В связи с появлением в КНДР баллистических ракет, в середине 1990-х японское правительство приняло решение о начале исследований в области национальной системы противоракетной обороны. Практические работы по созданию ПРО стартовали в 1999 году, после того как северокорейская ракета «Тэпходон-1» пролетела над Японией и упала в Тихий океан. Первым шагом в этом направлении стало использование для обнаружения БР уже существующих стационарных радиолокаторов, а также дополнительное развёртывание ЗРК американского производства Patriot PAC-2. В декабре 2004 года с США было подписано рамочное соглашение, согласно которому на территории японского архипелага должна быть создана эшелонированная система противоракетной обороны.
В XXI веке Силы самообороны Японии получили модернизированные и новые радиолокационные станции предупреждения о ракетном нападении, зенитные ракетные комплексы Patriot PAC-3 с расширенными противоракетными возможностями, в сотрудничестве с США началось создание морской компоненты ПРО. Фундаментом любой национальной противоракетной системы являются средства обнаружения и выдачи целеуказания: надгоризонтные и загоризонтные радиолокационные станции сухопутного и морского базирования, а также космические аппараты, оснащённые инфракрасными датчиками. В настоящее время в Японии ведётся создание геостационарных искусственных спутников земли, предназначенных для фиксации пусков баллистических ракет. Построение системы оповещения о ракетном нападении, основанной на сети стационарных и мобильных радиолокационных станций японского и американского производства, близко к завершению. Первой японской РЛС, способной обнаруживать и устойчиво сопровождать баллистические цели, стала J/FPS-3. Опытная эксплуатация головного радиолокатора этого типа началась в 1995 году. В 1999 году дежурство несли уже 6 таких станций.
Японские радиолокационные станции раннего ракетного предупреждения
Трехкоординатный радар дециметрового диапазона с вращающейся по азимуту активной фазированной антенной решеткой располагается стационарно на бетонированном основании. Для защиты от ветра и осадков антенный пост прикрыт пластиковым радиопрозрачным куполом. Все радиолокаторы J/FPS-3 построены на возвышенностях, что позволяет увеличить дальность обнаружения. Изначально РЛС J/FPS-3 в основном была предназначена для работы по аэродинамическим целям, которые она способна видеть на дальности более 450 км. Сообщается, что этой станции удалось зафиксировать реальную баллистическую цель на дистанции более 500 км. Максимальная высота – 150 км. При работе по баллистическим ракетам используется секторный режим просмотра воздушного пространства. Японская РЛС J/FPS-3 разрабатывалась для замены устаревших ламповых двухкоординатных американских станций AN/FPS-20 и высотомеров AN/FPS-6, а функция обнаружения и сопровождения баллистических ракет стала использоваться уже после ввода в эксплуатацию. Для применения в целях противоракетной обороны и улучшения эксплутационных характеристик фирма-изготовитель Mitsubishi Electric довела все имеющиеся РЛС до уровня J/FPS-3 Kai. Модификация с расширенными возможностями известна как J/FPS-3UG. На экспорт предлагается РЛС J/FPS-3МЕ.В 2009 году после модернизации все японские РЛС J/FPS-3 были подключены к автоматизированной системе управления ПВО/ПРО JADGE (Japan Aerospace Defense Ground Environment).
Информация об аэродинамических и баллистических целях в режиме реального времени напрямую передаётся по подземным оптоволоконным кабелям. В качестве резервных используются модернизированные радиорелейные станции связи, построенные в годы холодной войны. С учётом того, что радиолокаторы J/FPS-3 не оптимальны для обнаружения баллистических ракет и при работе в режиме ПРО они не могут вести круговой поиск воздушных целей, в 1999 году 2-й отдел Института технических исследований и разработок Министерства обороны Японии и экспериментальная группа по развитию авиации приступили к созданию специализированного радиолокатора с увеличенным энергетическим потенциалом. Исследования, проводимые в рамках НИОКР FPS-XX, привели к созданию опытной РЛС в 2004 году. Испытания прототипа с 2004 по 2007 год велись на полигоне, расположенном к северо-востоку от города Асахи, префектура Тиба.Экспериментальный радиолокатор представлял собой псевдотреугольную призму, на двух гранях которой имелись антенные полотна разного диаметра. Высота радиолокатора – 34 м, диаметр большого полотна – 18 м, малого – 12 м.
Большое полотно предназначено для слежения за ракетами, малое – за самолетами. Основание радиолокатора могло поворачиваться по азимуту. Обнаружение баллистических целей ведётся в частотном диапазоне 1–1,5 ГГц, аэродинамических – 2–3 ГГц. Радиолокационная станция, принятая на вооружение под обозначением J/FPS-5, имеет весьма необычный дизайн. За характерную форму радиопрозрачного вертикального купола в Японии эта РЛС получила прозвище «Черепаха».
В 2006 году Кабинет министров Японии одобрил выделение денежных средств, эквивалентных $800 млн, на строительство четырёх радиолокаторов предупреждения о ракетном нападении. Первая станция была введена в строй в 2008 году на острове Симокосики, в префектуре Кагосима. Ранее здесь функционировала РЛС J/FPS-2.Вторая станция была построена на острове Садо (префектура Ниигата) на вершине горы Микоен на высоте 1040 м над уровнем моря. Ввод в строй состоялся в конце 2009 года. В 2010 году была запущена модернизированная станция J/FPS-5В, расположенная в северной оконечности острова Хонсю, неподалёку от японской военно-морской базы Оминато.В конце 2011 года состоялся ввод в работу новейшей РЛС J/FPS-5С. Эта станция построена в южной части острова Окинава, рядом с авиабазой Наха.
Подробностей о реальных характеристиках РЛС J/FPS-5 в открытых источниках не много. Хотя в японских источниках говорится, что основание станции может разворачиваться, на спутниковых снимках видно, что все полотна радиолокаторов постоянно ориентированы в одни и те же стороны. В отличие от прототипа, серийные радары раннего ракетного предупреждения имеют три полотна: одно – для слежения за баллистическими ракетами, два других предназначены для обнаружения самолётов и крылатых ракет. Заявлено, что несколько РЛС J/FPS-5 могут параллельно работать в бистатическом режиме (приём излучения, передаваемого соседними радарами), за счёт чего улучшены возможности по обнаружению воздушных целей с малой радиолокационной заметностью. Благодаря модульной конструкции, многократному дублированию и использованию автоматической самодиагностики, удалось добиться высокой надёжности введенных в работу станций. Согласно японским СМИ, реальное обнаружение пуска с территории КНДР ракеты «Кванмёнсон-2» при помощи РЛС J/FPS-5 впервые удалось осуществить 5 апреля 2009 года. Максимальная дальность сопровождения составила 2100 км. Станция своевременно обнаружила пуск, и на основе полученных данных была определена расчётная траектория. Так как северокорейская ракета должна была пролететь над Японией и упасть в океан, силы противоракетной обороны в боевую готовность не переводились. Сообщается, что с помощью РЛС J/FPS-5 удавалось отслеживать учебно-тренировочные пуски баллистических ракет с российских стратегических подводных крейсеров в полярных широтах.
В настоящее время РЛС J/FPS-5 являются основным японским средством предупреждения о ракетном нападении. Более многочисленные радиолокаторы J/FPS-3, также способные следить за баллистическими ракетами, являются вспомогательными. В связи с высокой стоимостью надгоризонтных станций J/FPS-5 и необходимостью замены уже не новых универсальных J/FPS-3, в 2007 году командование Воздушных сил самообороны объявило конкурс на новый радиолокатор, в котором при относительно невысокой цене должны были сочетаться достоинства двух этих радаров. В 2011 году победителем конкурса была объявлена компания NEC. Сообщается, что радиолокатор, получивший обозначение J/FPS-7, имеет три антенны с АФАР, которые раздельно работают по аэродинамическим и баллистическим целям. Стоимость постройки одного стационарного радара – около $100 млн. Первоначально этот радиолокатор не предназначался для обнаружения баллистических ракет, но после доработки получил такую возможность.
Строительство первой станции началось в 2012 году на острове Масима, в северной части префектуры Ямагути. Запуск радиолокатора в работу произошёл в 2019 году. Информация о воздушных и баллистических целях передаётся через крупные параболические антенны радиорелейной аппаратуры J/FRQ-503. Помимо стационарной РЛС J/FPS-7, в этом районе работает мобильный радиолокатор J/TPS-102 с цилиндрической антенной.Вторая станция J/FPS-7 была построена в 2017 году в центральной части острова Окинава, на территории центра радиоперехвата Нохара, разведывательная информация с которого транслируется на авиабазу Наха. Запуск РЛС J/FPS-7 на Окинаве состоялся в конце 2019 года.
С 2017 года на острове Окиноэрабудзима, в префектуре Кагосима велось сооружение третьей РЛС J/FPS-7. Её работа в тестовом режиме началась осенью 2020 года. В Японии запланировано строительство ещё двух радаров РЛС J/FPS-7, которые должны заменить устаревшие стационарные станции J/FPS-2. В настоящее время радиолокаторы J/FPS-7 находятся в опытной эксплуатации. Их ввод в постоянное боевое дежурство запланирован на 2023 год.
Радиолокаторы предупреждения о ракетном нападении американского производства
В июне 2006 года США и Япония достигли соглашения о размещении на японских островах РЛС AN/TPY-2. Эта мобильная радиолокационная станция, созданая компанией Raytheon, работает в частотном диапазоне 8,55–10 ГГц. РЛС AN/TPY-2, предназначенная для обнаружения тактических и оперативно-тактических баллистических ракет, сопровождения и наведения на них ракет-перехватчиков, является частью противоракетного комплекса THAAD (англ. Terminal High Altitude Area Defense – подвижный противоракетный комплекс для высотного заатмосферного перехвата), но в случае необходимости может использоваться отдельно.Транспортировка РЛС AN/TPY-2 возможна воздушным и морским транспортом, а также в буксируемом виде по дорогам общего пользования. При дальности обнаружения боеголовок 1000 км и углу сканирования места 10–60° данная станция обладает хорошей разрешающей способностью, достаточной для выделения цели на фоне обломков ранее уничтоженных ракет и отделившихся ступеней. Первый американский радар AN/TPY-2 был размещён на специально выделенной территории рядом с узлом связи армии США в окрестностях селения Шарики (префектура Аомори) в октябре 2006 года. В этом районе также расположены две японские батареи ЗРК Patriot PAC-3.Второй радар в 2014 году введен в строй на недавно построенной базе неподалёку от радиолокационного поста Воздушных сил самообороны Кьёгамисаки к западу от населённого пункта Кётанго в префектуре Киото.Согласно информации, опубликованной в японских СМИ, радар на объекте Шарики не несёт постоянного дежурства и активируется только при получении разведывательной информации о подготовке в КНДР ракетных пусков.
Для американской РЛС AN/TPY-2, развёрнутой в Кьёгамисаки, для защиты от неблагоприятных метеорологических факторов построен радиопрозрачный купол.Радар, развёрнутый в Шарики, обслуживает личный состав 10-й противоракетной батареи армии США, объект в Кьёгамисаки контролирует 14-я противоракетная батарея. Суммарная численность обоих подразделений – немногим более 100 человек. 10-я и 14-я батареи входят в состав 38-й бригады ПВО, руководство действиями которой осуществляется штабом 94-й армии противовоздушной и противоракетной обороны в Форт-Шафтер, Гавайи.
Радиолокаторы AN/TPY-2, находящиеся под контролем американских военных, развёрнутые на территории Японии и Республики Корея, обеспечивают контроль ракетных пусков КНДР, просматривают часть территории КНР и захватывают южные районы российского Приморья. В связи с появлением информации о строительстве в Северной Корее подводных лодок, способных нести баллистические ракеты, японское руководство рассматривает вариант размещения на острове Окинава ещё одной РЛС AN/TPY-2.
К этому Японию активно подталкивают США, опасающиеся внезапных ракетно-ядерных ударов по расположенной на Окинаве авиабазе Кадена, которая является ключевым фактором американского военного присутствия в регионе. В 2017 году появилась информация о намерении Японии построить радиолокационную станцию, предназначенную для слежения за «космическим мусором». Этот радар предполагалось разместить на территории одного из объектов японских Сил самообороны в западной префектуре Ямагути. Заявлено, что основной задачей этого радара станет получение оперативной информации о движении обломков рядом с японскими спутниками с целью корректировки их орбиты при возникновении непосредственной угрозы столкновения. Японское оборонное ведомство запросило выделить на исследовательские цели сумму, эквивалентную $38 млн.В 2018 году стало известно, что Япония намерена приобрести две надгоризонтных РЛС большой дальности AN/SPY-7 (V). В процессе разработки эта станция производства компании Lockheed Martin была известна как LRDR (англ. Long Range Discrimination Radar – радар с большой дальностью обнаружения). В конкурсе ещё участвовал радар AN/SPY-6, предложенный компанией Raytheon. Запуск в работу первой японской РЛС AN/SPY-7 (V) запланирован на 2025 год. Это станция модульного типа с твердотельными элементами на основе нитрида галлия, с активной электронной сканирующей решеткой. Антенна состоит из отдельных твердотельных блоков, которые можно комбинировать для увеличения размера радиолокатора. Заявлено, что AN/SPY-7 (V) работает в частотном диапазоне 3–4 ГГц и по дальности превосходит РЛС AN/SPY-1 в два раза.
По словам представителя Lockheed Martin, в разработке РЛС AN/SPY-7 (V) участвовала японская компания Fujitsu. Стоимость развёртывания аналогичной станции ПРО на Аляске превысила $780 млн. За счёт участия в строительстве РЛС японских фирм и использования компонентов собственного производства, командование Воздушных сил самообороны намерено существенно снизить стоимость жизненного цикла радиолокаторов. Радиолокационные станции AN/SPY-7 (V) являются компонентом наземной системы противоракетной обороны Aegis Ballistic, которая, согласно заявлениям японских официальных лиц, может быть развёрнута для защиты от северокорейских баллистических ракет.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!