Однако уже 1952 году были сформированы Национальные силы безопасности, а в 1954 году на их базе начали создаваться Силы самообороны Японии. Формально эта организация не является вооруженными силами и в самой Японии считается гражданским ведомством. Командует Силами самообороны премьер-министр Японии.
Хотя численность японских Сил самообороны относительно невелика и сейчас составляет приблизительно 247 000 человек, они являются достаточно боеспособными и оснащены современной техникой и вооружением.
После формирования Сил самообороны они в основном оснащались оружием американского производства. До второй половины 1960-х годов главным средством противовоздушной обороны японских сухопутных подразделений являлись 12,7-мм зенитные пулемётные установки и зенитные орудия калибра 40-75-мм.
Впрочем, относительно простые в применении зенитки достаточно долго составляли костяк средств ПВО сухопутных войск. Так, по состоянию на 1979 год, Силы самообороны Японии в составе 5 армий, 12 пехотных дивизий, 1 механизированной дивизии и 5 бригад насчитывали 180 000 военнослужащих сухопутных войск. На вооружении имелось более 800 танков, свыше 800 БТР, 1 300 артиллерийских орудий и более 300 зенитных установок калибра 35–75-мм.
12,7-мм зенитные пулемётные установки
В годы Второй мировой войны активно использовались 12,7-мм пулемёты Browning M2, которые в послевоенное время также поставлялись японским Силам самообороны. Широкое распространение получила счетверённая 12,7-мм зенитная пулемётная установка M45 Quadmount, в буксируемом варианте и смонтированная на полугусеничные бронированные транспортёры M2, М3 и М5.
Американская 12,7-мм зенитная самоходная установка М16
Буксируемые счетверённые установки в основном использовались для противовоздушной обороны стационарных объектов, а полугусеничные ЗСУ могли привлекаться для сопровождения транспортных колонн и мобильных подразделений. Счетверённые 12,7-мм установки зарекомендовали себя мощным средством борьбы с воздушными целями, живой силой и легкобронированной техникой.
12,7-мм ЗПУ M45 Quadmount на унифицированном прицепе М20
В 1947 году для буксируемого варианта зенитной установки M45 Quadmount был создан компактный унифицированный прицеп М20, у которого на огневой позиции отделялся колёсный ход, и он вывешивался на домкратах.
Вес ЗПУ M45 Quadmount в боевом положении составлял 1087 кг. Дальность эффективной стрельбы по воздушным целям – около 1000 м. Скорострельность – 2300 выстрелов в минуту. Емкость патронных ящиков на установке – 800 патронов. Наведение на цель осуществлялось электрическими приводами со скоростью до 60 град/сек. Электрический ток поступал от бензинового генератора. Резервным источником питания служили два свинцово-кислотных аккумулятора.
Зенитные установки M45 Quadmount в рамках военной помощи широко поставлялась союзникам. Некоторое количество счетверённых ЗПУ на унифицированном прицепе М20 поступили в зенитные подразделения Сил самообороны, где эксплуатировались до середины 1970-х годов.
Крупнокалиберный пулемёт Sumitomo M2 на автомобиле Mitsubishi Type 73
Большее распространение в японских сухопутных подразделениях получил 12,7-мм крупнокалиберный пулемет Sumitomo M2, который является лицензионной копией американского пулемёта Browning M2.
Это оружие на треножном станке до сих пор активно используется для стрельбы по наземным и воздушным целям, а также устанавливается на различную бронетехнику.
20-мм зенитная установка VADS
К началу 1970-х годов счетверённые 12,7-мм устарели, в связи с чем в 1979 году Воздушные силы самообороны приняли на вооружение американскую 20-мм зенитную артиллерийскую установку M167 Vulcan. Эта буксируемая установка, созданная на базе авиационной пушки М61 Vulcan, имеет электрический привод, и способна вести огонь с темпом стрельбы 1000 и 3000 выстр/мин. Эффективная дальность стрельбы по быстро перемещающимся воздушным целям – до 1500 м. Масса – 1800 кг. Расчёт – 2 человека.
В начале 1980-х фирмы Sumitomo Heavy Industries, Ltd (артиллерийская часть) и Toshiba Corporation (электронная аппаратура) начали лицензионное производство М167. В Японии эта установка получила обозначение VADS-1 (Vulcan Air Defense System).
20-мм зенитная установка VADS-1каi
20-мм зенитные установки японского производства получили улучшенные радиолокационные дальномеры. В настоящее время приблизительно три десятка 20-мм японских зенитных «Вулканов» используемых для охраны авиабаз модернизированы до уровня VADS-1каi. В аппаратную часть установок введена прицельно-поисковая телевизионная камера с ночным каналом и лазерный дальномер.
40-мм буксируемые зенитные автоматы и самоходные зенитные установки
40-мм автоматическая зенитная пушка Bofors L60 являлась одним из лучших видов зенитного вооружения, использовавшегося во Второй мировой войне. Благодаря высоким боевым и служебно-эксплуатационным характеристикам, она использовалась вооруженными силами многих государств.
40-мм зенитный автомат Bofors L60 в походном положении
В США эта зенитка выпускалась по лицензии под обозначением 40 mm Automatic Gun. С целью упрощения и удешевления производства в конструкцию зенитного автомата был внесён ряд изменений.
Орудие установлено на четырёхколёсной буксируемой повозке. В случае острой необходимости стрельбу можно было вести «с колес» без дополнительных процедур, но с меньшей точностью. В штатном режиме станина лафета опускалась на землю для большей устойчивости. Переход из походного положения в боевое занимал около 1 минуты. При массе зенитного автомата около 2000 кг буксировка осуществлялась грузовым автомобилем. Расчет и боеприпасы при этом располагались в кузове.
Темп стрельбы достигал 120 выстр./мин. Заряжание – обоймами на 4 выстрела, которые вставлялись вручную. Орудие имело практический потолок около 3800 м при дальности 7000 м. Осколочный снаряд массой 0,9 кг покидал ствол со скоростью 850 м/с. В большинстве случаев одного попадания 40-мм осколочного снаряда во вражеский штурмовик или пикирующий бомбардировщик было достаточно для его поражения. Против наземных легкобронированных целей могли использоваться бронебойные снаряды, способные пробить 58 мм гомогенную стальную броню на дистанции 500 метров.
Обычно 40-мм «Бофорсы» сводились в зенитные батареи по 4–6 орудий, управляемых ПУАЗО. Но в случае необходимости расчёт каждой зенитной установки мог действовать индивидуально.
Во второй половине 1950-х – начале 1960-х годов США передали Японии приблизительно две сотни 40-мм буксируемых зенитных установок. Стремительный рост характеристик реактивных боевых самолётов быстро вывел в разряд устаревших. Но в японских Силах самообороны «Бофорсы» (Bofors L60) использовались до начала 1980-х годов.
Параллельно с буксируемыми 40-мм зенитными установками Япония получила 35 ЗСУ М19. Эта машина, вооруженная двумя 40-мм автоматами, установленными в открытой сверху башне, была создана в 1944 году на шасси лёгкого танка M24 Chaffee. Наведение в горизонтальной и вертикальной плоскости – с помощью электрогидравлического привода. Боекомплект – 352 выстрела. Боевая скорострельность при стрельбе очередями достигала 120 выстрелов в минуту с дальностью огня по воздушным целям до 5000 м.
ЗСУ М19
По меркам Второй мировой войны, зенитная самоходка обладала неплохими данными. Машина массой 18 т была прикрыта 13-мм бронёй, что обеспечивало защиту от пуль и лёгких осколков. По шоссе М19 разгонялась до 56 км/ч, скорость движения по пересечённой местности не превышала 20 км/ч.
До капитуляции Германии в войска поставили небольшое количество зенитных самоходок. И против немецкой авиации эти машины не использовались. В связи с окончанием боевых действий, выпустили ЗСУ М19 не много – 285 машин.
Зенитные самоходки, вооруженные 40-мм спарками, активно использовались в Корее для стрельбы по наземным целям. Так как боеприпасы при стрельбе очередями расходовались очень быстро, ещё примерно 300 снарядов в кассетах возили в специальных прицепах. Вскоре после окончания Корейской войны все М19 сняли с вооружения. Наименее изношенные машины передали союзникам, а остальные списали на металлолом.
Основной причиной непродолжительной службы ЗСУ М19 стал отказ американской армии от лёгких танков М24, неспособных бороться с советскими Т-34-85. Вместо М19 на вооружение приняли ЗСУ М42 Duster. Эта самоходная установка с зенитным вооружением, аналогичным М19, была создана на базе лёгкого танка М41 в 1951 году. При боевой массе 22,6 т машина могла разогнаться на шоссе до 72 км/ч. По сравнению с предыдущей моделью, толщина лобовой брони возросла на 12 мм, и теперь лоб корпуса мог уверенно держать 14,5-мм бронебойные пули и 23-мм снаряды, выпущенные с дистанции 300 м.
Наведение осуществляется с помощью электрического привода, башня способна вращаться на 360° со скоростью 40° в секунду, угол вертикального наведения орудия составляет от -3 до +85° со скоростью 25° в секунду. Система управления огнём включала в себя зеркальный прицел и счетно-решающее устройство, данные в которое вводились вручную. По сравнению с М19, боекомплект был увеличен и составлял 480 снарядов. Для самообороны имелся пулемёт калибра 7,62-мм.
Существенным недостатком «Дастера» было отсутствие радиолокационного прицела и централизованной системы управления огнём зенитной батареи. Всё это существенно снижало эффективность зенитного огня. В связи с этим в 1956 году была создана модификация M42A1, на которой зеркальный прицел заменили радиолокационным. ЗСУ М42 строилась достаточно большой серией, с 1951 по 1959 год корпорация General Motors произвела приблизительно 3700 установок.
ЗСУ М42, принадлежавшая Силам самообороны Японии
В 1960 году Япония приобрела 22 ЗСУ M42. Эти машины, благодаря простоте и неприхотливости, нравились экипажам. «Дастеры» эксплуатировались до марта 1994 года. И были заменены ЗСУ Type 87.
75-мм зенитное орудие M51 Skysweeper
Самой тяжелой зениткой, используемой в послевоенное время японскими подразделениями противовоздушной обороны, стала 75-мм автоматическая пушка американского производства M51 Skysweeper.
Появление 75-мм автоматической зенитки было связано с тем, что во время Второй мировой войны существовал «трудный» для зенитной артиллерии диапазон высот от 1500 до 3000 м. Здесь самолеты оказывались мало досягаемыми для легких зениток, а для тяжелой противовоздушной артиллерии эта высота была слишком мала. В целях разрешения проблемы казалось естественным создать зенитки некоего промежуточного калибра.
Реактивная боевая авиация в послевоенное время развивалась очень бурными темпами, и командование армии США выдвинуло требование, что новая зенитная артустановка должна быть способна бороться с самолетами, летящими со скоростью до 1600 км/ч на высоте до 6 км. Однако впоследствии максимальную скорость полёта обстреливаемых целей ограничили величиной 1100 км/ч.
В связи с высокой скоростью полёта целей и необходимостью обеспечить приемлемую вероятность поражения на большой дальности стрельбы, 75-мм зенитная артиллерийская система, принятая на вооружение в 1953 году, содержала ряд передовых на тот момент технических решений.
При скорости полёта обстреливаемого самолёта, близкой к звуковой, ввод данных о параметрах цели вручную был бы абсолютно неэффективным. Поэтому в новой зенитной установке применили комбинацию радиолокатора поиска и наведения с аналоговым вычислителем. Достаточно громоздкое оборудование объединили с артиллерийской частью 75-мм револьверной пушки М35.
Радиолокатор с параболической антенной монтировался в верхней левой части артустановки. Обеспечивалось обнаружение и сопровождение воздушных целей на дальности до 30 км. Наведение осуществлялось электроприводами. Орудие имело автоматический установщик дистанционных взрывателей, что существенно повышало эффективность ведения огня. Эффективная дальность стрельбы по скоростным воздушным целям – до 6300 м. Углы вертикальной наводки: от -6° до +85°. Боезапас орудия при стрельбе автоматически пополнялся с помощью специального погрузчика. Практическая скорострельность составляла 45 выстр./мин – это отличный показатель для буксируемого зенитного орудия такого калибра.
На момент появления 75-мм зенитная установка М51 в своём классе не имела равных по дальности, скорострельности и точности ведения огня. В то же время сложная и дорогостоящая аппаратная часть требовала квалифицированного обслуживания, была достаточно чувствительной к механическим воздействиям и метеорологическим факторам.
75-мм зенитное орудие M51 Skysweeper на колёсной повозке
Мобильность орудия оставляла желать много лучшего. Перевод в боевое положение был делом достаточно хлопотным. В походном положении зенитная установка транспортировалось на четырёхколёсной повозке, по прибытию на огневую позицию она опускалось на грунт и опиралась на четыре крестообразных опоры. Для достижения боеготовности требовалось подключить кабели питания и прогреть аппаратуру наведения. Энергоснабжение осуществлялось от бензинового энергогенератора.
75-мм зенитное орудие M51 Skysweeper в боевом положении
75-мм зенитки, обладая высокими боевыми характеристиками, создавали много проблем своим расчётам. Нежное радиолокационное оборудование на электровакуумных приборах на первом этапе эксплуатации часто не выдерживало мощной отдачи и выходило из строя после десятка выстрелов. Впоследствии надёжность электроники довели до приемлемого уровня, но установка M51 никогда не пользовалась популярностью в американской армии.
Проблемы с надёжностью и мобильностью 75-мм автоматических зениток отчасти решались при размещении их на стационарных капитальных позициях, совместно с 90 и 120-мм зенитными орудиями. Однако служба M51 Skysweeper в США была недолгой. После появления ЗРК MIM-23 Hawk американская армия отказалась от 75-мм зенитных установок.
75-мм зенитное орудие M51 Skysweeper, установленное в качестве памятника недалеко от входа на японскую военную базу Симошизу (Camp Shimoshizu)
После 1959 года американские войска, дислоцированные в Японии, передали свои 75-мм зенитки, задействованные в прикрытии авиабаз, Силам самообороны. Японцы достаточно высоко оценили установки M51. Примерно два с половиной десятка таких орудий несли боевое дежурство вокруг важных объектов до второй половины 1970-х годов.
Более того, при проектировании в Японии «зенитного танка», который должен был заменить в войсках устаревшие ЗСУ М42, как один из вероятных вариантов рассматривалась возможность использования в качестве основного вооружения 75-мм автоматического револьверного орудия М35 с новой радиолокационной системой наведения. Огневая мощь такой зенитной самоходки, в случае необходимости, позволяла эффективно использовать её против бронетехники и десантных судов противника. Однако впоследствии предпочтение отдали 35-мм автоматам, обеспечивающим большую вероятность поражения при стрельбе по быстро перемещающимся маловысотным целям.
35-мм буксируемые и самоходные зенитные установки
К началу 1960-х годов стало ясно, что 40-мм буксируемые и самоходные зенитные установки уже не соответствуют современным требованиям. Японских военных не устраивала скорострельность 40-мм «Бофорсов» и невысокая вероятность поражения цели, обусловленная примитивными прицельными приспособлениями.
В 1969 году Япония закупила первую партию буксируемых спаренных 35-мм артиллерийских зенитных установок Oerlikon GDF-01. В то время это была, пожалуй, самая совершенная зенитка, в которой удачно сочетались высокая точность стрельбы, скорострельность, дальность и досягаемость по высоте. Лицензионное производство 35-мм зенитных установок было налажено японской машиностроительной компанией Japan Steel.
Японская 35-мм спаренная зенитная установка в музейной экспозиции
Масса буксируемой 35-мм зенитной установки в боевом положении составляла более 6500 кг. Прицельная дальность стрельбы по воздушным целям – до 4000 м, досягаемость по высоте – до 3000 м. Темп стрельбы – 1100 выстр./мин. Ёмкость зарядных ящиков – 124 выстрела.
Для управления огнём четырёх орудийной зенитной батареи использовалась радиолокационная система Super Fledermaus FC с дальностью действия 15 км.
В 1981 году японские подразделения зенитной артиллерии получили модернизированные 35-мм зенитные установки GDF-02 с усовершенствованной РЛС управления огнём, производство которой в Японии осуществлялось компанией Mitsubishi Electric Corporation.
Спаренные 35-мм зенитные установки сопрягались кабельными линиями со станцией управления зенитным огнём. Вся её аппаратура размещалась в буксируемом фургоне, на крыше которого располагалась вращающаяся антенна импульсной доплеровской РЛС, радиолокационный дальномер и телевизионная камера. Два человека, обслуживающие станцию, могли дистанционно без участия орудийных расчётов наводить зенитные установки на цель.
Служба 35-мм буксируемых зениток в Силах самообороны завершилась в 2010 году. На момент вывода из эксплуатации в строю имелось более 70 спаренных установок.
Во второй половине 1970-х годов командование Сил самообороны пришло к выводу об устаревании ЗСУ M42 Duster американского производства, после чего были утверждены технические требования к перспективной зенитной самоходке. К тому моменту Япония решила почти полностью отказаться от закупки иностранного вооружения и тем самым стимулировать развитие собственной оборонной промышленности.
В качестве подрядчика была выбрана компания Mitsubishi Heavy Industries, имевшая солидный опыт в оборонной сфере. В соответствии с техническим заданием, компания-подрядчик должна была построить самоходную зенитную артиллерийскую установку на гусеничном шасси, с комплексом радиоэлектронных средств, обеспечивающих поиск и обстрел целей.
После перебора вариантов в качестве шасси был выбран танк Type 74, производство которого велось с середины 1970-х годов. Основным отличием зенитной самоходки от базового танка стала двухместная башня новой конструкции с двумя 35-мм автоматами Oerlikon GDF. Вращающаяся башня позволяет вести огонь в любом направлении с вертикальными углами наводки стволов от -5 до +85°. Баллистические характеристики и дальность стрельбы соответствуют буксируемым 35-мм зенитным установкам GDF-02. Радиолокаторы кругового обзора и сопровождения цели, чьи антенны находятся в задней части башни, обеспечивают обнаружение на дальности 18 км и сопровождение цели с дистанции 12 км.
Масса ЗСУ в боевом положении составляет 44 т. Дизель мощностью 750 л. с. способен обеспечить скорость на шоссе до 53 км/ч. Запас хода – 300 км. Защищённость корпуса находится на уровне базового шасси. Башня имеет противопульное бронирование.
ЗСУ Type 87
В 1987 году зенитная самоходка была принята на вооружение под обозначением Type 87. Серийное производство велось совместно компаниями Mitsubishi Heavy Industries и Japan Steel Works. Всего заказчику было передано 52 машины. В настоящее время в зенитных подразделениях эксплуатируется приблизительно 40 ЗСУ Type 87. Остальные списаны или переданы на хранение.
ЗСУ Type 87 в походном положении, антенны РЛК сложены
По огневым характеристикам Type 87 соответствует немецкой ЗСУ Gepard, но превосходит её в части радиолокационного оборудования.
В настоящее время ЗСУ Type 87 уже не в полной мере соответствует современным требованиям, а длительная эксплуатация неминуемо приведёт к списанию всех зенитных самоходок или потребует капитального ремонта. Однако кардинальная модернизация Type 87 в будущем не рациональна, поскольку эта машина создана на базе устаревшего танка Type 74.
Таким образом, можно ожидать появления новой японской зенитной самоходки с комбинированным ракетно-пушечным вооружением на современном гусеничном шасси.
Продолжение следует…
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас