Недавний Международный Военно-технический форум «Армия-2021» запомнился многими новинками, однако особое место в нем занял УТС-800 от Уральского завода гражданской авиации. Перспективный учебно-тренировочный самолет может хорошо послужить вооруженным силам, а может, как проект, окончиться ничем. Впрочем, обо всем по порядку. Сейчас для начальной учебной подготовки российских курсантов используют австрийские самолеты Diamond DA40 Diamond Star и DA42 Twin Star. Машины для Минобороны производят по лицензии на Уральском заводе гражданской авиации. По состоянию на 2021 год в России изготовили 150 самолетов DA40. После них летчиков обучают на таких машинах, как известный чехословацкий учебно-боевой самолет L-39 Albatros и более современный российский Як-130. Эксперты не раз говорили о том, что этот самолет чересчур сложен и дорог, однако отказываться от него никто не планирует. Тем более что большой потенциал машины позволяет использовать ее как легкий штурмовик.
Трудности перехода
История российских поршневых учебно-тренировочных самолетов первоначальной подготовки, которые должны сменить зарубежные, не менее примечательна: это тем более актуально, если учесть, что их судьба решается прямо сейчас. По словам министра обороны России Сергея Шойгу, в настоящий момент проводят конкурс, призванный найти замену парку учебных машин. Участие в нем принимают Як-152
и УТС-800. По словам Шойгу, для эффективного использования потенциала существующих и перспективных авиакомплексов нужно не меньше 700 качественно подготовленных летчиков-выпускников в год. Для этого материальная база вузов должна включать не меньше 500 современных учебно-тренировочных самолетов и две сотни вертолетов.
Як-152
Разработанный ОКБ имени Яковлева и производимый ПАО Корпорация «Иркут» Як-152 совершил первый полет еще в 29 сентября 2016 года, однако за все эти годы произвели только три опытных образца. Тем не менее, на первый взгляд, все выглядит неплохо. Будучи частью учебно-боевого комплекса Як-130 самолет Як-152 получил полностью унифицированное с Як-130 информационно-управляющее поле кабины. Совместное применение двух машин должно заметно облегчить подготовку летного состава. Як-152 имеет тандемное расположение членов экипажа, максимальная взлетная масса составляет 1480 килограмм, а максимальная скорость Як-152 – 500 километров в час (при крейсерской скорости 380 километров в час). Самолет получил авиационный 12-цилиндровый V-образный дизельный двигатель RED A03Т V12 (взлетная мощность составляет 500 лошадиных сил) германской компании RED Aircraft. Финансирует ее российский холдинг «Финам». На территории России эти изделия собирает и обслуживает компания «Руссо-Балт».
Несмотря на попытки наладить лицензионное производство на российской площадке и частичную ликвидацию зависимости от импортных поставок, производство дизельных двигателей для «Яка», видимо, остается слабым местом проекта. В пользу этого, в частности, говорит заявление гендиректора Центрального института авиационного моторостроения имени Баранова, Михаила Гордина. По его словам, учебно-тренировочный самолет Як-152 может получить отечественный двигатель. Правда, его пока рассматривают не в качестве замены двигателя RED, а в роли «аналога». Специалист признает крайне удачную компоновку RED A03Т V12 и наличие в нем комплектующих, которые Россия не производит. Так или иначе, пока что все это не более чем планы и предмет «отдельной опытно-конструкторской разработки».
УТС-800
Трудности с дизельным двигателем Як-152 открывают дорогу детищу Уральского завода гражданской авиации (УЗГА) – самолету УТС-800. Он должен получить российский турбовинтовой двигатель ВК-800С мощностью 800 лошадиных сил. Турбовинтовую модификацию разработали на основе российского газотурбинного авиационного двигателя ВК-800 производства Завода им. В. Я. Климова. В рамках программы Министерства торговли и промышленности России разработку турбовинтовой версии с 2017 года проводит УЗГА. Задача, которую ставят перед УТС-800, такая же, как и перед Як-152. Но это все же совсем разные машины. Максимальная взлетная масса «800-го» превышает 2000 килограммов. Масса пустой машины составляет 1706 килограммов. У Як-152 максимальный взлетный вес, как уже говорили выше – 1480 килограммов. Максимальная скорость горизонтального полета УТС-800 составляет 460 километров в час, а крейсерская – 360 километров в час. В качестве винта выбрали изделие «Аэросилы», имеющее четыре лопасти. По словам главного конструктора УТС-800 Дмитрия Тинякова, самолет имеет два типа заправки топливом. Один предназначен для выполнения фигур высшего пилотажа, другой выступает в качестве многоцелевого. В зависимости от типа заправки машина либо подходит для фигур высшего пилотажа, либо получает большую продолжительность нахождения в воздухе.
По словам Тинякова, цена самолета в эксплуатации будет раз в пять ниже, чем в случае с Як-130. По разным данным она составит не то 25 тысяч рублей за летный час, не то 32. В любом случае сравнение с Як-130 не совсем корректное: машины находятся в разных классах, хотя и призваны решать схожие задачи. А вот если сравнивать по цене УТС-800 и Як-152, то показатели будут явно не на стороне первой машины. Помимо этого, одной из претензий к УТС-800 было то, что машина представляет собой «копию» австрийский DART-450. Но это не совсем верно. Российский самолет имеет более крупную кабину, позволяющую спасать летчика на нулевой высоте на нулевой скорости, а установка второго кресла существенно выше первого улучшает, в свою очередь, обзор. Кроме того, воздухозаборник на российской машине вынесли несколько ниже, чем в случае с DART.
Дорогу осилит летающий
УТС-800, при всех своих теоретических минусах и плюсах, еще ни разу не был в небе, в то время как «Як» давно летает (пусть речь идет об очень небольшом числе машин). Если ничего не изменится, поднять УТС-800 в небо Уральский завод гражданской авиации сможет до конца года. После этого машине предстоит долгий путь испытаний, который «Як» уже частично прошел. Серийное производство УТС-800 наметили на 2024 год. Стоит также сказать, что иногда критикуют саму концепцию винтового тренировочного самолета, так как он далек от современного истребителя в плане управления, скорости, маневренности и так далее. В качестве альтернативы иногда предлагают относительно недорогой учебно-тренировочный самолет СР-10, оснащенный турбореактивным двигателем АИ-25ТЛ (он украинский, так что в серию самолёт должен пойти с российским АЛ-55). Первый полет машина совершила в 2015 году. На сегодня построен один прототип.
А почему они состоялись? Правительственного квартала уже давно не должно быть и упырь кукуевский должен под себя ходить от страха