Министерство обороны Израиля сообщило, что 30 декабря 2021 года в Вашингтоне подписало соглашения с министерством обороны США (в форме обмена письмами Letters of Offer and Acceptance - LOA) о поставке Израилю по линии американской программы межправительственных зарубежных военных продаж Foreign Military Sales (FMS) 12 новых тяжелых военно-транспортных вертолетов Sikorsky (Lockheed Martin) CH-53K King Stallion (с опционом еще на шесть вертолетов) и двух дополнительных самолетов-заправщиков Boeing KC-46A Pegasus (в дополнение к двум заказанным ранее).
Общая стоимость соглашения на закупку 12 вертолетов СН-53К составляет 2 млрд долл, а соглашения на закупку двух дополнительных самолетов-заправщиков KC-46A - 1,1 млрд долл, включая стоимость технической поддержки, обучения и сопутствующих поставок и услуг. Оплата обеих соглашений будет производиться в счет американской военной помощи Израилю. Поставка Израилю вертолетов СН-53К должна быть начата в 2026 году. Тем самым Израиль станет первым иностранным получателем вертолетов СН-53К.
Cо стороны bmpd напомним, что в феврале 2021 года министерство обороны Израиля сообщило о решении приобрести в счет американской военной помощи новые американские тяжелые транспортные вертолеты Sikorsky (Lockheed Martin) СН-53К King Stallion для замены наличного парка транспортных вертолетов Sikorsky СН-53 Sea Stallion (имеющих в Израиле обозначение Yasur).
30 июля 2021 года Агентство министерства обороны США по военному сотрудничеству (Defense Security Cooperation Agency – DSCA) направило Конгрессу США уведомление о планируемой предстоящей продаже Израилю по линии американской программы FMS 18 вертолетов CH-53K, при этом общая стоимость предполагаемой поставки была определена в 3,4 млрд долл, включая пакеты обучения и технической поддержки.
28 ноября 2011 года приобретение 12 вертолетов СН-53К было утверждено израильской министерской комиссией по закупкам.
ВВС Израиля длительное время (с 2009 года) планировали закупку новых тяжелых транспортных вертолетов для замены парка своих вертолетов этого назначения Sikorsky СН-53 Sea Stallion (фактически Израилю поставлялись вертолеты в экспортной коммерческой модификации S-65C-3, примерно аналогичные версии CH-53D, вертолеты в Израиле получили обозначение Yasur), эксплуатируемых с 1969 года и неоднократно модернизировавшихся. Сейчас в составе ВВС Израиля находятся, как считается, 18 вертолетов в модификации Yasur 2000 и пять в модификации Yasur 2025.
Выбор ВВС Израиля фактически производился между вертолетами Sikorsky (Lockheed Martin) СН-53К King Stallion и Boeing CH-47F Chinook. Вертолеты Chinook неоднократно рассматривались для закупок израильской стороной, но всякий раз отвергались, и в итоге выбор был сделан также в пользу преемственной конструкции по отношению к СН-53 - вертолета СН-53К. Всего, как считается, в целом возможна закупка Израилем до 25 вертолетов СН-53К.
Вертолет СН-53К создавался с 2006 года Sikorsky Aircraft (c 2015 года в составе корпорации Lockheed Martin) в интересах авиации морской пехоты США и является дальнейшим развитием семейства тяжелых транспортных вертолетов Sikorsky СН-53 (S-65 и S-80). Вертолет СН-53К призван заменить в авиации морской пехоты США вертолеты предшествующей модификации СН-53Е Super Stallion (S-80). Первый полет первого образца СН-53К cостоялся в 2015 году, поставка первого вертолета малой серии (LRIP) морской пехоте США была произведена в сентябре 2021 года, с плановым сроком достижения вертолетами оперативного статуса в 2023-2024 годах. Всего для авиации морской пехоты США планируется закупка 200 вертолетов СН-53К.
СН-53К является самым тяжелым серийным вертолетом в мире после российского Ми-26, имея максимальный взлетный вес около 40 тонн и максимальный вес полезной нагрузки 15,9 тонны. Вертолет оснащается тремя турбовальными двигателями General Electric GE38-1В (Т408) взлетной мощностью по 7500 л.с.
Что касается закупки Израилем самолетов-заправщиков Boeing KC-46A, то министерство обороны Израиля подписало соглашение о приобретении по линии американской программы FMS первых двух самолетов этого типа в феврале 2021 года (естетственно, также в счет американской военной помощи). Теперь заказаны следующие два самолета, а всего Израиль планирует приобрести не менее восьми КС-46А.
Израиль стал вторым иностранным заказчиком после Японии самолетов-заправщиков КС-46А, созданных на основе лайнера Boeing 767-200ER. В составе ВВС Израиля самолеты КС-46А должны заменить девять используемых в настоящее время переоборудованных в заправщики самолетов Boeing 707. Япония заказала четыре самолета КС-46А, два из которых ей уже поставлены в течении 2021 года.
Изображение самолета-заправщика Boeing KC-46A Pegasus ВВС Израиля (с) министерство обороны Израиля