Утром 18 ноября 1941 года под сильным дождем три танковые бригады 7-й дивизии и 4-я пехотная бригада начали движение на юго-запад (Операция «Крестоносец»
Начало наступления 8-й британской армии
). Британские войска шли на Габр-Салех (95 км на юго-восток от Тобрука) и должны были разбить основные силы Роммеля. Обогнув Эс-Соллум и пройдя около 150 км, англичане вышли в район Габр-Салех к вечеру. Роммель получил известие о вторжении противника только во второй половине дня, поэтому никакой реакции немцев на наступление подвижных сил противника не было. Это спутало карты британцев, которые думали, что противник сразу пойдёт в контратаку, и они его разгромят, получая свободу действий. 19 ноября командир 30-го корпуса Норри решил продолжить наступление на Тобрук. Войска шли в трёх колоннах. К полудню 7-я бронетанковая бригада заняла аэродром у Сиди-Резех. На левом крыле 22-я бронетанковая бригада в районе Бир-Эль-Годи столкнулась с итальянскими танками – 132-й танковой дивизией «Ариете». Британцы подбили и сожгли около 50 итальянских танков, но пройти дальше не смогли. На правом крыле 4-я бронетанковая бригада в районе между Габр-Салех и Сиди-Омаром столкнулась с 5-м танковым полком 21-й танковой дивизии генерала Равенштайна. Во встречном сражении немцы подбили 23 танка противника, потеряв всего 2 машины.
20 ноября Роммель продолжал считать, что это только разведка боем, и ничего серьёзного не происходит. Однако командующий Африканским корпусом Людвиг Крювель считал, что нужно бросить навстречу противнику кулак их двух танковых дивизий – 21-й и 15-й. Вечером Роммель всё же осознал, что британцы действительно начали масштабное наступление. Он приказал итальянскому 21-му корпусу генерала Новарини (штаб в Эль-Адаме) удерживать позиции у Тобрука. В состав 21-го корпуса входили 4 пехотные дивизии: 25-я дивизия «Болонья», 17-я дивизия «Павия», 27-я дивизия «Брешиа» и 10-я дивизия «Тренто». Африканский корпус должен был отразить британское наступление. 90-я лёгкая дивизия поворачивалась фронтом на юго-запад. Итальянский подвижный корпус должен был поддержать атаку Африканского корпуса. Два дня юго-западнее Тобрука шли бои. Немцам пришлось туго, так как гарнизон Тобрука также перешёл в атаку, и гитлеровцы попали в тиски. К 22 ноября британская 7-я бронетанковая дивизия потеряла 2/3 машин. Норри отдал приказ об отходе в ночь с 22 на 23 ноября к Габр-Салех. В это время немецкая 15-я танковая дивизия была направлена в обход противника на запад. Ночью немцы столкнулись с арьергардами противника (4-я бригада и 8-й гусарский полк). При свете автомобильных фар и сигнальных ракет произошла яростная схватка. Один из очевидцев боя отмечал:
Поражение 7-й дивизии
«Немецкие танки вышли на край нашего лагеря, и от осветительных ракет вокруг стало светло как днем. Затем вспыхнули искры: пулеметный огонь, автоматный огонь, разрывы снарядов следовали со всех сторон, и отовсюду на нас устремились стреляющие из автоматов немецкие солдаты».
Англичане были окружены, тех, кто пытался оказать сопротивление, забросали гранатами. Атака оказалась внезапной, и британцы были буквально разгромлены: 50 бронемашин захвачено немцами и 12 – уничтожено! После этого командир корпуса «Африка» направил 15-ю дивизию на юго-запад, чтобы разгромить врага в районе Сиди-Резех. 23 ноября в 15 часов начался штурм Сиди-Резех. Англичане ожесточенно отбивались, но немцы сломили их сопротивление. В результате в течение 5 дней 7-я бронетанковая дивизия была разгромлена. Только немецкий 5-й танковый полк уничтожил 32 танка, 2 бронемашины, 18 зениток, захватили 3 бронемашины, большое количество автотранспорта, 400–500 пленных. Правда, и немецкие подвижные соединения понесли большие потери. Из 279 танков, имевшихся в наличии в корпусе «Африка», на 18 ноября осталось – 107.
Если бы Роммель на этом и остановился, то, видимо, он остался бы победителем в этом сражении. Очевидно, англичане не смогли бы деблокировать Тобрук. Их главная ударная сила – 7-я дивизия, была разгромлена. Однако Роммель решил разбить всю 8-ю английскую армию. Ему подчинили итальянский моторизованный корпус. Немецкие танковые дивизии должны били идти на восток, по караванному пути вдоль побережья, и выйти к границе у Сиди-Омара. Немцы планировали добить британский 30-й корпус, затем войти на египетскую территорию и перехватить коммуникации 13-го корпуса. Роммель считал, что сметёт врага за день!В итоге Роммель переоценил свои силы и недооценил врага. В это время войска 13-го корпуса (2-я новозеландская пехотная дивизия) уже шли на Тобрук. Британцы взяли на границе Капуццо, Эс-Саллум и Мусаид, блокировали Бардию. Вечером 23 ноября британцы были уже у Сиди-Резех. 24-го командир корпуса Крювель пытался отговорить командование от наступления. Но Роммель, находившийся под впечатлением победы, считал, что британцы на последнем издыхании и не способны на сопротивление. Частично Роммель был прав. Британцы были в смятении. Командующий 8-й армии Каннингем, деморализованный разгромом 7-й дивизии, предлагал главнокомандующему Окинлеку дать разрешение на отступление. Окинлек был категорически против. Он считал, что противник на грани полного истощения. Надо продолжить наступление, чтобы враг бросил в бой все оставшиеся силы и истощил запас топлива. После этого немцам пришлось бы отступать, бросив осаду Тобрука. Поэтому Окинлек 26 ноября заменил Каннигема на генерала Нила Ричи.
Контрнаступление Роммеля
Действительно, германо-итальянская группировка испытывала большие проблемы со снабжением. Британцы топили много судов. Немецкие ВВС, ответственные за охрану конвоев, идущих в Африку, испытывали острую нехватку горючего, боеприпасов и запчастей. Грузы, которые всё-таки доходили то Триполи, не могли вовремя перебросить на фронт из-за нехватки автотранспорта и топлива. Роммель просил активнее использовать порты Бенгази, Дерны и Бардии, но безрезультатно. Накануне операции «Крестоносец» положение со снабжением Африканского корпуса ещё более ухудшилась. Кроме того, в отличие от британцев, у немцев практически не было серьёзных резервов. Они смогли отразить первый удар 8-й армии, разбить 7-ю дивизию, но на этом их силы были обескровлены. Пополнений и резервов не было. В 10 часов 30 минут 24 ноября Роммель возглавил рейд подвижных соединений к египетской границе. В 16 часов Роммель и командир 21-й дивизии Равенштайн были на границе в 40 км от побережья. Роммель приказал развить успех, вторгнуться в Египет и захватить плацдарм в районе Хальфайя. Но передовые части просто не смогли идти дальше. Топливо кончилось! Сам немецкий командующий застрял на границе, и не мог вернуться в Ливию. Едва не попал в плен, так как британские войска стояли буквально в ста метрах. Только 25-го Роммель смог вернуться к своим войскам и занимался их сбором. Он приказал командиру 15-й танковой дивизии Нойману-Силкову повернуть на север, на Эс-Саллум. Однако 26 ноября новозеландцы захватили аэродром в Сиди-Резех и несколько важных объектов у Тобрука. Штаб Африканского корпуса приказал 21-й танковой дивизии развернуться и возвращаться к Тобруку. Роммель, поняв, что его поход провалился, также вернулся.
26 ноября 1941 года новозеландцы, пробив оборону немецкой 90-й пехотной дивизии и итальянской дивизии «Триест», установили связь с гарнизоном Тобрука. Роммель и Крювель, не имея свежих войск и резервов, не смогли переломить ситуацию в свою пользу. 29 ноября 21-я танковая дивизия потеряла своего командира (Равенштайн попал в плен) и утратила боеспособность, имея всего 9 танков. 15-я дивизия также была обескровлена. При поддержке итальянского моторизованного корпуса 4 декабря немцы смогли отбить высоту Эль-Дуда и снова замкнуть кольцо окружения Тобрука. Новозеландская дивизия понесла большие потери. Роммель приказывает Африканскому корпусу снова идти к египетской границе, в район Гамбута и Бардии. Однако вскоре немцы столкнулись со свежими британскими силами (бригада новозеландской дивизии и войска 4-й индийской дивизии) и понесли серьёзные потери. Тем временем 1-я южноафриканская дивизия из состава 30-го корпуса развила наступление на Бир-эль-Гоби. Атака южноафриканцев к успеху не привела, по показала угрозу тылу Африканского корпуса. Роммель отдаёт приказ об общем отступлении. 5 декабря танковая группа Роммеля оказалась на грани полного разгрома. Осталось всего 40 танков, и кончались боеприпасы. В последних боях группа потеряла около 4 тыс. человек убитыми и пленными. 14-тысячная группа оказалась в «котле» в районе Бардии и Эс-Саллума. Никаких подкреплений и поставок топлива и боеприпасов в ближайшее время не ожидалось. В итоге германо-итальянское командование решило отвести войска на линию Эль-Газала. Роммель предлагал оставить всю Киренаику, создав новую оборонительную линию южнее Бенгази, у Аджедабьи. Он обвинил в поражении итальянских генералов и обещал увести войска в Тунис.
Отступление «Лиса пустыни»
Отход не обошёлся без сложностей. Немцев сковывали итальянские дивизии, бывшие недостаточно мобильными и быстро впадавшие в панику. У немцев сказывалась нехватка боеприпасов и особенно топлива. Началась эпидемия. Колонны отступающих бомбила британская авиация. Был серьёзно ранен командир 15-й танковой дивизии Нойман-Силков. 9 декабря он умер в госпитале города Дерна. 10 декабря во время налёта погиб командир 90-й дивизии генерал Зюммерман.14 декабря итальянский главнокомандующий Бастико, под давлением германского верховного командования, принял план Роммеля. До 15 декабря немцы сдерживали противника на линии Эль-Газала, в ночь с 16 на 17 декабря отступили дальше. 17 декабря германо-итальянские войска отошли на линию Дерна – Мекили. Боясь обходного маневра, Роммель приказал отходить дальше, к Аджедабье. 19 декабря была оставлена Дерна. Британцы не смогли создать серьёзных препятствий противнику, догнать, блокировать и разгромить германо-итальянскую группировку. 8-я британская армия двигалась медленно, испытывая проблемы со снабжением, особенно топливом. Британцы оторвались от своих баз снабжения, а вражеские были уничтожены или опустошены. Ливни размягчили дороги и не позволяли танкам совершить обходной марш. 24 декабря германо-итальянские войска оставили Бенгази. 25 декабря итальянские войска были в Аджедабье. 26–29 декабря британский 13-й корпус попытался обойти противника с фланга, но был отброшен назад. Немецкие танковые дивизии (41 танк) даже смогли разгромить 22-ю бронетанковую бригаду противника (уничтожено более 70 танков). В ночь с 1 на 2 января 1942 года войска Роммеля стали отходить на линию Эль-Агейла. 2 января уже в глубоком тылу английской армии капитулировала крепость Бардия, осаждённая частями 2-й южноафриканской дивизии. 7 января 1942 года передовые части британцев вышли к Аджедабье. Здесь они остановились, ожидая подкреплений и подвоза боеприпасов. К 13 января, не вступая в бои, германо-итальянские и британские войска закрепились на новых позициях. Таким образом, Роммель и его генералы избежали катастрофы. Отступление на примерно 500 км прошло успешно, при этом было нанесено несколько чувствительных контрударов по британской армии. Однако германо-итальянские войска утратили плацдарм у Египта, уступили Киренаику. Потери были серьёзными – более 38 тыс. человек, то есть около трети всей группировки. Утрачена большая часть оружия и матчасти. Восстановить людские и материальные потери было сложно. Потери английской армии – свыше 17 тыс. человек (около 15 % всей группировки). При этом британцы ещё имели резервы и могли сравнительно легко восполнить потери. Победа 8-й армии вызвала большую радость в Лондоне. Будучи уверенными, что Роммель выведен из строя, британцы стали готовить операцию по захвату Триполитании.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!