По оценкам российских и западных специалистов, настоящие отношения нашей страны с НАТО в целом и США в частности уже на протяжении нескольких лет переживают большие сложности. Но также отмечается, что от стабильности этих отношений и желания каждой из сторон избежать прямого военного столкновения зависит очень многое в современном мире. В последний период времени в США и НАТО начинают осознавать, что позиция России тоже не будет меняться даже в силу объявленных ей экономических и политических санкций. Но могут ли взаимные обвинения, недоверие и рост напряженности в Европе создать ситуацию, близкую к возможному началу боевых действий между блоком НАТО и Россией? Для поиска ответа на этот вопрос по инициативе руководства НАТО в начале мая 2016 года в Брюсселе была проведена встреча руководства блока с нашим постоянным представителем при альянсе.
Каждой из сторон вполне очевидно, что главными для обсуждения должны быть темы, связанные с оборонной политикой, с вооружениями, и особенно ядерным оружием. Эти вопросы являются одними из критических в отношениях сторон. Практически сразу же после проведения указанной выше встречи генеральный секретарь Североатлантического альянса Йенс Столтенберг заявил, что НАТО не откажется от владения ядерным оружием, что он не видит необходимости пересмотреть ядерную стратегию блока по отношению к России. Столтенберг также отметил, что НАТО сейчас «дальше, чем когда-либо, от применения ядерного оружия, но пока оно существует в мире, альянс будет оставаться ядерным».
Желая придать своим словам некоторую «мягкость» в выражении, он подчеркивал, что страны НАТО не хотят конфронтации или новой холодной войны с Россией и что исключительно для продолжения политического диалога с ней членам альянса необходимо быть «решительными, разумными и сильными».
Йенс Столтенберг, однако, не исключил дополнительной встречи Россия–НАТО перед запланированными на июль 2016 года переговорами в Варшаве по вопросу новых подходов к применению ядерного оружия и принятию новой (откорректированной) ядерной стратегии НАТО. Одновременно он заявил, что для НАТО «важно, чтобы мы держали открытыми каналы для политического диалога и находили новые пути снизить напряжение и предотвращать неприятности. Между тем американцы с завидным упорством продолжали давить на Россию, настаивая на необходимости приступить к переговорам по сокращению на этот раз тактического и оперативно-тактического ядерного оружия. Что за этим стоит?
НЕ ХОЧЕТСЯ БЫТЬ ЕДИНСТВЕННЫМ ОТВЕТЧИКОМ
Как сообщает западная пресса, в Европе осуществляется программа модернизации истребителей F-16 и самолетов Tornado ВВС пяти стран НАТО, которые оснащаются оборудованием, позволяющим применять ядерные бомбы B61-12. Переоснащение завершается. Планируется, что к 2018 году программа будет полностью выполнена и самолеты ВВС Бельгии, Германии, Италии, Нидерландов и Турции станут носителями ядерного оружия, практически приравниваемого к стратегическому благодаря существенному изменению технических характеристик наводящихся термоядерных бомб.
На прошедшей в конце апреля 2016 года в Вашингтоне встрече глав почти 50 лидеров мировых государств по безопасности в мире, на которой председательствовал Барак Обама, американцами был выдвинут ряд предложений по контролю над ядерным вооружением и ограничению распространения ядерного оружия. В ходе подготовки данной встречи России предлагалось подписать несколько документов, к разработке и рассмотрению которых Россия не была приглашена и соответственно не пожелала участвовать в данной встрече. Президент России Владимир Путин на встречу в Вашингтон не поехал. Тем временем накануне вашингтонской встречи со стороны американцев в адрес России были высказаны (и неоднократно) предложения о необходимости продолжить диалог и переговоры между Россией и США о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3).
Заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков, отвечая на предложения американцев, заявил, что переговоры между США и Россией, касающиеся сокращения ядерного вооружения, пока невозможны. По словам Рябкова, российская сторона и так уже сократила ядерный потенциал до уровня 1950-х и начала 1960-х годов и что она в данный момент вышла на тот рубеж, когда двусторонние переговоры по ядерному вопросу не представляются возможными. Рябков указал на тот факт, что американцы занимаются разработкой систем, способных наносить удары на дальности поражения стратегическими средствами, при этом не применяя ядерные боеголовки. По мнению Министерства иностранных дел РФ, Москва может приступить к обсуждению вопроса о ядерном разоружении только при подключении к таким переговорам и других стран, обладающих ракетно-ядерным потенциалом.
Как свидетельствуют оценки западных аналитиков, в риторике обсуждения возможности сокращения тактического и оперативно-тактического ядерного оружия пропагандистский компонент доминирует. Известно, что в настоящее время количество средств неядерного поражения у США весьма и весьма значительно. В большинстве случаев эти средства отличает и наличие высоких характеристик. Они к тому же обеспечены, что очень важно, мощной, практически глобальной информационно-коммуникационной инфраструктурой. И эти возможности не раз США использовали в последние 15–20 лет. Поэтому такая пропагандистская позиция имеет глубокие обоснования в конкретных, очень прагматических расчетах, связанных с военной политикой США, с политикой американской национальной безопасности.
Специалисты отмечают, что, обсуждая вопрос о модернизированных ядерных бомбах, предназначенных для ведения ядерной войны в Европе или где-либо еще против достаточно слабого противника, руководство Пентагона рассчитывает, что в новых условия, когда значительно возросли возможности России по применению авиации и ракетно-ядерных комплексов на боевых кораблях, боеприпасы В61 могут существенно изменить обстановку не только в Европе, но и в мире в целом. Однако Пентагон считает, что ядерные авиабомбы В61 предназначены прежде всего для сдерживания России.
ДОГОВОРИТЬСЯ ТАК И НЕ УДАЛОСЬ
Волна панических публикаций прокатилась по американским СМИ в связи с поступившей из Турции информацией о временных мерах турецких властей, которые в период недавнего мятежа блокировали авиабазу Инджирлик, отключали на ней электропитание и закрывали воздушное пространство для военной авиации США. Обеспокоенность в первую очередь вызвал тот факт, что на этой базе складировано американское тактическое ядерное оружие (ТЯО).
По словам директора Ядерного информационного проекта при Федерации американских ученых Ханса М. Кристенсена, в подземных хранилищах авиабазы Инджирлик находится свыше 50 бомб (по другим данным – 70 бомб) B61. Известно, что вооружение этого класса, размещенное в Турции, составляет 25% от всего арсенала ТЯО, которое Вашингтон держит в Европе под эгидой НАТО. Такие же хранилища располагаются в Германии, Нидерландах, Бельгии и Италии. По информации журнала New Yorker, всего в Старом Свете размещено до 200 единиц ТЯО, по другим данным, их количество превышает 480 единиц. Это оружие направлено на сдерживание России. Но не на этом факте сделали акцент американские СМИ. Их беспокойство не связано и с тем, что авиабаза Инджирлик размещена рядом с сирийской границей, то есть в непосредственной близости от зоны боевых действий. Американские издания обратили внимание на действия турецких властей, связанные с блокированием военной авиабазы, в результате чего возникла пусть и гипотетическая, но все же угроза сохранности американских ядерных боеголовок. Именно это, надо полагать, подвигло американцев к распространению информации о намеченной якобы переброске ядерного арсенала с турецкой авиабазы Инджирлик в Румынию.
Попытки договориться о сокращении ТЯО на Европейском континенте между Вашингтоном и Москвой предпринимались еще в советские времена. Одна из них – известная как «президентская инициатива» – в 1991–1992 годах почти удалась, но она не подлежала инспекторской проверке и продолжения не имела. По словам руководителя группы советников директора Российского института стратегических исследований Владимира Козина, ранее невозможность договориться о сокращении этого класса оружия в Европе объяснялась тем, что Россия «в качестве предварительного условия для начала переговоров о сокращении ТЯО неоднократно ставила перед Соединенными Штатами вопрос о необходимости полного вывода их тактических ядерных вооружений с Европейского континента».
После событий зимы 2014 года ситуация в Европе сильно изменилась. Теперь Вашингтон и Брюссель не исключают силового сдерживания Москвы. По утверждению специалистов из Пентагона, вооруженные силы стран НАТО в совокупности значительно превосходят Вооруженные силы России, которая, в свою очередь, рассматривает собственное ТЯО как средство сдерживания возможной агрессии альянса. Россия не отрицает, что при угрозе своему существованию может пустить в ход ядерный потенциал первой. По мнению многих военных экспертов, для Москвы это оружие стало политическим. Для США всегда ТЯО, размещенное в Европе, в значительной мере классифицировалось как стратегическое оружие, ввиду того что оно может быть доставлено практически в любую часть европейской территории России. Тогда как для российских ТЯО территория США недосягаема.
СТАРАЯ-СТАРАЯ БОМБА
По сообщению средств массовой информации, в США в ближайшее время появится новая атомная бомба, созданная на базе устаревшей B61. Об этом заявило Национальное управление ядерной безопасности США (NNSA). По словам главы NNSA Фрэнка Клотца, сейчас у бомбы B61 самая старая компонентная база в арсенале США, а программа продления ресурса удлинит ее жизнь еще на 20 лет.
По оценкам аналитиков, атомная бомба В61 настолько старая, что ее иногда называют «бомбой одиннадцати президентов». Однако это доказывает лишь то, что ее можно отнести к наиболее удачным образцам вооружения, которые успешно эксплуатируются десятки лет. При этом регулярно продлеваются ее сроки службы, а за счет модернизации – улучшаются боевые характеристики.
История бомбы B61 началась в 1960 году. Военные тогда хотели получить бомбу, которую можно было бы сбрасывать на разных скоростях, с разных высот и различных носителей. Она должна была иметь вес не более 700–800 фунтов (220–250 кг) и нести термоядерный заряд изменяемой мощности. Первую бомбу, отвечающую этим требованиям военных, ученые создали к октябрю 1966 года, а в 1967 году войска уже получили ее первый серийный образец.
Как считали работники средств информации, оружие считалось особо секретным. Официальное название бомбы вслух не произносили ни на совещаниях, ни в телефонных переговорах. Между собой офицеры называли ее «серебряная пуля», так как новая тактическая термоядерная бомба действительно ее напоминала – она имела цилиндрический корпус с коническим серебристым головным обтекателем.
Длина бомбы первой модификации B1-0 составляла 3,6 м при диаметре корпуса 33 см. Общий вес изделия – 700 фунтов (около 220 кг). Но позже были созданы новые модификации, во время которых несколько менялись вес и ее габариты, при этом оставалось главное: носителями этого оружия могли быть и тяжелые бомбардировщики, и истребители-бомбардировщики тактической авиации.
Причем боевые характеристики новой бомбы позволяли ей работать в разных режимах. Так, например, подрыв боезаряда мог происходить как на заранее установленной высоте, так и в момент касания с землей. Причем для того, чтобы самолет-носитель успел покинуть опасную зону, взрыв происходил с некоторой задержкой – до 80 секунд после касания поверхности. Позже появилась противобункерная модификация В61 с усиленным корпусом.
Статистика говорит, что всего за то время, пока В61 стоит на вооружении СВ США, было выпущено 3155 этих бомб десяти различных модификаций, при каждой из которых улучшались боевые характеристики этого оружия и продлевались сроки эксплуатации. Но, несмотря на это, к 2002 году все же списали и утилизировали более 1900 единиц В61, хотя не менее 1200 штук все еще оставались на складах. Все они были вполне пригодны для использования, хотя уже и не отвечали требованиям времени. Тогда в 2010 году Министерство энергетики США (в его ведении находятся все проекты ядерного и термоядерного оружия) инициировало разработку очередной модификации этих тактических бомб, выделив на нее около 2 млрд долл. Новая модернизация получила обозначение B61-12.
Сообщалось, что новая бомба получит новый хвостовой отсек, где будет расположена суперсовременная система наведения. С помощью спутниковой навигации и рулей новая бомба сможет поражать цели с повышенной точностью, что позволит отказаться от оснащения ее боезарядами высокой мощности. Новая бомба B61-12, по словам экспертов, будет иметь боезаряды мощностью 0,3 кт, 1,5 кт, 10 кт или 50 кт в тротиловом эквиваленте. Одновременно с этим планируется модернизация самолетов, которым предстоит стать носителями B61-12. В первую очередь это истребители-бомбардировщики F-35. Интеграция таких бомб возможна в комплекс вооружения перспективных бомбардировщиков LRS-B. Они могут стать основными носителями этого оружия, правда до их создания пройдет еще как минимум 10–15 лет.
ЧТО ДАСТ МОДЕРНИЗАЦИЯ
Как считают западные специалисты, главное беспокойство российских военных вызывает то, что к 2020 году США планируют разместить бомбы B61-12 на европейских базах. Под них решено адаптировать истребители-бомбардировщики «Торнадо» из боевого состава немецких и итальянских ВВС, а так же бельгийские, голландские и турецкие F-16А/В. Ранее сообщалось, что 20 таких бомб разместят на авиабазе Бюхель в земле Рейнланд-Пфальц, после чего они появятся в Италии и в Турции (что теперь представляется маловероятным). Так что самое старое ядерное оружие одиннадцати предыдущих президентов США останется угрозой для мира еще как минимум и при следующем хозяине Белого дома.
Прошлым летом президент США Барак Обама призвал к значительному сокращению в Европе российского и американского тактического ядерного оружия, с тем чтобы сократить риск возникновения войны. И поэтому – его применения. Обама заявил о наличии в Европе около 600 ядерных бомб В61, которые США распределили в пяти странах НАТО, в то время как арсенал России на территории Европы, считают западные СМИ, составляет около 2000 единиц ядерного оружия. А ведь у России есть еще и большая территория за Уралом…
По мнению аналитиков, начиная с лета прошлого года надежда на проведение сокращения исчезала. Российская «неотстраненность» от событий на Украине и прозрачный намек на возможность применения ядерного оружия, высказанный президентом России Владимиром Путиным, свели на нет любой шанс на то, что США вывезут свое тактическое ядерное оружие из Европы в какое-то ближайшее время.
«Вывоз относительно небольшого количества был бы абсолютно неправильным сигналом в настоящий момент», – заявил адмирал в отставке Джеймс Ставридис, который до 2013 года был Верховным главнокомандующим вооруженных сил НАТО, а в настоящее время является дином «Флетчер школы» института международных отношений в Университете Тафта.
«В период моего срока пребывания на должности Верховного главнокомандующего вооруженными силами НАТО в Европе, мое личное мнение состояло в том, что пришло время рассмотреть вопрос о выводе оружия из Европы», – заявил он. – Однако, учитывая российскую активность в течение прошлых месяцев и перспективы возвращения к периоду значительных трений между Россией и союзниками, я теперь уверен, что мы должны держать оружие в Европе, несмотря на стоимость и связанные с ним риски».
Поддержка политики ядерного устрашения распространяется в Европе. Новые члены альянса, включая Польшу, Чешскую Республику, выступают за продолжение развертывания американского ТЯО в Старом Свете. Ядерное оружие, рассредоточенное между странами на континенте, представляет из себя потенциальную опасность и появление несчастных случаев. Однако его присутствие является для некоторых членов блока НАТО, как считают специалисты на Западе, элементом дополнительной безопасности. Особенно для тех, кто верит в то, что оружие является существенным вкладом США в эту безопасность. Ведь предложения по модернизации бомбы B61 потребуют от Министерства энергетики США расходов в объеме 8,1 млрд долл., которые будут потрачены на повышение точности бомбометания и, значит, увеличения их сдерживающего эффекта по отношению к России.
По оценке специалистов, приглаживание и придание более обтекаемой формы, улучшение характеристик компоновки взрывчатых веществ сделают термоядерную B61, которая является последней ядерной бомбой подобного типа, единственным тактическим боеприпасом во всем ядерном арсенале США. В отличие от стратегического ядерного оружия, предназначенного для уничтожения городов и укрепленных военных целей, ТЯО ориентировано на использование его непосредственно на поле боя, куда оно может быть доставлено самолетами и сбрасываться с самых разных высот.
Бомба была создана в 1960-е годы в период администрации президента Джонсона. Она была первой компактной ядерной бомбой, составляя в диаметре только 13 дюймов (около 33 см). Бомбы B61 выпускаются в пяти модификациях, причем одна из них имеет мощность ядерного взрыва примерно 2% мощности от ядерной бомбы Второй мировой войны и сброшенной на Хиросиму.
Соединенные Штаты начали поставлять тактическое ядерное оружие в Европу в 1955-х годах, когда боялись существенного превосходства в обычных вооружениях со стороны Советского Союза, которое могло нанести полное поражение странам Западной Европы. Все из этого ядерного оружия, за исключением универсальной бомбы B61, было давным-давно вывезено из Европы. Однако за последние 15 лет американский ядерный зонтик был распространен над более чем десятью новыми странами Восточной Европы, которые присоединились к альянсу.
Как только разразился украинский кризис, Президент Обама заявил, что союзники нуждаются в организации конкретных вложений, для того чтобы помочь Украине модернизировать и усилить свои силы безопасности. Определенное давление было предпринято в Вашингтоне на саму администрацию Обамы, для того чтобы сделать более жесткой политику в отношении России по линии экономических санкций.
Бывший главнокомандующий объединенными войсками НАТО в Европе генерал авиации Филип М. Бридлав заявил «Национальному публичному радио» до его освобождения от этой должности, что российские действия несут угрозу будущему, что заставляет страны НАТО полагаться на свои собственные силы, для того чтобы определить свою судьбу. «То, что недавно произошло на Украине, это то, что никогда больше не должно случиться снова», – заявил генерал.
ОПАСАЯСЬ ОТВЕТА РОССИИ
Ситуация находится в проблемном положении для американского ядерного комплекса. Пентагон закончил третий и последний испытательный полет для испытания доставляемой самолетом модернизируемой термоядерной бомбы B61 Mod 12. Она модернизируется в целях создания усовершенствованной, более точной инерционной системы наведения, но при значительном уменьшении мощности ядерного боевого заряда. Считается, что благодаря этой модернизации система будет иметь улучшенные технические характеристики, позволяющие значительно снизить порог возможного применения ТЯО. По оценке заместителя администратора National Nuclear Security Administration (NNSA) Маделин Кридон, окончание испытаний новой авиабомбы В61-12 существенным образом повлияет на повышение американской и европейской системы безопасности. Хотя командование ВВС США и руководство NNSA закончили мероприятия по данному последнему испытанию авиабомбы в октябре 2015 года на ядерном полигоне в штате Невада, Министерство обороны США долго не публиковало его результаты. В ходе данных испытаний использовались истребители-бомбардировщики F-15, базирующиеся на авиабазе Неллис, штат Невада. В зависимости от профиля местности, где была расположена цель для бомбометания, пилот истребителя-бомбардировщика осуществлял в течение нескольких секунд пикирование для увеличения скорости сбрасываемой бомбы, и после того как самолет проходил точку сброса боеприпаса, он резко почти вертикально уходил вверх. Бомба сбрасывалась так, что какое-то время она продолжала лететь по инерции за самолетом, а потом она разворачивалась и шла на цель сразу же после прохождения самолетом цели. По сообщению одного из пилотов, пикирующий самолет имел скорость около 1,6 М, которая считается достаточной большой скоростью для последующей экономии горючего для обратного полета самолета домой. Сама же авиабомба должна при сбросе достигать скорости около 2,0 М.
По сведениям, полученным от руководства NNSA, все первоначально обработанные данные и технические характеристики результатов испытания вроде бы свидетельствуют о том, что в ходе испытаний были достигнуты хорошие и положительные результаты. Последнее испытание подтверждает условия, в которых новое оружие, казалось бы, может быть запущено в процесс производства уже в 2016 году. Хотя первоначально считалось, что при разработке новой системы наведения авиабомб В61-12 были использованы возможности действия развернутой американской системы GPS, руководство компании Боинг и NNSA не подтверждали этого мнения.
Однако следует отметить, что в большинстве случаев американские управляемые бомбы используют внешнюю инерционную систему наведения, корректируемую с помощью сигналов и возможностей системы GPS. Таким образом, отсутствие на новых авиабомбах В61-12 специального оборудования, зависящего от американской системы GPS, в некоторой степени снижает точностные характеристики системы управления авиабомбы.
Максимальная мощность ядерного боеприпаса, которым могут оснащаться авиабомбы В61-12, составляет примерно 50 кт в тротиловом эквиваленте, что автоматически причисляет их к разряду ядерных средств малой мощности. Вместе с тем, если уменьшить мощность ядерного заряда до 0,3 кт и существенно повысить точность попадания в цель, практический эффект от использования такого оружия будет примерно одинаковым. По ряду оценок, существующая сейчас инерциальная система наведения позволяет увеличить мощность модернизированной авиабомбы, например, до 360 КТ или даже до 400 КТ, не увеличивая при этом числа вероятных жертв поражения.
Ряд специалистов считает, что было бы более приемлемым использовать те ядерные средства, которые подходили бы к данной ситуации по природе оперативного использования. Планирующие организации и специалисты–консультанты могут рассматривать такие ядерные боеприпасы как более приемлемые для нанесения ими ядерных ударов, поскольку они могли бы приводить к значительным сопутствующим потерям. Подобная ситуация может привести к более широкому применению ядерных боеприпасов, доставляемых бомбардировщиками. К таким целям могу быть отнесены: площадки, на которых находятся ядерные цели и объекты, сосредоточения новых сил и средств, которые рассматривают ядерные средства как пригодные для использования и потенциально меньшие ядерные пороги в ядерном конфликте.
Руководство NNSA внимательно отслеживает информацию о том, что авиабомба В61-12 не нарушала никакие договора и соглашения и не добавляла новых ядерных возможностей, кроме как увеличения точности поражения выбранных целей или объектов. По оценке аналитиков, проведенный исследовательский тест на самолете, выполнявшем контрольное задание, не содержал никаких радиоактивных элементов – ни урана, ни высокообогащенного плутония на борту самолета не было.
Тем не менее многие эксперты по вооружению обеспокоены тем, что новое ядерное оружие и ее боевые возможности, особенно после того, как авиабомбы В61-12 поступят в войска, будут приспособлены для вооружения ими истребителей-бомбардировщиков F-35. Они считают, что эти решения могут вызвать ответные действия со стороны России. В частности, если Россия укомплектует свой ядерный арсенал подобными самонаводящимися авиабомбами и вооружит ими самолеты, выполненными по технологии «Стелтс», то такие самолеты будут иметь возможность уверенно преодогевать зоны противовоздушной обороны и обеспечат командованию гарантированное поражение назначенных целей.
Первоисточник: http://nvo.ng.ru
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас