Из успешных случаев (закончившихся в пользу государственных структур) можно привести примеры: «События на площади Тяньаньмэнь» 1989 года, «Революции зонтиков в Гонконге» в 2014 году и «Протесты в Македонии» в мае 2015 года.
В качестве трагических, закончившихся государственным переворотом, можно привести «Революцию роз в Грузии» в 2003 году, «Революцию в Египте» в 2011 году, «Евромайдан» на Украине в 2013-2014 году.
«Цветных революций» было не менее четырёх десятков, в рамках одной статьи все не охватить.
Сразу хочется отметить, что все «успешные» случаи привели к положительному итогу в развитии страны, а «неуспешные» — к деградации государств. В Грузии власть получил Михаил Саакашвили, который, по мнению Эдуарда Шеварнадзе, высказанному в 2012 году, «не способен решить ключевые проблемы Грузии». Саакашвили стал исполнителем американских инициатив, террористической атаки на Цхинвал, которую пришлось пресекать России в 2008 году. Был создан комитет НАТО-Грузия по восстановлению грузинской обороноспособности для дальнейшего вступления в американский военный союз.
Революция в Египте привела к приходу к власти экстремистов — движения «Братья-мусульмане», дальнейшим беспорядкам и военному перевороту в 2013 году.
Евромайдан привел к потере Украиной Крыма и гражданской войне на Востоке Украины, к деградации экономики и обнищанию населения. Очевидно: «цветные революции» имеют деструктивную роль в развитии государств.
В основу технологии «цветной революции» был положен принцип разделения «свой-чужой». Появился этот термин относительно недавно. Люди, участвовавшие в цветной революции, использовали специальные символы: в Грузии — розы, в Киргизии — тюльпаны, в Беларуси — васильки, в Мексике — кактусы, в Тунисе — жасмины, на Украине — оранжевые лоскуты материи, в Египте — финики, в России — белые ленты. Это такая «умная» замена форме бойца на войне.
Доктор политологических наук Олег Геннадьевич Карпович и бывший сотрудник российских спецслужб, политолог, кандидат физико-математических наук, доктор политических наук, профессор кафедры российской политики факультета политологии МГУ, член научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации Андрей Викторович Манойло в монографии «Цветные революции. Теория и практика демонтажа современных политических режимов» (Издательств: Юнити, 2015) дают научный анализ отличительных особенностей цветных революций.
Они определяют цветные революции как «технологии осуществления государственных переворотов и внешнего управления политической ситуацией в стране в условиях искусственно созданной политической нестабильности, в которой давление на власть осуществляется в форме политического шантажа с использованием в качестве его инструмента молодежного протестного движения». Несмотря на существенные геополитические, социальные, экономические различия государств, в которых они вспыхивают, все они укладываются в одну и ту же организационную схему, предполагающую организацию по одинаковому шаблону молодежного протестного движения, преобразования его в политическую толпу и использование этой силы против действующей власти в качестве инструмента политического шантажа.
Это прямо указывает на то, что цветные революции в принципе не могут быть реализацией объективных надежд и стремлений большинства населения. Цель любой цветной революции — осуществление государственного переворота, то есть захват и удержание власти насильственным путем. Объектом цветной революции выступают власть и властные отношения, предметом — политический режим.
У цветных революций есть необходимое и достаточные условия их успешной реализации. Это наличие политической нестабильности в стране, сопровождающейся кризисом действующей власти. Если политическая ситуация в стране стабильна, ее нужно искусственно дестабилизировать. Достаточное условие — наличие специально организованного (по особой сетевой форме) молодежного протестного движения.
Отличительные черты цветных революций:
- воздействие на власть осуществляется в особой форме — форме политического шантажа (основным инструментом воздействия на власть выступает молодежное протестное движение);
- цветные революции только внешне напоминают настоящие революционные движения: в отличие от революций настоящих, вызванных объективным развитием исторического процесса;
- цветные революции — это технологии, успешно маскирующиеся под стихийные процессы. Они отличаются почти театральным уровнем драматургии, который западные политологи старательно пытаются выдать за самопроизвольное и стихийное проявление воли народа, внезапно решившего вернуть себе право управлять собственной страной;
- в основе технологического сценария цветной революции лежит англосаксонская (североамериканская) идеология демократизации, предполагающая экспорт демократии, демократических институтов и ценностей в сопредельные страны;
- технологии цветных революций на практике умеют применять только их авторы и разработчики — англосаксы. В любой стране, где начала разворачиваться цветная революция, следует искать североамериканский след.
В новейшей истории Соединённые Штаты Америки научились использовать изощрённые и высокотехнологичные инструменты влияния на разные общественные группы внутри других стран. С помощью ряда методов противоречия между различными группами людей искусственно создавались, либо разжигались.
Возможно, это было благодаря эффективной работе различных американских НКО «в поддержку демократии», предварительно изучавших национальную специфику и выявлявших «болевые точки», которые могут послужить причиной разжигания конфликта. Понятно, что поскольку видимые причины, ради которых происходили революции, создавались искусственно, и конечной целью здесь была установка у власти послушных лидеров, через какое-то время демократические свободы и уровень жизни в этих странах на деле резко падал.
Судите сами: в Египте до цветной революции существовали так называемые дотации на лепешки, обеспечивающие доступность основного продукта — хлебных лепешек для беднейших слоев населения, а в трущобах Каира на крыше каждой хижины можно увидеть тарелку спутникового телевидения; в Ливии граждане страны получали природную ренту (и массу других выплат), которая была настолько велика, что население совсем перестало работать и возложило обязанность трудиться на приезжих гастарбайтеров. Уровень жизни в Тунисе, самой демократической из всех авторитарных стран Африки, вплотную приближался к Южной Франции (Провансу и Ленгедоку), а Южную Италию даже превосходил.
Знания о технологиях смены режимов накапливались и углублялись. Одним из идеологов цветных революций стал доктор политических наук Джин Шарп. Свою теорию он начал развивать еще в 1960-е годы. В 1973 году он опубликовал фундаментальный 900-страничный опус «Политика ненасильственной борьбы».
Вдохновение для организации мятежей и путчей Шарп, по его словам, нашел… в философии ненасилия Махатмы Ганди. Теоретические труды Шарпа дополнены конкретными руководствами к действию. Брошюра «198 методов ненасильственных действий» описывает самые разные методы: вполне ортодоксальные публичные выступления, письма поддержки или протеста, массовые петиции и забастовки; организация псевдо-награждений и псевдо-выборов, надписи в воздухе и на земле, установка новых уличных знаков и названий, «надоедание» официальным лицам, братания, бдения, топанье, молитвы, раздевание в знак протеста, голодовка, уничтожение своей собственности.
В современном мире такими инструментами, играющими роль своеобразных отмычек для взлома политических режимов западного либерального типа, являются технологии цветных революций.
Отдельного внимания заслуживают вопросы, связанные с опасностью перерастания цветной революции в гражданскую войну или международный конфликт, протекающий в фазе вооруженного противостояния. Цветные революции используют фактор военной силы как сервисную функцию, к которой их сценаристы и технологи прибегают в случае крайней необходимости. Военная сила для цветных революций не является основным инструментом, ее использование скорее носит вынужденный и побочный характер. Тем не менее нельзя не обратить внимания на тот факт, что современные цветные революции действительно создают условия и поводы для последующей военной интервенции.
Получается, что революциям нужно противостоять. Но как?
Попытаемся понять некоторые особенности положительного опыта. Наиболее успешный опыт борьбы имеет Китай.
26 лет назад, 4 июня 1989 года, некоторые жители Китая, глядя на разваливающийся СССР, вышли «против коррупции» и стали ставить палатки на площадь Тяньаньмэнь. Китайская армия танками снесла эти палатки, цветная революция не удалась. 242 человека погибли. Как видим, без жертв не обошлось, и лучше революционерам не рисковать.
В октябре 2014 года молодежь из движения Occupy Central с улиц Гонконга разогнали взрослые горожане, недовольные их действиями.
Также неоднократно успешно подавлялись множественные беспорядки в Тибете (1959, 1987-1989, 2008). В каждом из случаев применялась сила, вплоть до введения военного положения, закрытия региона для любых иностранных граждан и даже происходили расстрелы, как это случилось на площади Тяньаньмэнь. Заметим, что введение
войск для подавления беспорядков — стандартный прием и в «демократических» США и в Японии.
Однако сила — это не единственный вариант. В Македонии власть смогла организовать митинг в свою поддержку, после которого стало ясно, что расклад сил не в пользу оппозиции. Никола Груевский смог доказать причастность иностранных спецслужб к протестам. В результате протесты так и не набрали силы.
Итак, возможны два варианта: силовой и мягкий. Причем первый вариант применим в случае, когда протесты зашли слишком далеко, недовольных настолько много, что они могут свергнуть законное правительство. Второй случай применим на ранних этапах.
Рассмотрим теперь ситуацию в Армении. Поводом для беспорядков послужило повышение тарифов. На заседании Комиссии по регулированию общественных услуг 17 июня 2015 года было принято решение о повышении тарифов на 16%, при этом предполагалось, что таким образом ЗАО «Электрические сети Армении» сможет погасить долги в размере 250 млн долларов. Повод незначительный — это означает, что у власти изначально был шанс решить вопрос мягким способом.
К сожалению, ситуация осложняется низким ВВП Армении на душу населения — по этому показателю в 2013 году Армения была в районе 120 места в мире — ниже Украины (около 110 места). Россия находится в районе 50 места, выше, чем в среднем по миру, обгоняя коллег по БРИКС, Аргентину, Мексику и Турцию.
Протестующие 17 июня потребовали отменить решение о повышении тарифов и забросали яйцами и помидорами здание, произошла стычка между полицейскими и активистами, были задержаны 6 участников акции.
19 июня на площади Свободы собрались около 6 000 человек, угрожая поднять вопрос об отставке правительства, двое были задержаны. 20 июня акция приобрела характер сидячей забастовки, появились палатки. Протесты все больше стали напоминать «Евромайдан». Появились слова о коррупции, участники акции протеста заявили о намерении создать отряды самообороны. Появились требования национализировать энергетическую сферу Армении, которые были направлены непосредственно против России (ЗАО «Электрические сети Армении» на 100 % принадлежит российской компании «Интер РАО»).
Государства Кавказа, как и любые другие страны постсовесткого пространства — это лакомый кусок для Вашингтона уже многие десятилетия. Помимо возможности как можно теснее зажать Россию в клещи недружелюбно настроенных правительств, согласных изолировать внешние связи нашего государства, а также размещать на своей территории военный контингент, инфраструктуру и ракетные комплексы, зачастую для Штатов представляют стратегический и коммерческий интерес объекты советской инфраструктуры.
Вот как о предыстории армянских событий рассказал Депутат Госдумы РФ Роберт Шлегель:
В 2012 году Госсекретарь Соединенных Штатов Хиллари Клинтон прибыла в Ереван, в посольстве США провела встречу с представителями гражданского общества и присутствовала на церемонии вручения премий некоторым из них.
В 2013 году Посол США в Армении Джон Хефферн провел поездку по городам Соединенных Штатов, в ходе которой он встречается с лидерами армянской диаспоры, способствует подключению представителей диаспоры к работе властей по упрочению связей Еревана с Западом.
Осенью 2014 года в Ереване прошли массовые антиправительственные митинги, одним из главных организаторов которых стала партия «Процветающая Армения». В «тройку» основных оппозиционных сил также входят партии «Армянский национальный конгресс» (Л.А. Тер-Петросян) и «Наследие» (Р. Ованнисян). Они выступают за проведение внеочередных парламентских и президентских выборов и намерены с этой целью проводить массовые акции протеста.
Две акции протеста, проведенные парламентской оппозицией в октябре, и одна в ноябре 2014 года показали ограниченную поддержку населением «тройки», не сумевшей четко сформулировать единые требования и повестку мероприятий. Оппозиция заявляет, что Армения вступила в Евразийский экономический союз под давлением, поскольку Россия пригрозила пересмотреть свой альянс с Арменией, если последняя подпишет соглашение об ассоциации с ЕС.
Руководитель Хельсинкской ассоциации Аветик Ишханян заявил: «Это [вступление в Таможенный Союз] не был выбор Армении. Президент буквально за один день решил повернуть страну к России. Похожая ситуация позже произошла в Украине. Однако там протестные настроения оказались выше, чем в Армении».
В 2015 году 18 февраля Ереван посетила Виктория Нуланд. При этом на 20 февраля была намечена акция оппозиционных партий «Процветающая Армения», «Армянский национальный конгресс» и «Наследие» на площади Свободы в Ереване.
Бывший чиновник правительства Рональда Рейгана Пол Крейг Роберт: «Цель визита Виктории Нуланд — организация переворота в вашей стране. Цель финансирования НКО в Армении — вывести людей на улицы для переворота и подкуп политиков. У вас планируется такой же переворот, какой был в прошлом году на Украине».
На следующий день после визита Нуланд правительство Армении одобрило продажу каскада Воротанских ГЭС американской компании ContourGlobal на сумму 180 миллионов долларов, что снижает зависимость Армении от российской энергии.
Протесты июня 2015 года были организованы гражданской инициативой «Нет грабежу!» и направлены против роста тарифов на электроэнергию. Участники акции протеста требуют от главы государства признать недействительным решение Комиссии по регулированию общественных услуг Армении от 17 июня, согласно которому, регулятор установил новые тарифы на электроэнергию, поставляемую потребителям компанией «Электрические сети Армении» (ЭСА). Согласно решению, в частности, для населения новый тариф на электроэнергию с 1 августа текущего года будет повышен на 6,93 драма и составит 48,78 драма (5,6 рублей) за кВт/ч.
Параллельно с митингом на площади Свободы в Ереване инициатива «Нет грабежу!» также провела митинг и шествие против повышения тарифа на электроэнергию в Гюмри. Атака на ЗАО «Электрические сети Республики Армения» строится на утверждении о том, что компания накопила огромные долги (250 миллионов долларов) по причине неэффективного менеджмента и хочет переложить свои убытки на плечи налогоплательщика. «Злоупотребления и кражи в ЗАО «Электрические сети РА» происходили по указанию властей Армении либо с их одобрения», — говорится в заявлении Армянского национального конгресса.
То есть основной посыл, который «привязывает» власти Армении к коррупции (также как и на Украине), исходит от Армянского национального конгресса, то есть от Тер-Петросяна.
14 апреля Тер-Петросян встретился с чрезвычайным и полномочным послом США в Армении Ричардом Миллзом. Встреча состоялась по инициативе посла. Спикерами «Нет грабежу!» являются Левон Закарян и Максим Саркисян, которые ранее в политических акциях особо замечены не были. Непосредственно инициатива появилась в медиа в июле 2014 года, когда выступила также против существующей тарифной политики.
Тарифы на электроэнергию в Армении подняли на 16,6%. Новый тариф — 48,78 драм, или 0.1 доллара США. Подняли примерно на 80 копеек. При этом примечательно, что в толпе сразу же появились флаги Евросоюза.
Примечательным стало то, что столь рачительные и бережливые протестующие не смекнули тот факт, что в тех странах постсоветского пространства, которые уже попали в ЕС, тарифы в разы выше.
Да и, как показывает практика, для ставленников США, которые традиционно захватывают власть в государствах после цветных революций, социальная политика стоит далеко не на первом месте.
Очевидно, если зачинщики событий в Ереване добьются своего, тарифы не уменьшатся, а взлетят до небес из-за разрушения работающих связей и поскольку это всегда является условием получения кредитов МВФ. Кроме того, по карманам армянских граждан начнут бить не только коммунальные тарифы, но и цены на все жизненно необходимые товары. Вот пример Украины:
В ночь на 23 июня полиция разогнала протестующих в центре Еревана, применив против них водомёты. 237 участников ереванской акции задержаны, среди них — журналисты «Галы», «Радио Свобода, "News.am" и других СМИ. В отношении задержанных возбуждено уголовное дело по признакам статьи хулиганство. 7 протестующих получили легкие ранения, также пострадали 11 полицейских.
23 июня на площади Свободы собрались около 10 000 человек, а к 22:00 число митингующих достигло 20 000 человек. Были построены баррикады из мусорных баков для обороны от полицейских водомётов в случае повторного разгона демонстрации. Протестующих в Ереване поддержали несколько нынешних и бывших депутатов, а также представители армянского шоу-бизнеса. Политики и деятели культуры встали в живую цепь между полицейскими и демонстрантами на проспекте Баграмяна.
Сейчас все подстрекатели подчёркнуто пишут о мирном характере протеста, выкладывают фотографии детей, играющих с полицейскими, протестующих, прибирающихся на площади, мирно сидящих на земле, даже целующихся.
Традиционно появляется печенье, которое раздаёт девушка в футболке от спонсора.
Но на улицах тем временем вырастают баррикады.
А лозунги протестующих совсем не имеют связи с тарифами.
Да и сами профессиональные подстрекатели оказываются из среды агентов влияния США, активно действующей и в России.
Выводы
Итак, мы увидели, что протесты имеют явные признаки цветной революции, укладывающиеся в полувековую практику демонтажа дружелюбных России режимов. США, кажется, любой ценой хотят видеть Армению не в Евразийском союзе, а в ЕС и НАТО. Также очевидно, что все страны, где такой поворот уже произошёл, испытали на себе потерю независимости, войны, потрясения.
Ситуация в Армении уже зашла слишком далеко, ситуация в любой время может выйти из-под контроля.
Необходимо проводить информационную работу в СМИ и просвещать население в отношении действий США при попытке организации «цветной революции».
Для взятия ситуации под контроль необходимо ввести войска, чтобы взять площадь, проспект Баграмяна и прилегающие здания под контроль, организовать оцепление и кордоны для того, чтобы на площадь нельзя было пронести оружие: холодное, огнестрельное, бутылки с зажигательной смесью и пр. Также нужно запретить пронос продуктов и вход новых участников, разрешать лишь выход. Рано или поздно выйти придётся, из-за усталости, нужды в питании и напитках.
При выходе необходимо проводить установку личностей и составить их список для облегчения последующих следственных действий и профилактических мероприятий с наиболее активными участниками протеста. Также целесообразны обыски участников на выходе для установки связи подстрекателей уличных волнений с иностранными спецслужбами (документы, телефоны, переписка и пр.). В толпе с большой вероятностью могут оказаться и граждане США, и граждане Украины, участники Майдана и геноцида населения Донбасса.
В современном мире неопровержимые доказательства организации США экстремистских акций и их глобальное обнародование становятся условием мировой безопасности.
Роль России и Международного сообщества
События в Армении еще раз показывают необходимость для России выступить с инициативой созыва Международной конференции по противодействию США в организации «цветных революций». Пора начать решать давно назревшую задачу по внесению поправок и дополнений в Резолюцию «Об агрессии», принятую Генеральной ассамблеей ООН 14 декабря 1974 года.
Резолюция позволяет подвести под Определение агрессии не только вооруженные нападения, но и информационные войны, способствующие дестабилизации и развязыванию гражданских войн и государственных переворотов по методикам «цветных революций». Статья 4 настоящей резолюции определяет: «Вышеприведенный перечень актов [вооруженные и близкие им акты] не является исчерпывающим, и Совет Безопасности может определить, что другие акты представляют собой агрессию согласно положениям Устава». Источник: Организация Объединённых Наций. Генеральная ассамблея ООН. РЕЗОЛЮЦИЯ («Об агрессии», от 14 декабря 1974 г.)
Необходимо принятие меморандума, который приравняет страны, участвующие в организации «цветных революций», к странам-агрессорам, а организаторов и стоящих на площадях в ночное время «до победного конца», захватывающих и блокирующих здания и коммуникации — к пособникам международного терроризма. Национальные законодательства должны обеспечить выполнение меморандума путем включения соответствующих норм в уголовное законодательство.
Есть и ещё одно, может быть, довольно радикальное, но, судя по тенденции, в итоге неизбежное решение. Необходимо создать новую организацию безопасности Евразии, Южной Америки и Африки, которая самостоятельно и без согласования с США смогла бы раз и навсегда установить запрет на любую смену власти во входящих в неё государствах, кроме как предусмотренную Конституцией, законом, или всенародным референдумом.
Вооружённый захват власти должен быть признан международным преступлением, а странам-участникам союза следует договориться о праве общим решением стран-союзников вводить международный миротворческий контингент в случае, если командующие вооружёнными силами, не подчиняются законно действующему главе государства и отказываются (или им не удаётся) обеспечить его безопасность и реализацию законных прав. Также ввод миротворческого интернационального контингента возможен в случае, если глава государства и правительство свергнуты и командовать армией назначены члены хунты, как в случае с Украиной. Это же, кстати, станет и инструментом пресечения любых попыток применять армию для геноцида населения, как в случае с ДНР и ЛНР.
Конечно, такие инициативы ещё обсуждать и обсуждать, шлифовать, вырабатывать инструменты реализации. Но то, что в мировой системе безопасности настало время что-то менять — очевидно.
Авторы: Илья Белоус и Юрий Белоус
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас