Несколько недель назад стало известно о катастрофе японского многоцелевого истребителя F-35 американской разработки – он упал в воду во время обычного полета над Тихим океаном.
До сих пор не удалось выяснить, что именно стало причиной этого внезапного крушения.
Японский F-35
В настоящее время экспертное сообщество рассматривает одно примечательное явление. Все модификации самолета F-35 Lighting II оборудованы бортовой системой обогащения кислородной смеси OBOGS, подающей ее в дыхательную маску пилота, забирая воздух из окружающей среды. Концентрация содержания кислорода необходима для обеспечения комфортного дыхания на больших высотах. Истребители F-16 и F/A-18 уже свыше тридцати лет пользуются этой OBOGS, и нареканий на ее работу не поступало.
Но проблемы начались в 2008 году, когда данная система была инсталлирована на истребители завоевания превосходства в воздухе — F-22 Raptor. Именно с той поры отмечено не менее 20 инцидентов, при которых пилоты таких машин начинали страдать от кислородного голодания. Специалисты полагают, что это происходит вследствие ненадежности именно этой системы OBOGS. Один из таких эпизодов окончился ЧП – F-22 разбился осенью 2010 года.
Как известно из медицины, недостаточное содержание кислорода в крови (гипоксия) может проявиться в виде головокружения, головной боли, ослабления зрения, нарушения работы мозга вплоть до глубокого обморока. После потери «Раптора» в 2010 американские ВВС приостановили использование бортовой системы OBOGS, чтобы разобраться с этим вопросом.
Несмотря на эти ограничения, система сохранилась на ряде других самолетов США, в том числе на F-35.
Пилотировавший F-35 японский летчик перед крушением ушел в вираж, а затем резко снизился. С точки зрения специалистов, такое может быть внешним проявлением кислородного голодания. Нередко после подобных резких маневров система концентрации кислорода выдавала отказ.
Но при аварии японской машины не сработала электроника на предупреждение и оповещение о рискованной ситуации, что не менее загадочно.
Такие проблемы представляют собой большой риск. В наши дни все самолеты, гражданские или военные, заполнены электроникой, требующей сложного программного обеспечения для работы. До сих пор на слуху ситуация с «Боинг-737», недостатки программного обеспечения которого привели к крушению нескольких машин этой серии.
На данный момент невозможно сказать, были ли OBOGS вовлечены в инцидент. Однако ВВС сил самообороны Японии не могут просто модифицировать самолеты, чтобы снять с них OBOGS и использовать системы подачи кислорода, подобные тем, что есть в F-15, основном ударном истребителе Страны восходящего солнца, потому что это нарушит условия соглашения с Вашингтоном.
В японских СМИ экспертами высказывается мнение, что F-35A мог быть взломан во время обновления системы, чтобы посеять семена для будущих проблем с программным обеспечением. Считается, что военные США рассматривают этот риск в связи с неисправностями обогатительной системы. Среди возможных «взломщиков» рассматриваются Россия и Китай.
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас