Чья земля?
Есть ли в Крыму межнациональные конфликты? Вначале стоит разобраться, кто с кем может конфликтовать. Согласно переписи населения, проходившей на полуострове в октябре 2014 года, население Крыма и Севастополя — 2,285 млн человек. 1,492 млн из них (65,3%) — русские. Если прибавить 344,5 тыс. украинцев и 21,7 тыс. белорусов, получается уже 81,3%. Таким образом, реально самым крупным национальным меньшинством на полуострове являются крымские татары — ими пожелали назваться 232,3 тыс. человек (10,2%). Еще 45 тыс. (2%) в графе национальность указали просто «татары». Доля любого народа на полуострове не превышает 0,5% среди указавших свою национальность.
Схожая ситуация и с языками — если не считать, что доля местных жителей, считающих родным языком «українську мову», за последнее время резко упала. Таких всего 3,3% (13,7% в 1989 году). Русский родным назвали 84%, крымско-татарский — 7,9%, татарский — 3,7%.
Самая большая доля крымских татар — в Белогорском (29,2%), Ленинском (29,2%) и Нижнегорском (28,8%) районах республики. Количественно их больше всего в Симферопольском районе (33,2 тыс.) и в самом Симферополе, который в состав района не входит (25,2 тыс.) Процент крымских татар гораздо выше в сельской местности. Есть даже деревни, где они составляют абсолютное или относительное большинство. В Севастополе переписчики насчитали всего 1858 крымских татар.
Впрочем, хватит цифр. Что такое крымско-татарский народ и что для русских означает сосуществование с ним в одной стране?
Дела давно минувших дней
Впервые татаро-монголы вторглись в Крым в 1223 году. Тогда ордынцы захватили древний город Судак и установили там свое наместничество. К середине XIII века Батый полностью присоединил полуостров к Золотой Орде.
В этот период оформились 3 субэтнические группы крымских татар: степняки или ногаи (не путать с ногайцами), горцы или таты (не путать с одноименным народом на Кавказе) и прибрежные татары ялыбойлу (этих точно ни с кем не спутаешь). Еще один важный процесс XIII — XIV веков — распространение ислама.
С начала XV столетия Золотая Орда начала стремительно крошиться на множество отдельных государств, одним из которых стало Крымское ханство со столицей в Бахчисарае. В 1475 году на полуостров высадились турки. Юг Крыма достался Османской империи, остальная часть оказалась в вассальной зависимости у султана.
В последующие столетия крымцы попортили немало крови и Русскому царству, и Польше. Разрушительные набеги сопровождались массовыми захватами пленников, которых затем угоняли в рабство. В 1571 году хан Девлет-Гирей во главе 40-тысячной армии сумел даже сжечь Москву. Правда, всего год спустя он получил от русских достойный отпор и потерпел сокрушительное поражение в битве при Молодях.
Месть — это блюдо, которое подают холодным. Ответа за разоренную русскую столицу крымцы дождались через полторы с лишним сотни лет. В 1736 году армия теперь уже Российской Империи прошлась по полуострову огнем и мечом и сожгла Бахчисарай дотла. Впрочем, та война с Турцией закончилась для России подписанием невыгодного Белградского мирного договора. До обретения Крыма оставалось еще почти полвека.
В момент присоединения Крыма к Российской Империи в 1783 году там жило около полумиллиона человек, 92% из которых были крымскими татарами. Последующие годы ознаменовались их массовым исходом в Турцию — за 10 лет население полуострова уменьшилось вчетверо. Царское же правительство проводило вполне логичную политику — освободившиеся территории заселяли русскими, в том числе раздавая земли русским помещикам. При этом крымско-татарская знать получила дворянские привилегии, а многие ее представители стали офицерами Русской императорской армии.
К середине XIX века доля крымских татар на полуострове сократилась до 50%, практически вся земля оказалась в собственности у русских. Генерал-инженер Эдуард Тотлебен в своей заметке «О выселении татар из Крыма в 1860 году» описал, как это происходило:
Пользуясь тем, что татары привыкли верить слову, их часто заставляли подписывать бумаги, при совершенно превратном толковании этих документов, истинное значение коих татары узнавали лишь в последствии, иногда по истечении многих лет, когда законным путём они лишались своей собственности. ˂…˃ 30 лет тому назад, в Крыму, почти не было других земледельцев, кроме свободных татар, и небольшого числа лиц, владевших садами на Южном берегу и в долине рек; между тем как теперь большая часть земли в Крыму принадлежит помещикам, и живущие на ней татары почти обращены в крепостных.
Эту цитату из статьи, опубликованной уже после смерти автора в номере «Русской старины» за июнь 1893 года, стоило бы вытатуировать на лбу у всех многонациональных идиотов, которые, подобно известному телевизионному придурку-сталинисту Константину Сёмину утверждают, что русскому «за всю историю так и не довелось побывать в положении белого саиба, почивающего на чьих-то спинах». Довелось — и еще как! Цитату Тотлебена любят приводить нынешние «потомки древних укров» и сами крымские татары, но ее следовало бы вспомнить и русским. В свое время мы вели себя, как и положено белым европейцам — к чему этого стесняться?
В имперский период имели место еще две волны миграции крымских татар. После Крымской войны в Турцию, Румынию и Болгарию уехали порядка 200 тысяч человек. Причина проста — во время войны часть татар встала на сторону противников России, и власти это запомнили (правда, масштабы коллаборационизма оспариваются, например, тем же Тотлебеном). Еще несколько десятков тысяч крымских татар покинули полуостров в 1891–1920 гг. Когда случилась революция, татар в Крыму было не больше 30%.
Советский период
В 1921–1946 годы существовала Крымская АССР, официальными языками которой считались русский и крымско-татарский. Не миновала регион и большевистская политика коренизации — открывались национальные образовательные и культурные учреждения, выходили газеты на крымско-татарском языке. В 1930 году в Крыму появились «нацреспублики в миниатюре» — 5 татарских районов, один еврейский и один немецкий.
Сотрудничество части крымских татар с нацистами в годы ВОВ и их депортация — слишком обширная тема, достойная отдельной статьи. Поэтому приведем лишь некоторые цифры. Число коллаборационистов среди крымских татар, по их собственным данным, составило 6–7 тыс. человек, исследователи, симпатизирующие Сталину, говорят о цифре в 15–20 тыс.
18–20 мая 1944 года из Крыма в основном в Узбекистан, Казахстан и Таджикистан были депортированы 183 тыс. крымских татар (80% из них — женщины и дети). Еще 11 тыс. направили на спецпоселения после демобилизации из армии. Помимо татар в конце войны с полуострова выселили около 40 тысяч греков, болгар, армян, немцев, итальянцев и румын. Кстати, в ссылке прежде достаточно обособленные ногаи, таты и ялыбойлу во многом перемешались. Сейчас границы между этими субэтносами уже сильно размыты.
Право вернуться на Родину крымские татары получили позже многих других народов, высланных «лучшим другом советских детей»: де-юре — в 1967-м, де-факто — лишь в конце Перестройки. В 1987 году на полуострове насчитывалось 17,5 тыс. крымских татар, к моменту развала Союза — порядка 150 тыс. Своей нынешней численности в Крыму они достигли примерно к концу 90-х.
Незалежная
В 1991 году решением второго Курултая (первый состоялся аж в 1917 году) был образован Меджлис. Формально это национальный представительный орган, защищающий интересы крымских татар на Украине, в России и других странах, на деле же — этническая ОПГ с многомиллиардными оборотами. В Меджлис вошли 33 человека. Официального статуса он не имел. Меджлис лоббировал крымско-татарские интересы в Раде Автономной Республики Крым, в частности, поддерживал пресловутые самозахваты земли и добивался их легализации. Другой целью этого неофициального парламента было создание национально-территориальной автономии. Возглавлял Меджлис с момента его основания весьма одиозный персонаж — Мустафа Джемилев, отсидевший 15 лет в советских лагерях. В 2013 году его сменил Рефат Чубаров, тоже достойный отдельной красочной статьи.
Но вернемся к самозахватам. Они продолжались почти весь украинский период. Безусловно, основная вина за беспредел лежит на советских, а затем и украинских властях — возвращаться-то татарам разрешили, но где им жить — не подумали (точнее, какие-то средства Киев выделял, но их явно не хватало). В 2000 году старые самозахваты легализовали, но явление никуда не делось. В результате к концу нулевых на полуострове при полнейшем попустительстве украинских чиновников оказались незаконно заняты, по разным данным, от полутора до 40 (!) тысяч гектаров земли. На захваченных участках возводились дома, а порой и целые поселки с инфраструктурой и мечетями. Самозахваты иногда сопровождались массовыми драками с местными жителями. Некоторые участки затем с выгодой продавались.
Меджлис не был единственной влиятельной крымско-татарской организацией на полуострове. В 2006 году появилась «Милли Фирка» или «Народная партия». Основная претензия ее создателей к Меджлису состояла в том, что тот «украинизирует» крымских татар и поддерживает курс на вступление Незалежной в ЕС и НАТО. В качестве альтернативы «Милли Фирка» предлагала пантюркистские идеи и различные интеграционные проекты в рамках Евразии.
Важнейший элемент нацбилдинга — национальные СМИ — у крымских татар тоже есть. В первую очередь это промеджлисовский телеканал ATR, существующий уже почти 10 лет. На 2012 год его аудитория составляла 5 миллионов человек. Есть детский телеканал Lâle и единственная в мире радиостанция, вещающая на крымско-татарском языке «Мейдан-ФМ». Все вместе они входят в ООО «Атлант-СВ», принадлежащее, вы не поверите, Ленуру Ислямову — тому самому, который организовал недавнюю клоунскую блокаду Крыма.
Этот в прошлом российский гражданин владеет в РФ более чем 20 компаниями, а после воссоединения Крыма с Россией успел несколько раз встретиться с Путиным и 2 месяца проработать в республиканском правительстве, активно лоббируя там интересы соплеменников — в частности, требуя предоставлять им бесплатные квартиры. Затем он был уволен из-за коррупционного скандала, перебрался Киев, получил украинское гражданство и стал ярым патриотом Незалежной. Кроме того, по слухам, в прошлом он не чурался контактов с исламистами из Хизб ут-Тахрир
Собственно, вся его история показывает, что насаждаемое путинской властью «россиянство» (определяющееся лишь по наличию паспорта РФ в кармане) вовсе не мешает произрастать всевозможным чуждым национальным идентичностям. В итоге в Москве сидят чьи угодно, но только не русские медиа- и бизнес-элиты. И далеко не все их представители оказывают нам услугу, переезжая на ПМЖ в Киев.
Русская весна
Во время всем известных событий 2013–14 годов Меджлис активно поддерживал Евромайдан и призывал жителей полуострова бойкотировать референдум о возвращении в Россию. Причем свое обращение Рефат Чубаров адресовал всем крымчанам вне зависимости от национальности (с соплеменниками у него отчасти получилось — при явке 83,1% в АРК и 89,5% в Севастополе, в голосовании поучаствовали всего 30–40% крымских татар).
Чубаров
Чубаров называл местных депутатов, проголосовавших за референдум, «безумцами» и исполнителями «чужой воли». Он заявлял, что крымские татары не допустят отделения Крыма от Украины. Мустафа Джемилев прямо грозил русским кровавой гражданской войной. Представители и сторонники Меджлиса сорвали сессию верховного совета Крыма, на которой глава этого органа Владимир Константинов собирался обратиться к Москве за помощью. В массовой драке между сторонниками Меджлиса и русскими тогда погибли двое симферопольцев — Игорь Постный и Валентина Корнеева. Еще 30 человек — пострадали.
Про «оккупированный Крым» начал рассказывать и телеканал ATR. Власти же Украины, предыдущие 23 года не обращавшие на крымских татар никакого внимания, вдруг резко их полюбили. Например, 17 апреля 2014 года Верховная Рада приняла закон «О восстановлении прав лиц, депортированных по национальному признаку».
Любопытный факт: за несколько дней до воссоединения Джемилев обсудил ситуацию в Крыму в телефонном разговоре с Путиным, а также встретился в Москве с экс-главой Татарстана Минтимером Шаймиевым. Вскоре после этого он призвал ООН ввести в Крым миротворцев, а Турцию — перекрыть проливы для российских боевых кораблей. Вскоре Джемилеву и Чубарову запретили въезд в Россию на 5 лет, а 18 сентября 2014 года Меджлис по решению суда выселили из занимаемого им здания в Симферополе. Ранее он отозвал своих представителей из органов власти Крыма.
В отличие от Меджлиса, «Милли Фирка» поддержала референдум. Окончательно сердца членов партии растопило решение сделать крымско-татарский одними из трех официальных языков республики, закрепленным в ее Конституции, чего, естественно, не было при Украине. Кстати, с этим связан забавный случай. Когда прокурор Наталья Поклонская зачитывала Чубарову запрет на въезд в Крым, тот потребовал соблюдать российские законы и читать на крымско-татарском.
Не последнюю роль в «замирении» крымских татар, по-видимому, сыграло вмешательство из Татарстана. Глава российского региона Рустам Минниханов, муфтий Камиль Самигуллин и другие важные лица республики неоднократно призывали крымских татар к миру с русскими. Еще до воссоединения Казань направила на полуостров несколько делегаций (в одной из них присутствовал и Минниханов). Проходили встречи с руководством Меджлиса и совета старейшин крымско-татарского народа. Крым и Татарстан договорились о сотрудничестве в медицине, инновациях, инвестициях и туризме.
В марте прошлого года Роскомнадзор отказал в перерегистрации телеканалам ATR и Lâle, а также радиостанциям «Мейдан-ФМ» и «Лидер-ФМ». С 1 апреля они прекратили вещание в Крыму. Правда, с 17 июня ATR вновь стал доступен в России по спутнику.
Еще одним важным событием стал президентский указ о реабилитации репрессированных народов Крыма, подписанный 21 апреля 2014 года. Документ требует от российского правительства «содействовать созданию и развитию национально-культурных автономий, иных общественных объединений и организаций армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов, получению гражданами Российской Федерации, проживающими на территориях Республики Крым и Севастополя, основного общего образования на языках указанных народов, развитию традиционных промыслов и форм хозяйствования, а также решению других вопросов социально-экономического развития армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов».
В России
Какова нынешняя ситуация с крымскими татарами? Ясно, что устроить в Крыму подобие кавказских нацреспублик не получится при всем желании — помешает русское большинство. Правда, в ближайшее время доля крымских татар может заметно вырасти.
Во-первых, представителей этого народа немало среди беженцев с Украины. В том числе в республику возвращаются те, кто в порыве свидомости уехал на Незалежную после присоединения Крыма, но затем все же решил, что Россия милее сердцу, чем перспектива мобилизации в ряды «киборгов».
Во-вторых, в середине мая 2015 года появилась информация, что ФМС России подготовила законопроект, облегчающий репатриацию потомкам представителей нацменьшинств, выселенных Сталиным из Крыма. В ведомстве полагают, что таким образом на полуостров могут вернуться примерно 40 тысяч человек, в основном крымских татар. В 2016 году на их обустройство планируется потратить 928 млн рублей из республиканского бюджета.
При этом точное количество возможных репатриантов подсчитать невозможно — из-за огромного разброса в оценках численности крымских татар за пределами исторической родины. Для Узбекистана (куда их в основном и ссылали) приводятся цифры от 10 до 150 тысяч. Еще больше различаются данные по Турции, что неудивительно — с 1970 года при переписи населения национальность там не указывается, всех записывают турками. В результате по разным оценкам крымско-татарская диаспора в этой стране насчитывает от 50 тысяч до совершенно безумных 15 миллионов человек. Большинство экспертов называют цифры между 150 тыс. и 1 млн. С другой стороны, вряд ли в Крым хлынет поток мигрантов из Турции.
Но поговорить о влиянии Анкары на самое крупное нацменьшинство Крыма все же стоит. Турки оказывают Меджлису финансовую помощь, диаспоры поддерживают всевозможные культурные связи, полуостров регулярно посещают различные турецкие делегации. С 31 июля по 2 августа 2015 года в столице Турции прошел второй всемирный конгресс крымских татар. Его участники не мелочились и потребовали от мирового сообщества признать «действия России в отношении крымских татар с 1783 года по настоящее время» геноцидом.
В общем, официальная Анкара активно покровительствует татарам Крыма и выражает озабоченность их судьбой на самом высоком уровне.
В середине июня президент Эрдоган передал Путину доклад о «нарушениях прав крымских татар», составленный по итогам визита неофициальной турецкой делегации на полуостров. Основные претензии — ситуация с Меджлисом, крымско-татарскими СМИ, закрытие фонда «Крым», малое количество школ, где можно изучать крымско-татарский язык. Сейчас таких учебных заведений 15, а татары требуют 200.
К счастью, в отличие от некоторых регионов РФ, школьников полуострова не заставляют учить крымско-татарский насильно — только по заявлению родителей (то же касается и украинского языка). Это в частных беседах подтверждают и добрые русские люди из Крыма.
Еще турецкая делегация заявила, что крымских татар волнует проблема жилья. Правда, еще в сентябре 2014 года им пообещали выделить 10,8 млрд руб. на «решение жилищных вопросов». Отдельный привет русским беженцам из Чечни, многие из которых до сих пор мотаются по общежитиям.
Что касается самозахватов, то большей части крымских татар власти позволили легализовать занятые участки и построенные на них здания. Тех же, кто отхватил кусок чужой собственности или территории заповедников — обязали снести постройки и освободить землю, обещая бесплатно дать взамен другую. Многие уже воспользовались этими возможностями.
Сейчас власть пытается заигрывать с крымскими татарами. Зампред совета министров Крыма Руслан Бальбек хочет организовать новый, провластный Меджлис с ЕдРом и муфтиями, но крымчане говорят, что несмотря на обильное финансирование перспективы этого проекта весьма туманны и широкие массы он не привлекает.
Сооружает власть и новые, «правильные» крымско-татарские СМИ. 177 миллионов рублей из федерального бюджета пошли на создание общественной крымско-татарской телерадиокомпании «Миллет» — «Народ». Она состоит из одноименного телеканала и радио «Ветан» — «Родина». Заработала вся эта красота 1 сентября 2015 года. Обычное для РФ дело: кому статья за экстремизм, кому собственные национальные СМИ под ключ с оплатой из федеральной казны.
Кроме того, из 708 млрд руб., выделенных по ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года», аж 10,3 млрд пойдут на такую любезную сердцу каждого доброго русского цель как «Укрепление межнационального единства». Учитывая, что нацменьшинства на полуострове составляют 18,7% или 417 тыс. человек, получается, что на любовь к каждому конкретному их представителю из карманов налогоплательщиков выделяется 24,7 тыс. рублей. На что пойдут эти деньги и потратят ли хоть копейку из них на воспитание хотя бы минимального уважения к русским — вопрос риторический.
Стоит упомянуть про день крымско-татарского флага — 26 июня. Праздник этот весьма молодой (в отличие от самого флага, который появился еще в 1917 году), его отмечают с 2010 года. В позапрошлом году тогда еще не изгнанному с полуострова Меджлису праздновать его запретили. Это вызвало предсказуемый вой либеральной общественности и злорадство Украины — смотрите, мол, что творят эти русские оккупанты. В 2015-м праздник, напротив, отметили с помпой. Установили даже мировой рекорд, развернув крупнейший в мире флаг крымских татар (288 квадратных метров).
При этом в годовщину сталинской депортации, которая отмечается 18 мая, в последний раз случились и задержания, и крупные штрафы — причем даже для участников санкционированных митингов. Кстати, в 2014 году траурные акции власти запретили. Редкий случай: сцепились две эрефийские духовные скрепы — многонациональность и Джугашвили.
Важные люди
Ключевым показателем влиятельности того или иного нацменьшинства является присутствие его представителей в политических, деловых, культурных и прочих элитах (в том числе за пределами основного региона проживания). Бальбека мы уже упомянули, стоит отметить еще зампреда Государственного совета РК Ремзи Ильясова, председателя Комитета крымского парламента по межнациональным отношениям Эдипа Гафарова и председателя Государственного комитета по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым Заура Смирнова.
Крымским татарам принадлежит еще примерно полтора десятка постов уровня замминистра и заместителей глав различных администраций. Так, в Симферополе им достались два из четырех кресел замов сити-менеджера. А также пост главы, кто бы мог подумать, отдела горадминистрации по межнациональным отношениям. Кроме того, как отметила Наталья Поклонская в интервью «Комсомолке», крымские татары занимают четверть штата республиканской прокуратуры. Также за ними числится порядка 120–150 депутатских мандатов в заксобраниях всех уровней на полуострове. Это, кстати, не устраивает «Милли Фирка», которая сейчас заняла позицию умеренной критики российских властей (в частности, партия обвиняет главу Крыма Аксенова в коррупции). В интервью Regnum председатель правления этой организации Васви Абдураимов заявил, что при Украине татар в заксобраниях насчитывалось 1,1 тыс. (!) Правда, тогда и общая численность депутатов была намного больше.
Еще стоит отметить ректора Крымского инженерно-педагогического университета Февзи Якубова и председателя местного духовного управления мусульман (ДУМК) Эмирали Аблаева. Последний, кстати, был членом президиума Меджлиса, полностью разделял его позицию по России и поддерживал Евромайдан. Это не помешало Аблаеву сохранить свои позиции после воссоединения, притом что от Меджлиса он публично не дистанцировался, хотя антироссийскую риторику слегка поумерил.
Разумеется, никакое нацменьшинство не может оказывать серьезного влияния на происходящее в России, не имея представителей своей элиты в ее сердце. В принципе, в РФ за пределами полуострова крымских татар мало. Во время переписи населения 2010 года их насчитали 2449, из них больше половины — в Краснодарском крае. В столице крымскими татарами записались всего 129 человек. Сейчас, ясное дело, эти цифры должны быть побольше, но взрывной рост здесь вряд ли наблюдается.
Более-менее заметный крымский татарин в Москве — Искандер Билялов, член Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям. Он же, кстати, возглавляет общественную организацию «Инкишаф» («Развитие»). Декларируемая цель «Инкишаф» — «единство и процветание, удовлетворение и защита законных прав, а также социальных, творческих, экономических, научных, национально-культурных, спортивных и других интересов крымско-татарского народа. Привлечение крымско-татарской молодежи к осуществлению образовательной, научной, национально-культурной и просветительской деятельности в целях содействия становлению крымско-татарского демократического общества». Вполне благородные устремления. Кстати, любой, кто создаст аналогичную организацию, везде заменив слово «крымско-татарский» на «русский» — сядет не в президентский совет, а в тюрьму по 282-й статье.
Еще один любопытный персонаж, как и Ленур Ислямов, больше не украшает своим присутствием Москву и Россию, но не упомянуть о нем нельзя. Это Айдер Муждабаев, известный публицист, долгое время бывший замом главного редактора одиозной газеты «Московский Комсомолец», член союза крымских татар Москвы. Причем самое смешное, что Муждабаев наполовину русский — «россиянство» проигрывает любой, пусть даже самой маленькой нации. Лучше всего о г-не Муждабаеве скажут вот эти его цитаты:
«Вот почему, если говорят „Слава Украине“, то они патриоты, а если „Слава России“ — то мы сразу империалисты, шовинисты, фашисты?». Нет, не сразу. А после того, как Россия украла Крым, залила кровью Донбасс, и «Слава России» стала для миллионов людей синонимом зла и горя.
Россия сегодня, по своей общественной ментальности и культуре, — Германия примерно 1938 года, с небольшими отличительными деталями. Пока. Потом, возможно, и их не будет.
65% опрошенных россиян уверены, что Боинг MH-17 был сбит украинской армией. Ох, тяжело будет стране (кстати, при любой власти) с таким количеством людей, либо поддерживающих терроризм «в интересах Родины», либо не способных элементарно мыслить.
Не дай вам бог ни родиться, ни умереть в этой стране.
Уж слишком большой контраст будет между евроукраинской Одессой и убогим «русским миром» в Крыму.
Надежда (Савченко — прим. авт.) — настоящий герой. И Украины, и мой личный. Я восхищаюсь и люблю этого человека. Умного, цельного, смелого. Я хочу, чтобы когда-нибудь она стала президентом Украины.
Ну, в общем, вы поняли. Чтобы сделать эту подборку, хватило буквально 5 минут чтения муждабаевской писанины. Те, кому мало, могут самостоятельно ознакомиться с его страницей в фейсбуке и блогом на «Эхе Москвы» — там красочно. Причем Путину и Ко достается в тысячу раз меньше, чем фашистским русским, смеющим фашистски возмущаться очередным антифашистским убийством, совершенным кавказскими или среднеазиатскими тожероссиянами. «Визовые визги» — так Муждабаев отзывается о требованиях закрыть границы со всевозможными братскими республиками. Без трудолюбивых гостей Россия, по мнению Айдера, ну никак не обойдется.
В июне 2015-го Муждабаев уволился из «МК» и спустя несколько дней объявился уже на Украине, где стал заместителем главного редактора канала ATR. И даже животворящие тумаки от «группы людей спортивного телосложения», полученные Айдером на последнее Рождество в одном из киевских кафе, не смогли столкнуть его с пути борьбы с «русским фашизмом».
И здесь мы плавно переходим к другой важной теме — попыткам властей Украины в целом и Меджлиса в частности повлиять на крымских татар на полуострове.
Угрозы
Надо сказать, что после изгнания из Крыма представители неофициального национального парламента оказались обласканы Киевом: Мустафа Джемилев и Рефат Чубаров стали депутатами Верховной Рады от Блока Петра Порошенко. Кроме того, президент Украины назначил Джемилева уполномоченным по делам крымско-татарского народа. С тех пор оба сделали немало грозных заявлений, общий смысл которых сводится к «Россия доиграется». Конечно, можно над этим смеяться, однако недооценивать влияние опального Меджлиса в Крыму все-таки не стоит.
Наглядное подтверждение этому было получено 2 мая 2015 года, когда на полуостров решил прорваться Джемилев. Как сообщает ВВС, он попытался въехать в Россию на автомобиле в районе города Армянска. Миновав украинский КПП, экс-глава Меджлиса оказался в нейтральной зоне. С российской стороны границы его встречали около 5 тысяч крымских татар, на пути которых встали военные. Демонстранты прорвали кордон, скандируя имя Джемилева и лозунг «Нация! Родина! Крым!». Солдаты начали стрелять в воздух. Встретив своего лидера, участники акции направились к российскому КПП, однако путь им преградили БТРы. В итоге Джемилев уехал, а митингующих пропустили обратно на российскую территорию. Несколько демонстрантов впоследствии осудили.
Нельзя не вспомнить и эпическую сагу со свободным демократическим европодрывом тоталитарных ватных ЛЭП, ведущих в Крым. По мысли татарских организаторов и исполнителей акции, погружение во тьму должно было заставить соплеменников на полуострове почувствовать всю тяжесть москальского гнета и подняться на борьбу с монголокацапами. В истории, произошедшей 22 ноября, прекрасна каждая деталь — от сидящего в подорванной опоре крымско-татарского Диогена до стона цеевропейских бомбистов в соцсетях.
Так что попытки повлиять на крымских татар со стороны Киева еще явно будут. Насколько эффективной окажется пропаганда страны со вполне африканской обстановкой в политике и экономике — другой вопрос. По мере ухудшения ситуации в самой РФ аргументы Меджлиса и Киева теоретически могут найти некоторый отклик, по крайней мере, у отдельных горячих голов.
Для таких радикалов, кстати, еще полтора года назад при поддержке Джемилева создали батальон нацгвардии «Крым». Он набран из крымских татар и мусульман. Командир добровольческого подразделения Иса Акаев — ваххабит, сбежавший из Симферополя в период крымской весны. Подразделение Акаева участвовало в войне против Новороссии, начав со штурма Саур-Могилы. По признанию самого Акаева, 95% батальона составляют крымские татары, но есть также русские и украинцы с полуострова. Минувшим летом командир заявил, что батальон войдет в состав ВСУ. Акаев утверждает, что он договорился о прямом подчинении начальнику Генштаба. Численность отряда планировалось увеличить с 50 человек до тысячи. С тех пор, правда, о батальоне больше ничего не слышно.
С «Крымом» может возникнуть путаница — подобных этнических подразделений в силовых структурах Незалежной сразу несколько. Так, одноименная сотня (ее численность действительно около 100 человек) действует в составе финансируемого Игорем Коломойским спецполка МВД «Днепр-1». В славном послужном списке последнего — штурм госучреждений Красноармейска на инкассаторских броневиках «Приватбанка», Иловайский котел, перехват ахметовского гуманитарного груза для жителей Новороссии, ограбления священников, дезертирство из Донецкого аэропорта и другие бессмертные подвиги и захватывающие приключения.
Кроме того, Дмитрий Ярош еще летом 2014-го анонсировал создание батальона «Крым» (да, еще одного) в составе Добровольческого украинского корпуса «Правого сектора». О существовании такого подразделения в ДУК ПС упоминал и Иса Акаев в своем интервью «Громадське телебачення» в мае прошлого года. Найти достоверную информацию об этом отряде не удалось. Не помогло ни гугление по-украински, ни рейды на заблокированные Роскомнадзором сайты через Tor. Возможно, этот батальон так хорошо засекречен, что его видели только Ярош и Акаев.
Под Новый год пресловутый Ленур Ислямов объявил, что на Херсонщине сформируют крымско-татарский мусульманский батальон имени Номана Челебиджихана (организатор первого Курултая в 1917 году). Численность отряда составит 560 человек. Всестороннюю помощь в создании подразделения окажет Анкара. Инициативу уже поддержали и Джемилев с Чубаровым. По данным турецких источников, в числе записавшихся в отряд добровольцев есть террористы «Исламского государства». А в начале декабря 2015 года экс-депутат Верховной Рады Алексей Журавко заявил, что ИГИЛовцев и турецких «Серых волков» массово перебрасывают из Сирии в Херсонскую область. По его словам, число террористов там уже перевалило за 700 человек. Черные знамена мелькали в снятых в зоне АТО сюжетах украинского телевидения (в частности, на канале 1+1) еще в конце позапрошлого года.
Тема радикального ислама в крымско-татарской среде весьма любопытна. По некоторым данным, идеи джихада начали проникать на полуостров еще в начале 80-х, когда в Симферопольском медицинском университете стали обучаться студенты-арабы. Они же привезли в Крым первые экземпляры радикальной литературы.
Исламский радикализм расцвел пышным цветом в 90-е, когда на полуострове частыми гостями стали мусульманские проповедники из Саудовской Аравии и чеченские боевики. Нищета, разруха и хаос, царившие на Украине, трудности с обустройством крымских татар-репатриантов после возвращения из ссылки стали благодатной почвой для радикальных идей, в особенности среди молодежи. Организации джихадистского толка росли в Крыму как грибы после дождя.
В 2013-м жителей полуострова шокировали митинги Хизб ут-Тахрир в Симферополе, проведенные несмотря на запрет властей. Самый крупный собрал более 2 тысяч человек. Участники требовали провозгласить в Крыму халифат. Кроме того, СМИ тогда пестрели заголовками о базах исламистов в крымских горах. Меджлис, кстати, радикалов осуждал, по крайней мере на словах.
Добрые русские люди с полуострова сообщают, что тренировочные лагеря фанатиков действительно существовали и были ликвидированы во время Крымской весны. Тогда же, говорят, ФСБ прошерстила некоторые мечети и медресе. Понятно, что всех радикалов не поймаешь, но сейчас, по крайней мере, они притихли. Некоторые, как уже говорилось выше, уехали воевать на Донбасс на стороне Киева. В целом идеи исламского экстремизма нельзя назвать очень популярными среди широких масс крымских татар. Хотя, разумеется, есть и фанатики, воюющие за ИГИЛ, где действует своя «Татарская бригада».
Тем не менее многие моменты вызывают беспокойство. Борьбу за сердца и души мусульман полуострова ведут две организации: уже упомянутое выше Духовное управление мусульман Крыма и Севастополя во главе с Эмирали Аблаевым и возглавляемый Русланом Саитвалиевым Таврический муфтият, представляющий суфийскую школу Хабашитов. Организация появилась в августе 2014 года на базе Духовного центра мусульман Крыма (ДЦМК), филиала Духовного управления мусульман Украины (ДУМУ), возникшего в стране в 1992-м.
Пока при поддержке нынешних властей выигрывает ДУМК — он контролирует более 350 общин против примерно 100 у ТМ. В июле 2015 года верховный суд Крыма попросил Таврический муфтият из крупнейшей мечети полуострова — Джума-Джами. Расположенное в Евпатории культовое сооружение XVI века передали ДУМК. В поддержку организации как «единственной авторитетной среди крымских мусульман» высказывался и Сергей Аксенов.
В свою очередь Таврический муфтият обвиняет ДУМК (а заодно и Меджлис) в связях с Хизб ут-Тахрир, ваххабитами и другими нехорошими людьми. В частности, в сентябре 2014-го в интервью «Интерфаксу» Руслан Саитвалиев упомянул, что ДУМК давно и тесно сотрудничает с всеукраинской исламской организацией «Альраид», действующей в стране с 1997 года. Ее называют, ни много, ни мало, филиалом «Братьев-мусульман». И хотя «Братья» законодательно признаны в нашей стране террористами, это не помешало симферопольскому отделению «Альраида» недавно получить в России официальную регистрацию под названием… духовный центр «Созидание». Подобная организация, по словам Саитвалиева, в Крыму далеко не одна.
При этом назвать руководство Таврического муфтията «мусульманами здорового человека» тоже затруднительно. Организация вроде как стала независимой от ДУМК, но стоит упомянуть, что лидер последней, ливанский эмиссар Ахмед Тамим, долгое время активно топил за Януковича. Однако сразу после Майдана он неожиданно «прозрел», причем настолько, что даже получил от Турчинова награду — усердно агитировал украинских мусульман участвовать в войне против Новороссии. Кроме того, некоторые религиозные эксперты вообще называют хабашитов не иначе как тоталитарной сектой.
К тому же, как это обычно и происходит в РФ, вместо построения светского государства и гражданской нации власти нашей печальной страны пытаются играть в «хороший исламизм» по кавказскому образцу. Так, осенью 2014 года в хадж отправились 150 паломников из Крыма — гораздо больше, чем в прошлые годы. В этом им помогла поддержка главы РК Сергея Аксенова. Стоимость путевки специально снизили почти в 2 раза. В 2015 году делегация выросла аж до 300 человек. Об этом можно много чего сказать, но мы только заметим, что в период экономического кризиса хадж за государственный счет — явно не лучший способ расходовать деньги налогоплательщиков.
Но и это еще не все. В день последнего Курбан-байрама в Симферополе началось строительство крупнейшей в Крыму мечети (ничего не напоминает?). Это будет внушительное сооружение с четырьмя 50-метровыми минаретами. Строительство обойдется в 2 миллиарда рублей и завершится в 2018 году. Также на полуострове планируют открыть мусульманский университет, который получит государственную аккредитацию.
Итоги и выводы
Безусловно, крымских татар нельзя сравнивать с кавказцами или нашими среднеазиатскими друзьями. Мирное сосуществование татар с русскими вполне возможно. В качестве иллюстрации могу процитировать крымчанина, с которым общался, работая над этим текстом:
Одно из сел со смешанным этническим составом. До 2014-го татары кричали русским «Мы вас на ножи поднимем и землю свою вернем». После референдума русские стали кричать татарам «Мы вас в вагоны посадим и отправим узбекские степи осваивать». Сейчас как-то уживаются.
Я не обнаружил никакой ненависти к России и русским, просматривая содержание крупнейших (от тысячи участников) крымско-татарских групп Вконтакте (хотя заметно возмущение закрытием ATR и выраженная исламская направленность части сообществ).
Чтобы ситуация со временем не стала ухудшаться, необходимо включить крымско-татарский народ в русскую политическую нацию в качестве ее равноправной части и начать культурную ассимиляцию. К сожалению, власти РФ этого делать явно не собираются и наряду с правильным мерами (решением наболевших земельных вопросов, ликвидацией баз радикалов) во многом поддерживают собственный крымско-татарский национализм и пытаются играть в «контролируемый исламизм» (по выражению религиоведа Романа Силантьева). Видимо, власти надеются, что диаспора будет пропутинской и при любых условиях обеспечит «ЕдРу» необходимые 146% на выборах. В результате в Крыму может зародиться еще один национальный монолит, окруженный мутным болотом безнационального «россиянства».
Помимо традиционно безумной национальной и религиозной политики, дополнительные угрозы несет мощное влияние Турции и пропаганда со стороны Меджлиса и Украины в целом. Наложившись на экономический кризис в России, эти факторы могут привести к печальным последствиям.
Задумывая эту статью, я не планировал поднимать кавказскую тему, но ее упомянул один из добрых русских крымчан, с которыми мне довелось пообщаться. Просто приведу здесь его слова: «Есть новая напасть — чеченцы. В Ялте их в последнее время стало много, и эти чеченцы опасные — они большие, одеты мирно, но морды злые, опасные».
Пока писался этот текст, пришла еще одна новость, отлично иллюстрирующая безумие российской многонациональности: в правительстве Крыма решили создать таджикскую национально-культурную автономию. Если что, по переписи 2014 года на всем полуострове есть аж 874 таджика (0,038% от всего населения КФО). Да, тридцать восемь тысячных процента могут получить свою автономию. В планах этой чудесной организации — наладить тесные связи с родным Таджикистаном. Как заявил Руслан Бальбек в интервью телеканалу «Первый крымский»: «Мы готовы и дальше поддерживать все народы Крыма, которые хотят сохранить свою идентичность, подчеркнуть свою индивидуальность».
Кроме русских, конечно.
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас