Он отметил, что создание двух государств — единственный способ обеспечить будущее Израиля как еврейской и демократической страны и при этом дать палестинцам то, на что они имеют право. Одновременно с этим г-н Блинкен сообщил, что США планируют восстанавливать сектор Газа без прямого финансирования ХАМАС, для чего, по его словам, будут использоваться независимые посредники.
Ранее Байден пообещал, что США помогут восстановить инфраструктуру сектора Газа, пострадавшую в ходе недавней израильской военной операции.
Казалось бы, заявление г-на Блинкена (в том, что касается его первой части) является чем-то из репертуара незабвенного Капитана Очевидности — главного супергероя наших дней. Ведь это совершенно понятно: свободолюбивый палестинский народ жаждет построить своё государство, чему препятствует Израиль, и надо всего лишь им это позволить. Такая вот картина мира.
Однако в реальности всё значительно сложнее: в первую очередь создание Палестинского государства саботируют сами палестинцы. Причин тому масса. Как минимум, то, что с ними самими как с единым народом всё тоже не так однозначно. Самым ярким подтверждением чему явилась в своё время война между ХАМАСом и ФИТХом (в результате чего Газа и Западный берег сейчас по факту — два совершено разных образования, не слишком дружественные друг другу). Но это детали. А есть факты.
И они в том, что палестинцам предлагали создать своё государство минимум трижды. Первый раз это было ещё в 1947 году, в момент создания государства Израиль. Тогда арабы отклонили предложенный ООН план раздела Палестины, прямо заявив, что они не хотят делить её с неверными. Вместо этого они попытались ликвидировать зарождающееся еврейское государство силой. Под руководством Хаджа Амина аль-Хусейни (к слову сказать, большого любителя Гитлера) они попытались осуществить «окончательное решение» в рамках Палестины. Но проиграли. В 1948 году превратившись в безземельных беженцев.
Второй раз был в 2000 году, когда Билл Клинтон и Эхуд Барак сделали Арафату весьма щедрое предложение: 95% Западного берега, контроль над Храмовой горой, изменение границ и т. д. Но он это отверг, выдвинув Израилю ультиматум: расселить в границах еврейского государства около пяти миллионов «беженцев». То есть, по факту, самоуничтожиться. Ещё и не дав возможности подумать, высказавшись в том смысле, что примите моё условие немедленно или будет плохо. Буквально сразу же после этого запустив вторую интифаду.
В третий раз предложение делал Ариэль Шарон, который даже в одностороннем порядке начал выводить еврейские поселения. Результат был тот же: палестинцы делают встречные, заведомо неприемлемые предложения, и всё тонет в крови. И это не считая более мелких предложений, которых были десятки.
А вопрос в том, что на самом деле становиться независимыми там особо никто не хочет. Ни элита, ни население. Потому что и тех, и других нынешнее положение дел устраивает. Им это выгодно, даже несмотря на войну. Элите — потому, что статус жертвы развязывает им руки, делает неприкосновенными и позволяет десятилетиями доить «международное сообщество» и тот же Израиль. Вот и Блинкен снова денег подкинуть пообещал. А независимость — это ответственность и предоставленность самим себе.
Населению же потому, что несмотря на всю ненависть к Израилю, они всё же хотят при этом находиться в его правовом поле, а не оставаться один на один с алчными и коррумпированными представителями ФАТХа или с фанатиками из ХАМАСа, которые моментально подвергнут их беспощадному угнетению по африканской модели. А значит, палестинцы и дальше доблестно продолжат изображать жертву.
Разумеется, Израиль всё это не оправдывает. Но полезно видеть чуть более полную картину, не так ли?