Главная » 2021 » Май » 26
15:30

Израиль против Палестины: тактическая победа, стратегическое поражение

Израиль против Палестины: тактическая победа, стратегическое поражение
Новый конфликт на Ближнем Востоке является чрезвычайно интересной темой для анализа стратегической обстановки.

Все мы привыкли смотреть на полыхающий пожар арабо-израильского противостояния с обыденных, приевшихся и понятных позиций. Вот мы видим непреклонный Израиль, преисполненный военно-технической мощи, а вот – разного рода военизированные группировки из Ливана и Палестины, которые годятся исключительно для бессмысленных пусков самодельных ракет.

Автор данного текста не имеет симпатий или предубеждений по отношению к той или иной стороне конфликта. Ниже вам будет представлен нестандартный и дискуссионный взгляд на «палестинский вопрос», показывающий, что ситуация там отнюдь не так однозначна, как мы привыкли воспринимать.

Начать данный материал стоило бы с того, что палестинские боевики чрезвычайно часто преподносятся СМИ в качестве дикарей, фанатиков и самоубийц.

Но это заблуждение – и намеренная дезинформация.

Для ясности картины представьте себе город размером чуть меньше уральского Магнитогорска, в котором теснится два миллиона человек.

Город этот блокирован с суши и с моря. Все телефонные сети прослушиваются противником. Большая часть поступающих грузов – досматривается. Территория контролируется спутниками, беспилотниками, средствами радиотехнической разведки, обстановка мониторится тысячами аналитиков, на ней есть вражеские доносчики и агентура.

В этих условиях вам из ничего нужно собрать организацию с военным потенциалом, которого будет достаточно, чтобы повергнуть в хаос вашего врага.

Теперь вы начинаете понимать, в каких условиях работают палестинцы, не так ли?

А ведь при всех перечисленных вводных им требуется мобилизовать десятки тысяч человек, годами ловко дирижируя их работой и содержа это в полной секретности.

Для организации сопротивления необходимо искать не просто случайных людей – нужны лучшие из лучших. Необходимы инженеры, квалифицированные рабочие, программисты, строители и, в конце концов, просто исполнительные кадры с хорошим уровнем интеллекта.

А теперь хорошенько подумайте, как сложно проводить подобный рекрутинг в условиях полного мониторинга противником той же сотовой связи и интернета.
 


Израиль и его союзники ограничивают ввоз в Газу даже стройматериалов – ни про какие технологии двойного назначения даже речи не идет. Нужны воистину чудеса изворотливости, чтобы в товарных количествах закупать и доставлять железобетон, средства связи, металлорежущие станки, сталь, компоненты для взрывчатых веществ, тактическое снаряжение, оптику, компьютеры, приборы управления огнем и сотни других жизненно необходимых ресурсов.

В условиях постоянного противодействия и разведывательной деятельности врага, нужно прокопать километры подземных сооружений, не привлекая при этом внимания. Нужна техника, люди, инструменты.

Требуется вывозить кубометры земли в условиях, когда Газа практически прозрачна для средств оптической разведки.

Про изготовление «примитивных ракет» я даже упоминать не стану – любое производство в такой обстановке само по себе является подвигом, в то время как палестинцы делают их тысячами. Это и ввоз, и доставка станочного парка и материалов, и поиск квалифицированного персонала, и подготовка рабочих, и складирование в условиях полной секретности.

Это работа не фанатиков и глупцов. Это высококлассная деятельность высокомотивированных профессионалов, которые бросают вызов одной из лучших военных машин в современной истории.

Так что многочисленные расистские тексты, осмеивающие палестинцев, не имеют никакого отношения к реальности. К слову сказать, по уровню грамотности, образования и по своей социальной структуре палестинское общество является одним из самых модернизированных в арабском мире.
 

«Постгероический» Израиль


К сожалению, израильские военные операции последних лет крайне слабо анализировались с точки зрения универсальной логики стратегии. А это, стоит признать, большое упущение.

Оно является таковым как минимум по причине того, что за прошедшие годы ливанцы и палестинцы добились реализации одной чрезвычайно важной задачи. Они способствовали трансформации израильской армии в типичную для XXI века армию «постгероического» типа.

Активно провоцируя Израиль на военные операции в течение двух последних десятилетий, палестинцы и ливанцы раз за разом формировали его внутреннюю политическую повестку. Это, в свою очередь, превратило базовую идею израильского общества «жизнь каждого еврея важна» в опасный яд, который ударил по военной машине страны.
 

Израиль против Палестины: тактическая победа, стратегическое поражение


Несмотря на относительно низкие боевые потери, военные операции оборачивались внутриполитическими неудачами (как, например, вторая ливанская война) – израильское общество просто отказывалось воспринимать жертвы среди солдат как данность. На политиков и высшие военные круги обрушивалась яростная критика, провоцируя череду отставок и изменений.

Свою пагубную роль сыграла и израильская пропаганда, которая активно пытается преподносить противников в качестве недалеких террористов и душегубов. В данном случае общество просто не понимает, почему славные израильские солдаты умирают от рук столь ничтожного врага. И гнев народа находит выход в критике собственных властей.

Это – естественный процесс для обществ постиндустриального типа (его проходил в том числе и СССР в ходе войны в Афганистане). От него не может спасти даже повышенная милитаризация и постоянная идеологическая обработка: население просто перестает адекватно воспринимать мысль о том, что смерть на войне – это естественно.

Израильские политики и высокопоставленные военные, в свою очередь, успешно подстроились под политическую повестку – никто из них закономерно не хочет покидать высокие должности.

Так в Израиль пришел «постгероический» тип мышления – и желание общества выиграть войну без жертв.

Год за годом это приводило к трансформации стратегии действий ЦАХАЛа. Танковые части и бригады десантников все реже появлялись на поле боя – им на смену пришла бесконтактная война. В текущем конфликте мы можем наблюдать практически полное отсутствие действий даже боевых вертолетов и отрядов коммандос (которые ранее активно задействовались для уничтожения пусковых установок).

Все это – следствие желания избежать даже минимальных военных потерь.

Конечно, многие закономерно возразят – ведь высокоточное оружие так эффективно, зачем, вообще, посылать солдат? Это справедливое замечание, но верное лишь отчасти.

Стратегический казус данного вопроса состоит в том, что сами по себе бомбардировки и удары высокоточным оружием не могут принудить врага к капитуляции. Эффективны они только и исключительно в том случае, если вам требуется уничтожить какие-либо специфические ресурсы противника – но обеспечить победу сами по себе они не в состоянии.

Как вы уже наверняка заметили, несмотря на то, что Израиль не первый год обрушивает на Ливан и Палестину тысячи тонн стали и взрывчатых веществ, они до сих пор не капитулировали. Да, израильтяне могут достигать каких-либо тактических успехов, однако в стратегическом отношении сломить ХАМАС или «Хезболлу» они не способны.

Для этого нужна полномасштабная наземная операция и сопутствующие ей потери – но для Израиля это просто-напросто неприемлемо.

В свою очередь, эти факторы толкают израильских военных на применение тактики воздушного террора. В обычных условиях бомбардировки являют собою медленный и мучительный процесс обнаружения, выбора и уничтожения одного объекта за другим. Однако Израиль не разменивается на подобные сантименты, нанося произвольные удары, в том числе и по мирному населению. Тактика ковровых бомбардировок не применяется им лишь исключительно из соображения престижа, который, впрочем, и без того слишком подмочен в глазах мировой общественности.

Воздушный террор закономерным образом дискредитирует израильтян, активно формируя пропалестинские настроения даже в США. Высшие политические эшелоны властей исторически союзных Тель-Авиву стран все еще продолжают по инерции оказывать ему поддержку. Однако ее существование ставится под вопрос в условиях яркой антиизраильской общественной повестки.

В данном вопросе также стоит отдать должное незамысловатым политтехнологиям палестинцев и ливанцев, успешно использующих избыточную мощь противника против него самого.

Стоит отдельно отметить очень примечательную и грубую израильскую информационную провокацию, связанную с использованием якобы палестинских аккаунтов в социальных сетях, которые прославляют «правоту Гитлера».

Это – не что иное, как свидетельство полного провала Израиля в информационной войне.
 

«Железный купол» и парадоксы стратегии


Война часто предстает перед зрителями в чрезвычайно обманчивом виде: она кажется простой, понятной и логичной, тогда как на самом деле являет собой набор парадоксов.

Противостояние Израиля и Палестины являет собою один из ярчайших примеров парадоксальной логической стратегии в современном мире.

Ранее мы уже говорили об одном из подобных казусов: армия Израиля, которая десятилетиями готовилась к войне с превосходящим ее противником, не в состоянии провести операцию против в разы уступающих ей сил палестинских военизированных организаций.

Это, в свою очередь, порождает другой парадокс – Израиль, как более сильная сторона, вынужден обороняться. И это отдельный вопрос, требующий детального рассмотрения.

Лучшей защитой Ливана и Палестины оказалась израильская идеологическая установка о ценности жизни каждого еврея. С одной стороны, подобный тезис требует превентивной ликвидации угрозы. С другой стороны, напротив, он загоняет Израиль в рамки глубокой обороны – ведь превентивный удар необратимо понесет за собою потери.

В данных условиях опыт прежних лет оказывается бессилен – если в 60-е и 70-е израильтяне стояли перед лицом неминуемого уничтожения, что мобилизовало их нацию на борьбу, то сейчас подобной угрозы они не видят вследствие своей собственной силы. Это, к слову, еще один стратегический парадокс: избыточная военно-политическая мощь Израиля способствует снижению психологической мобилизации его населения и руководства.

Таким образом, еврейское государство встает перед типичным для любой «постгероической» страны выбором – с одной стороны, воевать нужно, но как это делать, если несешь потери?

И, конечно же, получает столь же типичный ответ – требуются развитые военные технологии.

Как многие уже успели отметить, сеть буквально разрывается от восторженных описаний работы «Железного купола» и израильской авиации. Это – отличный пример «постгероических» средств ведения войны. Система ПРО, призванная защитить инфраструктуру от ударов извне, и носители высокоточного оружия, способного уничтожать противника без «потерь среди мирного населения».
 


У меня нет желания рассуждать о результативности «Железного купола». С данной системой связаны другие, более важные аспекты, имеющие прямое отношение к стратегии.

После ливанской кампании 2008 года (именно понесенные в ней потери поставили жирную точку на способности ЦАХАЛа вести контактные войны) Израиль начал заниматься разработкой «Железного купола». Причиной тому стали ракетно-артиллерийские обстрелы «Хезболлы» – пожалуй, не столь эффективные, сколько эффектные. На тот момент они велись чрезвычайно примитивными средствами – порой это были советские БМ-13 времен Второй мировой войны.

Появление «Железного купола» сняло тяжкое бремя ответственности с военно-политического руководства Израиля – теперь они могли вести «высокоточную оборонительную войну», что, в свою очередь, давало возможность маневра в избегании любых контактных боев (это особенно ярко наблюдается сегодня, когда Израиль разворачивает все новые и новые батареи ПРО, при этом уклоняясь от наземного вторжения, которое, несомненно, было бы намного результативнее).

В свою очередь, «Железный купол» создал новый стратегический парадокс. Порожденная концепцией «ракета-перехватчик, несмотря на свою цену, дешевле объекта, который она защищает», данная система создала ситуацию, в которой Израиль стал нести огромные финансовые потери вне зависимости от успеха действий своих противников.

Суть состоит в следующем: ориентировочная цена ракеты-перехватчика «Тамир» составляет не менее 100 тысяч долларов. Есть множество данных, предоставляющих меньшие цифры. Однако они не представляются достоверными, учитывая сложность используемой технологии (системы ПВО и ПРО, вообще, являются едва ли не самыми дорогостоящими военными технологиями и конкурировать с ними в данном вопросе может только боевая авиация).

Ориентировочная стоимость используемых палестинцами неуправляемых боеприпасов в самом дорогом исполнении вряд ли превышает 2–3 тысячи долларов.

Логика проста – теперь каждая палестинская ракета даже без попадания по цели может наносить Израилю определенный экономический урон. Если учесть факт того, что для успешного перехвата порой требуется 2 ракеты-перехватчика, и общую массу ракетных залпов со стороны Палестины, то путем нехитрых подсчетов мы поймем, что Израиль в буквальном смысле стреляет по небесам золотом. Каждый день «Железный купол» самостоятельно уничтожает миллионы долларов, целиком и полностью оправдывая экономическую составляющую запуска палестинских ракет (ориентировочно за прошедшие 8 дней Израиль потратил только на работе системы «Железный купол» от 120 до 140 миллионов долларов).

Чем эффективнее работает «Железный купол», тем больше он оправдывает стратегическую важность запуска палестинских ракет, которые получили возможность наносить противнику экономический ущерб без попаданий.

Но ведь вы прекрасно понимаете, что при этом «Железный купол» технически не может перехватить все, не так ли?

Сам факт наличия системы ПРО де-факто привел к тому, что палестинские и ливанские группировки стали производить еще больше ракет со значительно улучшенными боевыми характеристиками – соответственно, резко возросла необходимость их перехвата.
 


На выходе мы получаем порочный круг стратегического парадокса: палестинские ракеты эффективны вне зависимости от результатов попаданий, а Израиль стабильно терпит убытки в войне с противником, который уступает ему абсолютно по всем показателям.

Если присовокупить к стоимости работы «Железного купола» стоимость потраченного Израилем высокоточного оружия (там счет приближается к границе 600–700 миллионов долларов, не меньше), затраты на обеспечение работы боевой и разведывательной авиации (летный час легкого истребителя F-16I стоит 22,5 тысячи долларов, а Израиль ежедневно поднимает в воздух десятки бортов, в том числе и тяжелых истребителей – также здесь стоит отметить повышенный расход ресурса двигателя и планера, что впоследствии потребует дополнительных трат), траты на обеспечение резервистов, израсходованные артиллерийские снаряды, ущерб, причиненный погромами и попаданиями прорвавших оборону ракет, страховые выплаты и компенсации, работу боевых кораблей и множество других факторов, то станет понятно, что за какие-то несколько дней войны Израиль потерял несколько миллиардов долларов, не добившись ровным счетом ничего, кроме локальных тактических успехов.

Напротив, значительно менее затратная деятельность палестинцев дает ярко выраженный стратегический эффект. И хотя они не могут сломить Израиль, это приводит к последствиям иного рода, к которым Тель-Авив совсем не готов.

Во-первых, как упоминалось ранее, это дает совершенно безумный медийный эффект.

Израильская пропаганда бессильна против многочисленных симпатий, которые возникают по отношению к Палестине. Если раньше таковые были уделом ультралевых маргиналов, то сейчас фокус смещается в сторону «политизированного большинства». Этот эффект еще проявит себя во всей красе в последующие годы, когда под давлением общественности Израиль начнет терять «группу поддержки».

Во-вторых, палестинский кризис привлекает ряд амбициозных и чрезвычайно недружелюбных к интересам еврейского государства игроков. Естественно, это смертельно опасно для Тель-Авива, который совершенно точно не желает стать разменной монетой в игре сверхдержав.

По сути, перед вами пример того, сколь опасны силовые методы разрешения долгосрочных конфликтов. Израиль, убаюканный мощью своей военной машины, своими же руками загнал себя в ловушку стратегии: любые его действия, вне зависимости от их эффективности, положительно сказываются исключительно на положении противников Тель-Авива.



Источник

Просмотров: 381 | Добавил: wpristav | Израиль против Палестины: тактическая победа, стратегическое поражение | Рейтинг: 0.0/0

Другие материалы по теме:


Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.
Всего комментариев: 0
avatar


Учётная карточка


Что из своих обещаний Трамп выполнит в первую очередь?



Видеоподборка


00:38:06


00:37:31

Комментарии

Популярное
Материалов за текущий период нет.

«  Май 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Новости партнёров


work PriStaV © 2012-2025 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется
Наверх