Экономика Пятой республики в первой половине 60-х годов находилась на подъеме, что позволило выделить необходимые финансовые ресурсы и одновременно реализовывать несколько очень дорогостоящих программ. Уже через два года после первого тестового ядерного взрыва на вооружение поступила атомная бомба пригодная для практического использования. После того как стало ясно, что французский военно-промышленный комплекс в состоянии самостоятельно создать ядерные взрывные устройства и средства их доставки, был принят долгосрочный план развития ядерных сил «Каэлканш-1» предусматривающий формирование полноценной ядерной триады включающей в себя авиационную, морскую и наземную составляющие.
Первоначально в роли носителя атомной бомбы рассматривался фронтовой бомбардировщик SO-4050 Vautour II, но этот самолёт имел невысокую скорость полёта и недостаточный для выполнения стратегических задач боевой радиус. Практически одновременно с началом работ по французскому ядерному оружию компания Dassault приступила к проектированию сверхзвукового дальнего бомбардировщика Mirage IV.
Опытный экземпляр бомбардировщика Mirage IV
Прототип бомбардировщика поднялся в воздух в июне 1959 года, то есть ещё до начала французских ядерных испытаний. Первый серийный самолёт передали заказчику в 1964 году. Бомбардировщик Mirage IVА с максимальной взлётной массой 33 475 кг, без дозаправки в воздухе имел боевой радиус 1240 км, и развивал на большой высоте скорость 2340 км/ч. В общей сложности было построено 66 бомбардировщиков, часть из них в последствии переделали в разведчики.
В 80-е годы 18 самолетов модернизировали до уровня Mirage IVР. Именно «четвёрка» от фирмы «Дассо» стала первым французским стратегическим носителем имплозивной плутониевой бомбы AN-11 мощностью 70 кт. Согласно французским СМИ прототип этой ядерной бомбы был испытан в ходе операции «Голубой тушканчик» 13 февраля 1960 года. Всего на девяти авиабазах ВВС Франции было размещено 40 бомб AN-11. Каждый бомбардировщик Mirage IVА мог нести одну такую бомбу массой около 1400 кг в специальном контейнере. Серийная сборка свободнопадающих ядерных бомб AN-11 велась с 1962 по 1967 год. Но этот ядерный боеприпас не удовлетворял военных по критериям безопасности, так как имелась вероятность его непреднамеренной инициализации в аварийной ситуации. В связи с этим в 1968 году началось производство бомбы AN-22, надёжность и безопасность которой была подтверждена в ходе «горячих» и «холодных» испытаний во Французской Полинезии.
Ядерная бомба AN-22
В бомбе AN-22 также использовался плутониевый заряд с выходом энергии до 70 кт в тротиловом эквиваленте, но её вес удалось снизить до 700 кг. С учётом того, что в составе французских ядерных сил в постоянной готовности находилось минимум 36 бомбардировщиков Mirage IV, в ядерных погребах имелось 40 ядерных бомб AN-22. Эксплуатация свободнопадающих бомб AN-22 в ВВС Франции продолжалась до 1988 года, после чего они были вытеснены сверхзвуковыми крылатыми ракетами ASMP (франс. Air-Sol Moyenne Portee – Сверхзвуковая крылатая ракета средней дальности). Ракета массой 860 кг имела жидкостный прямоточный воздушно-реактивный двигатель, который разгонял её до скорости 2300 - 3500 км/ч в зависимости от профиля полёта. В зависимости от высоты и скорости дальность пуска находилась в пределах 90-300 км. Ракета оснащалась термоядерной боеголовкой TN-81, с мощностью взрыва регулируемой в пределах 100-300 кт. В период с 1986 по 1991 год было собрано 80 боеголовок TN-81 и 90 ракет. Носителями КР ASMP стали модернизированные Mirage IVР.
Mirage IVР с КР ASMP
Помимо ракетного вооружения позволявшего не входить в зону поражения зенитно-ракетных комплексов средней дальности, восемнадцать модернизированных бомбардировщиков получили новую навигационную и связевую аппаратуру, а также станции постановки помех для противодействия советским системам ПВО. Эксплуатация бомбардировщиков Mirage IVР вооруженных крылатыми ракетами ASMP продолжалась до 1996 года.
С учетом относительно небольшого радиуса действия французских бомбардировщиков, свойственного скорей для тактических носителей, в США были закуплены самолёты-заправщики КС-135. Предполагалось, что они будут осуществлять дозаправку «Миражей» на маршруте, до подхода к рубежам ПВО стран Восточного блока. С учетом небольшой вероятности прорыва бомбардировщиков через воздушное пространство стран Варшавского договора, основными в случае нанесения ударов по территории СССР считались два маршрута – южный и северный. Южный маршрут теоретически давал возможность действовать по территории Крыма и Украины, а при прорыве с севера в зоне досягаемости оказывались Калининград, Ленинград и Прибалтика. Однако с самого начала не было особых иллюзий относительно способности одиночного высотного бомбардировщика прорвать советскую эшелонированную систему ПВО, и потому помимо авиационной компоненты во Франции в 60-е годы приступили к созданию баллистических ракет шахтного базирования и атомного подводного ракетоносного флота. Разработка французских средств доставки ядерного оружия велось в основном с опорой на собственные силы. Французы лишенные американских ракетных технологий были вынуждены сами проектировать и строить баллистические ракеты наземного и морского базирования. Однако несмотря на отсутствие поддержки, а порой и откровенное противодействие со стороны США, французские учёные и инженеры сумели добиться серьёзных успехов. Разработка собственных баллистических ракет в определённой мере подстегнула развитие французских национальных аэрокосмических технологий, и в отличие от Великобритании у Франции имеется собственный ракетный полигон и космодром.
Вскоре после окончания Второй мировой войны в Алжире началось возведение французского ракетного испытательного центра, а позже космодрома — «Хаммагир». Он располагался в западной части Алжира, недалеко от города Бешар. На ракетном полигоне велись испытания тактических и исследовательских ракет, в том числе и ракеты-носителя Diamant-А, которая 26 ноября 1965 года вывела на орбиту первый французский спутник Astérix. Хотя трехступенчатые ракеты семейства «Диамант» могли реализовать межконтинентальную дальность для экстренной доставки ядерной боеголовки они не подходили, так как имели большое время предстартовой подготовки, и не могли долго находиться в заправленном состоянии.
После предоставления независимости Алжиру, испытания французских баллистических ракет были перенесены на ракетный полигон «Бискаросс» расположенный на берегу Бискайского залива. Не смотря на противоречия с США, основными противниками Франции считались государства входящие в Организацию Варшавского договора, и необходимости в создании межконтинентальной баллистической ракеты не было. Это давало возможность создания относительно простой твердотопливной двухступенчатой баллистической ракеты средней дальности. Во второй половине 60-х французские аэрокосмические фирмы уже имели опыт создания твердотопливных реактивных двигателей и наработанные рецептуры твёрдого топлива. При этом командование французских стратегических сил для ускорения процесса разработки первой БРСД шахтного базирования, сознательно согласилось с упрощением системы наведения. В заданных тактико-технических характеристиках круговое вероятное отклонение задавалось в пределах 2 км, при дальности пуска не менее 3 000 км. Впрочем, в процессе доводки ракеты, КВО удалось уменьшить в два раза.
Испытательные пуски прототипов ракеты начались в 1966 году. На доводку ракетного комплекса получившего название S-2, до уровня серийного образца и лeтные испытания потребовалось болеe четырех лет и 13 пусков.
БРСД S-2
Баллистическая ракета средней дальности S-2 имела стартовую массу 31,9 т и несла моноблочную ядерную боеголовку MR-31 мощностью 120 кт. Как пишут зарубежные эксперты в области ядерного оружия, мощность ядерной боеголовки MR-31 была фактически предельной для ядерного боеприпаса на основе плутония. С учетом того, что заявленное КВО БРСД S-2 составляло 1 км, эта ракета была эффективна против крупных относительно слабо защищенных, площадных политико-экономических и военных целей на территории стран Варшавского договора и СССР.
Ракетная позиция на авиабазе Сен-Кристоль
После начала серийного производства число планируемых к развёртыванию БРСД сократили с 54 до 27. Это было связано с тем, что к моменту принятия S-2 на вооружение, данная ракета уже не в полной мере соответствовала современным требованиям. Сооружение защищённых шахтных пусковых установок в южной части Франции на плато Альбион началось в 1967 году. Всего в окрестностях авиабазы Сен-Кристоль было построено 18 ШПУ. Для доставки баллистических ракет с ракетного арсенала в позиционный район использовались специальные колёсные транспортёры.
Французские баллистические ракеты средней дальности S-2 размещались в шахтных пусковых установках одиночного старта глубинoй около 24 м , на удаление примерно 400 м друг от друга. Каждая шахта, рассчитанная на избыточное давление ударной волны 21 кг/см ². Шахта закрывалась сверху сдвижной железобетонной крышкой толщиной 1,4 м и весом около 140 т. Ракета устанавливалась на пусковой стол, смонтированный на подвесной амортизационной системе в виде кольцевых охватов и тросов, которые были пропущены через блоки и связаны с четырьмя гидравлическими домкратами на полу шахты, предназначенными для выравнивания пускового стола.
Разрез ШПУ БРСД S-2
1 — бетонная защитная крыша входного люка; 2 — восьмиметровый оголовок шахты из высокопрочного бетона; 3—ракета S-2; 4 — сдвижная защитная крыша шахты; 5 — первый и второй ярусы площадок обслуживания; 6—устройство открытия защитной крыши; 7— противовес системы амортизации; 8—лифт; 9 — поддерживающее кольцо; 10—механизм натяжки троса подвески ракет; 11 — пружинная опора системы автоматизации; 12 — опора на нижней площадке шахты; 13 — концевые сигнализаторы закрытия защитной крыши; 14 — бетонный ствол шахты; 15 — стальная оболочка ствола шахты
При строительстве ШПУ использовались специальные марки сталей и сорта железобетона. Благодаря применению систем общей и локальной амортизации, размещению ракетных шахт в прочных скальных породах на большом удалении друг от друга, многократного дублирования систем связи и управления, общая устойчивость комплекса к поражающим факторам ядерного взрыва была для того времени очень высокой. ШПУ БРСД S-2 удерживал первое место по уровню защищённости, оставляя позади даже ряд американских и советских комплексов с МБР шахтного базирования. Каждая группа из 9 ШПУ S-2 объединялась в одну эскадрилью. Руководство шахтными пусковыми установками осуществлялось из собственного командного пункта, находившегося на большой глубине в скальных породах и снабженного эффективными системами амортизации. В процессе проектирования и строительства ракетных позиций большое внимание уделили повышению боевой устойчивости, для чего были созданы многократно продублированные каналы связи, как с каждой ракетной шахтой, так и с вышестоящими звеньями управления. Во время боевого дежурства ракеты находились в высокой готовности к применению – время пуска из полной боевой готовности не превышало одной минуты. Кoнтроль технического сoстoяния и запуск ракет осуществлялся дистанционнo. Круглосуточное дежурство на командном пункте несла смена из двух офицеров.
Первая эскадрилья в составе девяти ШПУ с БРСД S-2 приступила к несению боевого дежурства в середине 1971 года, а вторая эскадрилья — в начале 1972 года. Однако с учётом того, что в начале 70-х в СССР велись активные работы по созданию противоракетных систем, существовала значительная вероятность, что французские баллистические ракеты S-2 оснащённые только моноблочной боевой частью не смогут выполнить боевую задачу. В связи с этим ещё до начала развёртывания БРСД S-2 французское военно-политическое руководство приняло решение о создании более совершенного ракетного комплекса средней дальности оснащённого средствами преодоления противоракетной обороны и имеющего более высокие тактико-технические и служебно-эксплуатационные характеристики. При этом требовалось увеличить устойчивость к поражающим факторам ядерного взрыва, дальность, точность и забрасываемый вес. Старая и новая ракеты должны были иметь большую степень унификации использовать одинаковые узлы и агрегаты и уже построенные шахтные пусковые установки,. В итоге создаваемая БРСД S-3 стала конгломератом из принятой на вооружение ракеты S-2 и проектируемой баллистической ракетой предназначенной для оснащения подводных лодок М-20. Согласно принятому решению, ракеты S-3 должны были заменить на дежурстве свою предшественницу, ракету S-2, в соотношении один к одному.
Испытания прототипа БРСД S-3 на полигоне «Бискаросс» начались в декабре 1976 года. С декабря 1976 по март 1979 года было выполнено 8 испытательных запусков, что позволило решить все возникавшие вопросы. В июле 1979 с полигон «Бискаррос» был выполнен испытательный запуск БРСД S-3, произвольно отобранной из серийной партии ракет предназначавшихся для постановки на боевое дежурство.
БРСД S-3 подготовленная к испытательному пуску
В отличие от своей предшественницы ракета S-3 несла новую термоядерную моноблочную боевую часть, прикрытую на активном участке полета головным обтекателем, что существенно уменьшало аэродинамическое сопротивление и уязвимость от поражающих факторов ядерного взрыва. Головной обтекатель был унифицирован с головным обтекателем французской БРПЛ M20. БРСД оснащалась моноблочной термоядерной боеголовкой TN-61 мощностью 1,2 Мт, которая была более устойчива к ПФЯВ, нежели ГЧ MR-31 ракеты S-2, а также имела повышенную безопасность при транспортировке и хранении.
После ухода Шарля де Голля с поста президента в апреле 1969 год, новое руководство Франции во главе с Жорж-Жан-Раймоном Помпиду взяло курс на восстановление военно-технического и политического сотрудничества с США. Термоядерные боеголовки TN-60 и TN-61 предназначавшиеся для французских БРСД S-3 и БРПЛ М20 создавались при американской консультационной поддержке, и французы сумели получить доступ к некоторым критически важным технологиям и специальному оборудованию. В середине 60-х американские власти наложили эмбарго на экспорт во Францию суперкомпьютера CDC 6600, который Франция планировала использовать для проведения расчетов в ходе разработки термоядерного оружия. В качестве ответной меры 16 июля 1966 года Шарль де Голль объявил о начале разработки собственного суперкомпьютера, дабы обеспечить независимость Франции от импорта компьютерных технологий. Впрочем, вскоре после того как де Голль пересчитал быть президентом, несмотря на формальный экспортный запрет, американское руководство «закрыло глаза» и суперкомпьютер все-таки удалось ввезти во Францию через подставную коммерческую фирму.
Перевозка термоядерной БЧ TN-61
Новый боевой блок с термоядерным зарядом TN-61 был более высокоскоростным, и обеспечивал меньшее рассеивание на атмосферном участке траектории и большую устойчивость к воздействию ПФЯВ. В ряде источников говориться, что он был покрыт специальным радиопоглощающим покрытием и содержал в себе аппаратуру РЭБ для создания радиопомех РЛС ПРО. На БРСД S-3 использовалась новая инерциальная система управления, которая имела повышенную стойкость к внешним воздействиям и обеспечивала КВО 700 м, при дальности пуска 3700 км. Ракета получила возможность стрельбы по одной из нескольких целей, чьи координаты были заранее загружены в блок памяти системы наведения. Благодаря использованию новых технических решений, материалов и более энергоёмкого твёрдого топлива при одновременном увеличении дальности пуска и величины забрасываемой полезной нагрузки ракета S-3 стала легче примерно на 5 т и короче почти на метр.
ШПУ с БРСД S-3
В 1980 году новые ракеты зачали заменять не удовлетворявшие современным требования БРСД S-2. При этом значительному усилению и усовершенствованию подверглись шахтные пусковые установки. Основной упор делался на повышение защищённости от поражающих факторов ядерного взрыва: сейсмодинамического смещения грунта, избыточного давления во фронте ударной волны, электромагнитного импульса, потока элементарных частиц. Новый комплекс получил наименование S-3D (франц. Durcir - упрочненный).
В конце 80-х БРСД шахтного базирования S-3 планировали заменить новой ракетой S-4 с дальностью пуска до 6000 км, которая фактически представляла собой сухопутный вариант создававшейся в те годы БРПЛ М45. Однако ликвидация Организации Варшавского договора и развал Советского Союза привели к тому, что угроза глобальной войны упала до минимума, и программу создания первой французской МБР шахтного базирования свернули.
В 60-е годы во Франции велись работы по созданию тактического ядерного оружия пригодного для использования на поле боя в оперативной глубине обороны противника. Носителями тактических ядерных бомб стали истребители Dassault Mirage IIIЕ, истребители-бомбардировщики SEPECAT Jaguar А и палубные истребители-бомбардировщики Dassault-Breguet Super Еtendard.
Ядерная бомба AN-52 рядом с истребителем Mirage IIIЕ
Первой французской тактической ядерной бомбой стала AN-52. Этот «специальный» авиационный боеприпас выпускался в двух вариантах, при массе 455 кг и длине 4,2 м мощность заряда составляла 8 или 25 кт. Бомба оснащалась тормозным парашютом. Стандартная высота подрыва - 150 м. Точное количество авиабомб AN-52 не известно, в различных источниках указывается, что их было собрано от 80 до 100 единиц. Примерно 2/3 из них имели мощность 8 кт. Эти ядерные бомбы состояли на вооружении с 1972 по 1992 год.
Истребитель Mirage IIIЕ с подвешенной ядерной бомбой AN-52
Согласно французской ядерной доктрине самолёты-носители ядерных бомб могли решать как тактические, так и стратегические задачи. В начальной стадии эксплуатации «ядерных» истребителей-бомбардировщиков Dassault Mirage 2000N тридцать машин этого типа были приспособлены для доставки свободнопадающих бомб. Однако после списания последних стратегических бомбардировщиков Mirage IVР все имеющиеся Mirage 2000N и часть палубных Super Еtendard были вооружены крылатыми ракетами ASMP. Согласно французским данным «ядерные эскадрильи» ВВС и ВМС получили 80 крылатых ракет.
Палубный истребитель-бомбардировщик Super Еtendard с КР ASMP
Рoль этих носителей главным образом состoялa в том, чтобы в случае полномасштабного воeнного конфликта стать средством «последнего предупреждения» агрессорa перед применением стратегичеcкого ядерного оружия. Использование тактических ядерных зарядов предусматривалось в случае невозможности отражения агрессии обычными средствами. Это должно было продемонстрировать решимость Франции защищаться всеми возможными средствами. Если ограниченное использование тактического ядерного оружия не приносило должного результата, предполагалось нанесение массированного ядерного удара всеми имеющимися БРСД и БРПЛ по городам противника. Таким образом, французская ядерная доктрина предусматривала возможность избирательного использования различных ядерных средств поражения и включала в себя элементы концепции «гибкого реагирования».
Одним из основных приёмов прорыва Mirage 2000N к объекту нанесения ядерного удара является бросок на предельно малой высоте. Для этого на самолёте установлена БPЛC Dаsault Еlectroniquе/Thompson-СSF Аntilopе 5, способная работать в режимах картографирования, навигации, режиме следования рельефу местности. Она обеспечивает автоматический полет с огибанием рельефа местности на высоте около 90 м со скоростью до 1112 км/ч.
Истребитель-бомбардировщик Mirage 2000N с КР ASMР-A
В 2009 году на вооружение ВВС Франции была принята ракета ASMP-A с дальностью пуска до 500 км и максимальной скоростью полёта на большой высоте 3М. До 2010 года КР ASMP-A оснащалась той же боевой частью TN-81, что и ракета ASMP, а с 2011 года — боеголовкой нового поколения TNA. Эта термоядерная боевая часть, будучи более легкой, безопасной в эксплуатации и устойчивой к поражающим факторам ядерного взрыва, имеет возможность регулирования мощности взрыва в пределах 20, 90 и 300 кт. Возможность ступенчатого регулирования мощности значительно повышает эффективность и гибкость применения ракеты в случае использования против различных по уровню защищённости и площадным параметрам целей и позволяет снизить побочный ущерб для своих войск.
Макет КР ASMP-A
После того как в 2016 году палубные истребители-бомбардировщики Super Еtendard были сняты с вооружения единственными морскими носителями крылатых ракет остались палубные истребители Dassault Rafale М Standart F3. После списания «ядерных» истребителей бомбардировщиков Mirage 2000N они будут заменены двухместными специально модифицированными Rafale B. Всего для подвески на «Миражи» и «Рафали» во Франции имеется примерно 60 крылатых ракет ASMP-A. Стоит сказать, что Франция является единственной европейской страной, где на вооружении состоят крылатые ракеты с термоядерной боевой частью. В середине 90-х произошли структурные изменения в авиационной составляющей ядерных сил, и было сформировано самостоятельное Стратегическое авиационное командование, в состав которого вошли все самолёты-носители ядерного оружия, в том числе и палубные.
Параллельно с созданием тактических ядерных авиабомб во Франции велись работы по наземным тактическим ракетным комплексам. В 1974 году на вооружение был принят мобильный ракетный комплекс ближнего действия Pluton с твердотопливной ракетой весившей 2423 кг. Ракета оснащалась инерциальной системой наведения, имела дальность пуска от 17 до 120 км и несла ядерную боеголовку АN-51. Эта боеголовка имела много общего с тактической ядерной бомбой AN-52 и также выпускалась в двух вариантах – мощностью 8 и 25 кт. В ряде источников говориться, что КВО ракеты составляло 200-400 м, впрочем не понятно о какой дальности идёт речь.
Мобильный тактический ракетный комплекс Pluton
Базой для мобильного комплекса послужило шасси среднего танка AMX-30. Мобильная пусковая установка могла развить скорость по шоссе до 60 км/ч и имела запас хода 500 км. Характеристики подвижности и проходимости ТРК «Плутон» находились примерно на одном уровне с танками и БМП. После прибытия на позицию на подготовку к стрельбе уходило не более 10-15 минут. На сборку и погрузку ракеты с колёсного транспортёра на гусеничную пусковую установку требовалось около 45 минут.
С 1974 по 1978 год в Сухопутных войсках Франции было сформировано пять ракетных полков. В каждом полку на вооружении состояло 8 самоходных пусковых установок. В составе полка имелось три сотни единиц другой техники и около тысячи человек личного состава.
Разведывательный БПЛА R.20 на мобильной пусковой установке
В составе французского ТРК «Плутон» для уточнения координат цели использовался беспилотный летательный аппарат Nord Aviation R.20. Этот БПЛА развивал скорость до 900 км/ч, имел потолок 12 000 м и мог находиться в воздухе 50 минут. Всего французская армия в 70-е годы получила 62 разведывательных беспилотника R.20. Изображение полученное с БПЛА по радиоканалу передавалось на полковой командный пункт. После чего полученная информация обрабатывалась на процессорах Iris 50 и загружалась в блок памяти информация в котором хранилась на ферритовых кольцах.
Ракетный комплекс "Плутoн" являлся средством поддержки дивизий и корпусов. Боеголовки различной мощности предназначались для разных целей. Ядерный заряд мощностью 8 кт мог применяться по целям на передовой - по колоннам бронетехники и позициям артиллерии. Боеголовка в 25 кт должна была использоваться по целям удалённым от линии фронта - транспортным узлам, складам боеприпасов, техники и вооружения, штабам и пунктам управления войсками. Кроме того на тактический ракетный комплекс как и в случае с авиационными тактическими ядерными бомбами возлагалась задача последнего «предупреждения» агрессора.
К концу 70-х первый французский тактический ракетный комплекс начал устаревать. В первую очередь военных не устраивала небольшая дальность пуска, не позволявшая поражать цели на территории ГДР. В связи с этим стартовала опытно-конструкторская разработка Super Pluton. Работы в этом направлении продолжались до 1983 года, но в последствии совершенствование ТРК Pluton признали бесперспективным, и было решено разработать новый оперативно-тактический ракетный комплекс с нуля. В отличие от «Плутона» на гусеничной базе, новый ракетный комплекс решили делать на колёсном грузовом шасси. Такой вариант, безусловно, снижал проходимость по слабым грунтам, но повышал подвижность комплекса при движении по шоссе. Кроме того, использование пусковых установок на две ракеты, выполненных в виде буксируемого прицепа снижало стоимость ракетного комплекса, увеличивало готовый к применению боекомплект и затрудняло идентификацию средствами космической и авиационной разведки.
Лётные испытания ракет для комплекса получившего в последствии обозначение Hadеs (франц. Аид) начались в 1988 году. Первоначально запланированная дальность полёта твердотопливной ракеты массой 1850 кг и длиной 7,5 составляла 250 км. Однако благодаря прогрессу в области твердого топлива и достаточно совершенной инерциальной системе наведения дальность прицельного пуска удалось довести до 480 км. Круговое вероятное отклонение в этом случае составляло 100 м. Также была разработана комбинированная система наведения, использующая для корректировки курса полёта ракеты сигналы американской системы спутникового позиционирования GPS. В этом случае отклонение ракеты от точки прицеливания не превышало 10 метров, что позволяло использовать новый французский ОТРК для эффективного поражения таких крепких целей, как заглублённые и укрепленные железобетоном командные пункты, ядерные погреба и шахтные пусковые установки баллистических ракет. Впрочем, французы не скрывали, что ракетные комплексы «Аид» в первую очередь предназначались для уничтожения целей на территории ГДР. Такой подход вызывал возражения в ФРГ, так как, по мнению немецких военных и политиков снижался психологический барьер для применения ядерного оружия и имелась большая вероятность спровоцировать упреждающий удар со стороны СССР.
Пусковая установка французского ОТРК Hadеs
Окончание следует....
Линник Сергей
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас