Рыбальском», принадлежащим президенту Украины Петру Порошенко, было потрачено 447,3 млн грн. Поскольку распоряжением Кабинета министров Украины от 08 февраля 2017 года №81-р на эти цели было предусмотрено 829,89 млн грн., оставшаяся часть суммы будет переведена в 2019 году. Фактически работы проводились на Ильичевском судоремонтном заводе, так как корабль физически не мог попасть на верфь бывшей «Ленинской кузни» в Киеве.
В 2018 году для нужд вооруженных сил Украины министерством обороны было закуплено и поставлено 25 динамических тренажеров, около 3000 элементов полигонного оборудования, построено пять новых учебных корпусов и оборудованы более ста многофункциональных и 26 специализированных классов.
ИМПОРТ ВООРУЖЕНИЙ
Характерной особенностью ГОЗ Украины в 2018 году стал продолжающийся рост импорта продукции ВПК, что отрицательно сказалось на закупках у собственных производителей. Так, гособоронзаказ ПАО «АвтоКрАЗ» снизился с 625 автомобилей в 2014 году до 175 (ценой около 625 млн грн.) в 2018-м.
В настоящее время исполняется пять контрактов с турецкой компанией Aselsan на импорт новых цифровых УКВ-радиостанций.
ГП «ГХВП «Спецтехноэкспорт» обеспечил в 2018 году поставку вооруженным силам Украины 50 единиц БМП-1АК с «нулевым пробегом», закупленных в рамках гособоронзаказа у стран-партнеров Евросоюза – Чехии, Польши и Кипра. Утверждается, что реализованный контракт на сегодняшний день – единственный успешный контракт на закупку в рамках ГОЗ бронетехники для ВСУ в странах ЕС. По-видимому, в их число вошли и 30 машин, запланированных, но не поставленных, годом ранее.
«Поставленные БМП-1 никогда ранее не были в эксплуатации, а хранились на мощностях лицензионных предприятий Европейского Союза. В течение 2017–2018 годов БМП-1 прошли полный капитальный ремонт с заменой всех необходимых узлов и агрегатов в соответствии с техническими условиями ремонтных заводов ЕС». Данные журналистского расследования называют итоговую цену БМП-1АК около 170 тыс. долларов без НДС за единицу.
Одновременно заявлено, что эта поставка, осуществленная в интересах министерства обороны Украины в рамках государственного оборонного заказа, возможно, «единственный пример полного успешного выполнения контракта на поставку на Украину крупной военной бронетехники из стран Европейского Союза, так как в силу политических обстоятельств большинство компаний, имеющих в наличии такие бронемашины, не могут получить экспортные лицензии для отправки БМП Украине».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Несмотря на заметное улучшение финансирования новых разработок и подготовки производственных мощностей, основными источниками выполнения гособоронзаказа продолжают оставаться капитальный, средний и восстановительный ремонт, технический каннибализм и контрабанда агрегатов, запчастей и комплектующих для имеющейся в наличии техники советского производства.
Еще одним, все более значимым источником становится возрастающий импорт вооружения и военной техники западных стран, в том числе и бывших стран-членов Варшавского договора.
Третий источник – модернизация производства и доведение до серийных образцов целого ряда изделий собственной разработки, включая заказанные ранее иностранными партнерами.
В целом, однако, желаемый и провозглашаемый рост гособоронзаказа сдерживается крайне ограниченными реальными ресурсами, которыми располагает нынешнее украинское государство