Отношения Израиля и Соединенных Штатов — это типичный брак по расчёту. Никаких сантиментов и даже ни малейшей взаимной симпатии — сплошной прагматизм. Вашингтон хочет видеть в Тель-Авиве форпост для продвижения собственных интересов на Ближнем Востоке и готов платить. Израиль за американскую мечту берёт немалые деньги, отчаянно при этом торгуясь.
На днях Израиль и Соединенные Штаты подписали соглашение о военной помощи. Оно будет действовать десять лет — с конца 2018 по 2028 годы. То есть сразу после того, как закончится срок нынешнего десятилетнего соглашения, заключенного в 2007 году.
Речь идёт о неплохих суммах. Вашингтон будет каждый год предоставлять Тель-Авиву 3,3 миллиарда долларов, а также дополнительно 500 миллионов специально на нужды противоракетной обороны. Общая сумма военного вспомоществования составит 38 миллиардов американских долларов. Средства массовой информации уже назвали данное соглашение "историческим".
И.о. советника по национальной безопасности Израиля Яаков Нагель и советник Обамы по вопросам
безопасности США Сьюзан Райс
Текущий период был скромнее — 30 миллиардов долларов. Хотя чуть не каждый год американский Конгресс подбрасывал дополнительные субсидии по запросу ближневосточного союзника.
Нынешние торги длились больше десяти месяцев и продвигались достаточно трудно. Причем Соединенные Штаты вели себя порой на удивление деликатно, будто не они деньги давали без отдачи, а наоборот. Израиль же вовсе не напоминал просящего милостыню, вел себя строптиво и даже не чурался шантажа. Так, в феврале текущего года израильский премьер-министр Биньямин Нетаньяху вообще заявил, что если США не предложат им на обеспечение безопасности по 5 миллиардов долларов в год, Израиль будет ждать, пока Обама освободит кресло президента.
Так болезненно ближневосточный союзник отреагировал на соглашение по ядерной программе Ирана, реализацию которого начали в октябре 2015 года Соединенные Штаты. Для Тель-Авива Тегеран был и остается злейшим врагом, потому столь сильна была досада на американскую администрацию. Просьбу об увеличении финансовой помощи израильское руководство обосновало именно необходимостью существенно усилить сдерживающий потенциал ЦАХАЛа после подписания ядерного соглашения с Ираном.
Однако сумма американской стороне показалась несоразмерно высокой. И израильские переговорщики, очевидно, тоже понимая это, в бутылку лезть не стали, переговоры продолжились, но на равных. Кстати, достаточно часто визиты была вынуждена совершать американская делегация, а не наоборот. И торг шёл жесткий. Иерусалим опускал планку медленно, до последнего бился за сумму 4,1 миллиарда долларов в год. Но в конце концов подвинулся ещё.
Думается, это тот случай, когда материальная выгода уступила место политическому расчету. Президент Барак Обама завершает свою не слишком успешную карьеру. Натворил дел он немало во всех регионах, включая Ближний Восток. Конечно, под занавес ему не хочется выглядеть совсем уж «лузером», который дестабилизировал всё, что можно было сохранить хотя бы в относительной стабильности. Обострять отношения с Израилем в этой ситуации было бы вовсе не с руки.
Советник директора Российского института стратегических исследований Елена Супонина говорит об этом так:
Да и Израиль, который проводит многовекторную внешнюю политику, перегибать палку в отношениях с одним из стратегических союзников не заинтересован. Поэтому, надо думать, дипломатические усилия с обеих сторон были предприняты немалые и увенчались наконец успехом.
Лидер США откликнулся на это событие специальным пафосным посланием, в котором, в частности, говорилось:
«Премьер-министр Нетаньяху и я уверены, что новое соглашение сделает большой вклад в безопасность Израиля в по-прежнему опасном окружении. Непрерывные поставки самых совершенных технологий в мире будут обеспечивать способность Израиля защитить себя от всех видов угроз».
Кстати, высокопоставленные чиновники администрации США рассказали журналистам израильских СМИ, что в случае чрезвычайной ситуации, например, войны, Соединенные Штаты будут готовы увеличить бюджет по системам противоракетной обороны. Как, собственно, это происходит и сейчас без всяких ЧС.
Премьер-министр Израиля, в свою очередь, поблагодарив «президента Обаму и его администрацию за это историческое соглашение», не преминул оговорить и роль собственной страны:
«Многие в США понимают, что инвестиции в израильскую безопасность укрепляют стабильность на неспокойном Ближнем Востоке, и служит не только нашим интересам, но и интересам безопасности США».
Кстати, в Израиле далеко не все остались довольны подписанным соглашением. Бывший министр обороны Моше Яалон, например, заявил, что еще в октябре 2015 года он согласовал с министром обороны США Эштоном Картером список потребностей Израиля, но теперь, мол, придется себя ограничить:
«Я не верю, что на все это хватит 38 миллиардов долларов. Нам следует начать процесс приоритезации расходов».
А экс-министр обороны и экс-премьер Эхуд Барак и вовсе назвал достигнутое соглашение «унизительным», напомнив, что Нетаньяху «мог бы получить 45 миллиардов».
Яаков Нагель и заместитель американского госсекретаря Том Шеннон подписывают соглашение
Подписывая нынешнее соглашение, каждая из сторон постаралась выторговать для себя побольше преференций. К примеру, американская сторона настояла, чтобы на сей раз большая часть финансовой помощи шла на покупку американского вооружения. Раньше США разрешали Тель-Авиву тратить 26% от выделяемой суммы на приобретение израильских технологических товаров. То же самое касается закупки горючего внутри страны. Израиль, однако, заинтересован в поддержке «местного производителя». Поэтому он лишится права переводить четверть получаемой помощи в шекели лишь спустя шесть лет.
Также США хотели бы умерить израильские аппетиты на дополнительную финансовую помощь. Вашингтон потребовал с Тель-Авива «расписку», что все выделенные сверх оговоренной суммы деньги будут затем возвращены обратно. А это от 600 до 700 миллионов долларов, которые Израиль, как правило, получал ежегодно на обеспечение воздушной обороны.
Отразится ли подписание соглашения о военной помощи с Соединенными Штатами на отношениях Израиля и России? Вот это вряд ли. Тель-Авиву на сегодняшний день выгодно выстраивать нормальные деловые связи с нашей страной, и он будет их выстраивать. Глава израильского МИДа Авигдор Либерман высказался по этому поводу вполне конкретно:
«Каждый отстаивает свои интересы в соответствии с теми основными внешнеполитическими линиями, которые они проводят».
Линия «Россия — Израиль» пока просматривается чётко. Неудивительно, что почти сразу после «исторической» сделки с США израильский премьер-министр нашел повод позвонить российскому президенту. Хотя особой срочности в ночной беседе явно не было.
На кремлевском сайте говорится: