Произошедшее обострение на армяно-азербайджанской границе помимо прочего говорит ещё и о провале европейской миротворческой миссии в регионе.
Случилось всё это совершенно неожиданно, практически сразу после трёхсторонних переговоров Армении и Азербайджана в Брюсселе, на которых посредником был один из руководителей ЕС Шарль Мишель.
Тогда заявлялось, что европейская площадка в самом деле оказалась более чем эффективной, и стороны высказывали оптимизм, говоря о переходе к предметному обсуждению мирного договора между Ереваном и Баку. Отмечалось, что этот договор поставит финальную точку в многолетнем противостоянии.
Но военное обострение (предельно кровавое) поставило под сомнение и этот договор, и эффективность Евросоюза как переговорной платформы, и состоятельность ЕС как модератора подобных переговоров в принципе.
Иллюстративным в этом смысле оказался итог телефонных переговоров между Пашиняном и уже упомянутым Шарлем Мишелем, когда чиновник ЕС произнёс много общих фраз и заверений о безальтернативности мира и стабильности в регионе, говорил о готовности приложить усилия, но не подкрепил эти слова вообще ничем.
Разумеется, имеет значение вопрос о том, кто в этот раз является инициатором эскалации. Естественно, стороны обвиняют друг друга. Азербайджан утверждает, что произошла вооружённая провокация Армении, а он на неё жёстко ответил. Армения обвиняет азербайджанских военных в «агрессивных и немотивированных действиях», затронувших гражданские цели.
Правда в том, что мотивы для эскалации имели обе стороны. Баку после второй Карабахской войны в принципе широко использует силовое давление для принуждения Еревана выполнять принятые обязательства по достигнутым договорённостям (которые Ереван пытается саботировать).
У Армении же исходно весьма непростая переговорная позиция, вынуждающая её на очень болезненные компромиссы, и большой вопрос, а может ли она в принципе на них пойти. А срыв переговорного процесса краткосрочной военной эскалацией — это один из способов их избежать.
Впрочем, сейчас главное — остановка прямой и непосредственной военной конфронтации. Только после этого можно будет рассуждать о возврате Армении и Азербайджана к пусть и хрупкому, но всё же конструктиву в переговорах.
Военного решения у конфликта нет, это очевидно. Как очевидно и явное военное преимущество Баку, и тот факт, что прямая военная помощь от большинства стран ОДКБ Армении не светит, так как для них там имеет место явный конфликт интересов.
Более того, сейчас даже Россия (однозначный и последний союзник Армении) вряд может однозначно занять сторону Армении, так как имеет в данном конфликте статус посредника, при этом сама уже ведя противостояние с Украиной. Всё это, кстати, было понятно заранее, так что чем в этой ситуации вообще думал г-н Пашинян, остаётся только догадываться. Впрочем, есть предположения о том, кто думал за него.
И чисто теоретически сейчас можно было бы говорить о введении международных миротворцев на линию соприкосновения как о временном решении. Но вот список участников миссии вряд ли будет согласован Ереваном и Баку — слишком непримиримые позиции.
И, увы, звучит банально, но решить данный конфликт сейчас реально исключительно дипломатическим путём и только в формате, согласованном ещё в конце 2020 года, нравится это кому-то или нет. Иначе проваленный мир на Южном Кавказе слишком дорого всем обойдётся.