Главная » 2022 » Май » 24
03:39

Як-38 на техпозиции

Як-38 на техпозиции

Вот что-то обуяла меня ностальгия, ну и решил для своего личного музея построить модель – диораму родной техпозиции на аэродроме «Новофёдоровка» (Крым, Саки, НИТКА) со своим «изделием» – на котором я учился и на котором имел честь служить. Советская «вертикалка» Як-38 (изделие ВМ) – один из двух серийных СВВП в мире. Так что здесь будет такой вот фотообзор, ну а в комментариях к этим фото попробую рассказать немножко реальной истории, а то как нынче начнёшь «Интернеты читать», так просто уши в трубочку сворачиваются. Специализация наша была весьма редкой, как у нас шутили, выпускалось по ней в Союзе «меньше, чем космонавтов». Готовили по нашей специальности «техник самолёта» на изделие ВМ только в Васильковском ВАТУ им. Ленинского комсомола Украины. И выпускалось только 1 классное отделение.

Як-38 на техпозиции

Соответственно, разъезжались мои однокурсники и на Север и на ТОФ, ну а мне повезло попасть на службу в первый палубный «лидерный» 299 КШАП, который базировался в Новофёдоровке на знаменитой НИТКЕ и на базе которого проводилась переподготовка лётного состава на вертикалки для всех флотов, а также велась опытно-экспериментальная работа по доработке и боевому применению этих машин.Работы хватало, на подготовке в СССР не экономили, 4 лётные смены в неделю, в общем-то, были нормой. А что такое «лётная смена»? Для техника самолёта это 12–14 часов рабочего дня, в 4 утра подъём – 3 часа предполётной, 8 часов сама лётная смена, за которую 4–5 вылетов обслужишь, и 3 часа послеполётной.

К сожалению, поскольку относились наши изделия к категории «совершенно секретно», то фотографий непосредственно со службы мизер... Да и те в основном вот так: «вид с тылу». Впрочем, техник главным образом именно в такой вот позе и пребывает... Разлючишь машину, и оттуда только твоя задница и торчит... Вот она, родная техпозиция – фотографий крайне мало, но вот на этой как раз она. Где, собственно, большая часть жизни техника и проистекает. Кстати, примечательное фото, на ней Як в «афганском» камуфляже. Видимо, снимок сделан после знаменитой операции «Ромб», где наши изделия проходили проверку и боевые испытания, что называется, «по прямому назначению». Если кто не в курсе, то Як – это «лёгкий штурмовик» по основной задаче. Кстати, вставший на вооружение раньше «Грача»... Очень интересный был музей в штабе нашего полка. Боюсь только, в эпоху «самостийности» всё там пропало.

Вот, кстати, «бортовой 05» у здания штаба уже как памятник, а на фото выше – он ещё «лётный». Ну я и решил свой собственный «музей» сделать...

Тем более что на очередной юбилёй подарили мне модели и Яка и АПА, ну а аэродром сам «выпилил».Знаете, какое главное «орудие» техника? Водило! Это покруче, чем РУС, им ты машину рулишь, на нём, если время позволяет, можно и прикорнуть на чехлах...

Ну и стремянка, конечно... Как без неё. Опять же, башмаки-упоры – как машину без них газовать? А вот без этой машинки АПА-50М Як вообще никуда не полетит... Такая интересная система была придумана. Дело в том, что Як, наверное, единственный самолёт, который не может самостоятельно запустить двигатель. И не потому, что электропитания нет на борту. А потому, что автомат запуска у него установлен не на двигателе самолёта (Р27В-300), а на АПА. Т. е. циклограмма запуска отработает только при подключенном внешнем агрегате. Как у нас народ шутил, чтобы нейтрализовать наш полк, достаточно в автопарке АПА в бак сахарку сыпануть... И всё, никто никуда не летит.

В общем, и с самой моделью пришлось повозиться, наши китайские друзья не всегда утруждали себя с точностью подгонки деталей. Да и подготовка под окраску, дабы выглядел, как живой, тоже не самое простое занятие. Ну что получилось – судить вам. В принципе, фото с чем сравнить есть.

Полосатые штанги и рыжие коробки у мачты освещения – это наземные агрегаты подачи питания (мы ими не пользовались по указанной выше причине). Ракурс, как на фото...

Немножко крупнее.Ну и средний план.

Як-38 – модель от Hobby Boss. АПА-50М – модель от AVD models. Всё остальное: ПВХ, картон, латунь, алюминий... Грунт KUDO, краски TAMYA.Жаль, конечно, что не хватает фигурок людей... Но я скульптор хреновый, а фигурок техников я, увы, не нашёл. Пилотов в масштабе в ВМСК, как положено, сколько угодно... А техников советских нет... Одни фрицы. Есть на ВОВ – но там совсем другая форма... Кстати, комбезы технички у нас были кремовые... Проклянешь всё на свете, пока отстираешь. Масло, керосин, сажа... А всё равно это было замечательное время! Это были наши первые крылья над океаном. И, кстати, далеко не такие плохие, как о них нынче пишут... Хотя техников КБ Яковлева «любило» какой-то очень извращённой любовью. Я как-то посчитал, чтобы выполнить регламент в парковый день, мне надо было ручками открутить и потом закрутить около 400 винтов под «крест»... А это вам и песенка на тему.

Моим однокурсникам из 135 к/о и сослуживцам из 299 КШАП посвящается. Диорама «Як-38 на техпозиции». Аэродром Новофёдоровка (Крым, Саки. НИТКА). 59-й бортовой номер – машина, на которой я был техником.



Источник

Просмотров: 152 | Добавил: Dmitrij | Як-38 на техпозиции | Рейтинг: 0.0/0

Другие материалы по теме:


Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.
Всего комментариев: 0
avatar


Учётная карточка


Видеоподборка

00:38:01

00:37:39


00:38:14

work PriStaV © 2012-2024 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется
Наверх