Недавнее заявление главы ВЦИОМ Валерия Федорова о том, что в России запрос на стабильность сменяется запросом на перемены, подтвердило некоторые выводы о причинах протестной активности этим летом, которая выразилась в демонстрациях и митингах «против коррупции».
Это стало определенным вызовом для Кремля, на который он так или иначе должен дать ответ в преддверии предстоящих в сентябре региональных и муниципальных выборов, а также в связи с вхождением страны в большую избирательную кампанию, которая завершится президентскими выборами в марте 2018 года. Обозреватель «Росбалта» попросил политологов оценить, каким образом власть может отреагировать на этот вызов и что она может предложить «бунтующей» части электората.
В преддверии президентских выборов российская власть может попытаться мобилизовать молодежь, и это направление во многом уже определено состоявшимися этим летом встречами Владимира Путина, которые он проводил в рамках его фактически уже начавшейся избирательной кампании. Такое мнение высказал профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге Григорий Голосов.
«То, что ориентация на мобилизацию молодежи в рамках предвыборной кампании будет реализована, более или менее очевидно, и сейчас мы видим намеки на то, как это будет делаться», — говорит Голосов.
«Сразу несколько (политологических) центров уже работают над образом будущего, и я не сомневаюсь, что в ходе избирательной кампании Путина оно будет представлено как прогрессивное и динамичное», — отметил эксперт. При этом прогресс и динамика в рамках этой концепции, по его мнению, будут представлены главным образом техническими инновациями, а также «безопасными для власти социальными новациями в виде контролируемой и безобидной для власти гражданской активности».
Голосов отмечает, что нынешняя «консервативная волна, которая наблюдается в деятельности ряда современных, связанных с властью политиков и общественных деятелей, не очень вписывается в эту стратегию». В связи с этим он полагает, что «именно эти голоса в ходе избирательной кампании Владимира Путина будут звучать несколько слабее. В свою очередь слышнее станут голоса тех, кто будет поддакивать власти и говорить о ее прогрессивности, а также о том, что Россия совершит технологический рывок».
В свою очередь вице-президент фонда «Центр политических технологий» Алексей Макаркин считает, что теоретически власть понимает, что перед выборами электорату нужно предложить некие перемены, но в реальности ей это не очень надо, поскольку ее и так все устраивает.
Эксперт согласен с тем, что власть будет стремиться к «переменам без перемен» и уж точно не пойдет на такие изменения действующей в России политической системы, как превращение нынешних, фактически безальтернативных выборов в выборы реальные.
Кроме того, перемены «затрагивают такое количество интересов, что нужна очень сильная политическая воля, чтобы их реализовать», — считает эксперт. Вопрос, по мнению Макаркина в том, «кто может инициировать перемены и кто их может поддержать».
В то же время перед предстоящими региональными и местными выборами власти субъектов Федерации вряд ли будут педалировать тему перемен, поскольку в их интересах сохранение политической власти, а значит политической стабильности, считает специалист.
Кроме того, по его словам, «решать исход выборов будет провластный консервативный избиратель, на которого в первую очередь и опирается существующая политическая система». «Власть выигрывает большинством», — отмечает политолог. Тем более что, по его словам, «от запроса на перемены до протестных настроений очень близко».
Между тем традиционно на региональных и местных выборах явка избирателей не так высока. Макаркин прогнозирует, что на сентябрьских муниципальных выборах в Москве она, скорее всего, составит около 12% от общего числа зарегистрированных избирателей. В регионах, особенно на губернаторских выборах, явка может быть выше, но принципиально это ничего не решит, поскольку ходят на эти выборы в большинстве своем сторонники власти, которые, может быть, тоже хотят перемен, но очень аккуратных, точечных и локальных, говорит политолог.
Тем не менее, продолжает эксперт, в Кремле понимают, что «о переменах что-то нужно будет сказать, но, с другой стороны, возникает вопрос, что власть реально может предложить». По мнению Макаркина, также важен вопрос и о том, насколько запрос на перемены проник в основной ядерный провластный электорат, который достаточно консервативен».
Власть, по прогнозу Макаркина, в преддверии выборов вероятнее всего постарается сохранить баланс, чтобы, с одной стороны, не распугать свой консервативный электорат, а с другой, «обозначить желание перемен». Вместе с тем, отмечает он, есть еще и третья сторона — региональные элиты и многочисленные государственные чиновники, которые, по словам эксперта, «перемен хотят еще меньше, чем люди в Кремле».
Александр Желенин