В ночь на 15 (27) июня 1865 года началась атака Ташкента. Русские смогли скрытно подобраться к Камеланским воротам, перебили караул, установили лестницы и ворвались в город.
Разгром армии Алимкула
В 1865 году из занятых земель (Разгром Кокандского ханства: Узун-Агачское и Иканское сражения) и Сырдарьинской линии была образована Туркестанская область. Военным губернатором назначили Михаила Черняева. После первой неудачи у Ташкента Черняев, которому было предписано воздержаться от новых попыток взятия города, решил действовать на свой страх и риск, оправдываясь угрозой со стороны Бухарского ханства. Бухарцы претендовали на крупнейший торговый центр региона. Черняев вышел из Чимкента в апреле 1865 года с отрядом 1 800 человек при 12 орудиях. Не имея сил для штурма большого города, генерал решил принудить его к сдаче путём блокады. Отвести воду от Ташкента, перекрыв оросительные каналы, которые идут от реки Чирчик. Для этого русские заняли крепость Ниязбек в 30 верстах от Ташкента. Тем временем правитель Кокандского ханства Алимкул мобилизовал все имеющиеся силы и собрал до 40 тыс. воинов (включая 10 тыс. регулярных войск при 40 пушках). 8 (20) мая 1865 года русский передовой отряд столкнулся с кокандцами на берегу Салара. После упорного боя наши войска смогли отойти. 9 (21) мая Алимкул атаковал лагерь Черняева у Ташкента. Он рассчитывал, что его многочисленные войска окружат и сомнут русских. Однако в ходе активной перестрелки, которая переросла в рукопашную, сказался низкий боевой дух и подготовка «халатников». Ополченцы, которых было большинство в кокандской армии, не выдержали боя и побежали. Алимкул пытался остановить бегущих, начать новую атаку с помощью регулярных войск, но был смертельно ранен. Кокандское воинство разбежалось. Лишь небольшой отряд с раненым Алимкулом скрылся за стенами Ташкента. На следующий день кокандский полководец скончался.
Защитники Ташкента были деморализованы этим разгромом. Поэтому Черняев не спешил и ждал, что город вскоре сам откроет ворота. Однако в городе сторонники перехода под руку Бухары (знать и духовенство) взяли вверх над прорусской партией (торгово-ремесленный посад) и предложили бухарскому эмиру своё подданство. Это ухудшило положение небольшого отряда Черняева. Бухарский эмир собирал большую армию, чтобы выступать на Ташкент и поучаствовать в разделе Кокандского ханства. Черняев перевёл отряд с кокандской дороги с восточной стороны Ташкента на бухарскую (самаркандскую) дорогу на южной стороне. В Сарытюбе был подготовлен опорный пункт. Необходимо было либо брать город, либо уходить. Выжидать больше было нельзя. Черняев принимает рискованное решение: штурм малыми силами мощной крепости, в которой было до 30 тыс. защитников (включая 5 тыс. регулярной пехоты и 10 тыс. конницы) и более 60 пушек. В ночь на 15 (27) июня 1865 года началась атака. Русские смогли скрытно подобраться к Камеланским воротам, перебили караул, установили лестницы и ворвались в город. Застигнутые врасплох кокандцы оказали минимальное сопротивление, стали разбегаться. Захватив ворота, наши солдаты стали их освобождать от завала и открывать, другие заняли близлежащие сады и дома. Отряд Абрамова был направлен к восточным Кокандским воротам, где располагался отряд полковника Краевского. По пути наши войска последовательно взяли штурмом три барбета (артиллерийская позиция), где защищались кокандцы. Решительными ударами противник был разбит и бежал, оружия заклепали сбросили в ров. Абрамов успешно вышел к Кокандским воротам. Услышав в своём тылу крики «ура!» гарнизон ворот бежал в город. Заняв ворота, наши солдаты пошли к Кашгарским воротам. Тем временем Черняев, подтянув к Камеланским воротам резервы, отправил отряд майора Делакроа вслед за Абрамовым. У Камеланских ворот наши войска отбрасывали огнём прибывающие группы противника, занимали новы дома и улицы. Сюда перебросили 5 орудий и открыли огонь по городу. Затем Черняев отправил на помощь Абрамову ещё один отряд подполковника Жемчужникова. Наши войска получили задачу взять цитадель. У Черняева у Камеланских ворот осталось около 200 пехотинцев и полсотни казаков.
«Ташкентский лев»
Отряд Делакроа обнаружил, что барбеты снова заняты подразделениями противника, их пришлось разгонять. Также и отряду Жемчужникова, который шёл следом, также приходилось разгонять разрозненные группы врага. Кокандцы так и не смогли организовать слаженное и сильное сопротивление, их довольно легко рассеивали. Делакроа дошёл до Кокандских ворот и соединился с отрядом Краевского. Жемчужников занял цитадель и в первом часу дня соединился с ними. Эти отряды расположились между Кокандскими и Кашгарскими воротами, ожидая возвращения Абрамова либо, если нужно, оказания ему помощи.Отряд Абрамова (450 человек) продолжил наступление и пошёл к Карасарайским воротам (западная часть города), где русским могли помочь местные жители. Дойдя до Карасарайских ворот, Абрамов свернул в город, чтобы соединиться с остальными отрядами. Путь оказался сложным, пришлось прорываться с боем. Абрамов сумел соединиться с отрядами Краевского, Жемчужникова и Делакроа. Образовался большой отряд – около 900 бойцов. Тем временем Черняев продолжал отбивать натиск кокандцев и разрушать их баррикады. Но его сил было мало, чтобы пройти к центру города, на базар. К нему прибыла делегация от старшин города и купцов, которая изъявила покорность.Однако в центре города оставалось ещё много кокандских войск (до 15 тыс.), которые были готовы продолжить сражение. Русские собрали отряды в кулак у Камеланских ворот, подожгли близлежащие строения и дома, создав огненное препятствие и освещённую полосу, и расположились на отдых. Ночью кокандцы несколько раз пытались выбить наши войска из Ташкента, но были отброшены ружейно-артиллерийским огнем. Утром 16 (28) июня отряд Краевского был направлен взорвать цитадель, по пути русские войска рассеяли несколько групп противника. Выполнив поручение, Краевский вернулся к Камеланским воротам. К Черняеву снова прибыла делегация от горожан, заявила, что Ташкент сдаётся и попросила прекратить огонь. Старейшины сообщили, что своими силами наладят порядок и успокоят разбушевавшуюся чернь, которая сбежалась в город. Кокандцы, которые ещё ночью готовились к последнему бою, в основном разбежались. Многие знатные люди бежали, часть – в Бухарское ханство. 17 (29) июня к Черняеву прибыла ещё более представительная городская делегация и сдала город. В Ташкенте был полный порядок. Черняев с несколькими казаками проехал по городу и посетил несколько именитых ташкентцев. Наши войска потеряли во время штурма 142 человека убитыми и ранеными. Был разгромлен огромный гарнизон – 30 тыс. человек, взято 16 знамен, 63 орудия, большое количество различного оружия и боеприпасов.
Ташкент наш!
Черняев упразднил рабовладение, всех рабов освободили. Остальные законы и традиции были сохранены. Чтобы закрепить город за Россией и отразить нападение бухарцев, русские в августе – октябре 1865 года возвели на левом берегу канала Анхор напротив ворот Коймас (Катаган) новую крепость. Ташкентская крепость господствовала над старым городом и обеспечивала защиту новой части Ташкента. Черняев готовился продолжить кампанию и пойти на Самарканд и Бухару, но военное ведомство и МИД, обеспокоенные самостоятельностью генерал-губернатора и возможными международными осложнениями (особенно со стороны Лондона), отозвали «Ташкентского льва». Пресса прозвала Черняева «Ермаком XIX века». На его место был назначен генерал Дмитрий Романовский, который с успехом продолжил дело Черняева. В августе 1866 года оренбургский генерал-губернатор Н. А. Крыжановский посетил Ташкент и после повторного обращения жителей города с просьбой о вхождении Ташкента в состав России объявил о принятии их в русское подданство. Занятие Ташкента окончательно упрочило наше положение в Средней Азии.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!