80 лет назад японская авиация потопила у побережья Малайзии британский «Отряд Z» адмирала Томаса Филипса в составе линкора «Принс оф Уэлс» и линейного крейсера «Рипалс». Это было тяжелое поражение Англии, которая больше не имела ни в Индийском, ни в Тихом океане крупных боевых кораблей, что привело к быстрому падению Сингапура.Вместе с атакой японцев на Пёрл-Харбор этот бой показал, что крупные надводные корабли без истребительного прикрытия уязвимы против вражеской авиации. Линкоры, которые долгое время правили морями, утратили прежнюю роль. На первое место выходили авианосцы и морская авиация.
Японская Ставка планировала захват Британской Малайи. К началу ноября 1941 года подготовка Малайской операции была завершена. Главной ударной силой была 60-тысячная 25-я армия Томоюки Ямасита. Японцы планировали из Таиланда пройти через перешеек Кра, соединяющий Малаккский полуостров с континентом, и захватить Сингапур. Важнейшей предпосылкой к успеху было завоевание господства в воздухе и на море. Британцы не имели в регионе крупных сил и главные надежды возлагали на укрепления Сингапура, который должен был остановить наступление японцев дальше на юг и запад. Британские сухопутные силы под командованием Артура Персиваля (в основном индийцы, малайцы и австралийцы) насчитывали 88 тыс. человек, ВВС – 158 самолетов. Ошибкой союзников было мнение, что Япония не сможет одновременно атаковать Пёрл-Харбор, Гуам, Филиппины, Гонконг, Таиланд и Сингапур. Британское командование решило усилить свои ВМС на Дальнем Востоке. 2 декабря 1941 года в Сингапур прибыло «Соединение Z» – линейный корабль «Принс оф Уэлс» (отметившийся участием в сражении с германским «Бисмарком») и линейный крейсер «Рипалс».
Общая ситуация
Японская разведка обнаружила британские корабли уже в Индийском океане в конце ноября. Японцы считали, что в Сингапур пришли новейший «Кинг Георг V» и быстроходный крейсер «Рипалс». Их появление стало неприятным сюрпризом для японцев, так как усиливало британскую оборону Малайи и Сингапура. Японской 2-й флот имел преимущество (2 линкора, 2 тяжелых и 2 лёгких крейсера, 10 эсминцев), но английские корабли были мощнее и быстрее. Поэтому японское командование спешно усиливает ВВС в Индокитае. С начала декабря японская авиация проводит ежедневное патрулирование вод вокруг Французского Индокитая, Малайи и Борнео. В первую очередь японцев интересовали британские линкоры.
8 декабря 1941 года японские войска одновременно начали вторжение в Таиланд и Малайю. 15-я армия Сёдзиро Иида вторглась в Таиланд. Тайский диктатор Плек Пибунсонграм считался союзником Японии, получив при её поддержке часть Лаоса и Камбоджи (Французский Индокитай). Однако он вёл тайные переговоры с Англией и США. Поэтому командующий Южной группой армий Тэраути Хисаити принял решение высадить морские и воздушные десанты в Таиланде независимо от того, как будет себя вести тайское правительство. Тайская армия оказала незначительное сопротивление, и уже 8 декабря глава Таиланда приказал его прекратить. Японцы получили возможность использовать территорию Таиланда как плацдарм для вторжения в Малайю. Южный Таиланд как базу стала использовать японская авиация. Вскоре Таиланд стал официальным союзником Японии. Это было неприятным известием для англичан, которые надеялись, что сопротивление Таиланда задержит японцев и даст им время для укрепления обороны Малайи.
Японское вторжение в Таиланд и Малайю
Утром 8 декабря японские десанты начались высадку и в Малайе. Первый отряд был высажен в районе Кота-Бару. В это же время японские самолёты атаковали британские аэродромы. Авиационную поддержку японской 25-й армии оказывала 3-я авиационная группа – более 450 самолетов. За два дня японцы уничтожили от трети до половины британских самолетов, оставшиеся были перебазированы в Сингапур. Английские войска почти лишились поддержки с воздуха. Утром 10 декабря японские войска вторглись в Малайю уже из Таиланда. Японцы наступали по двум направлениям – вдоль восточного и западного побережья, и быстро шли на юг через джунгли. Британцы отходили вдоль западного побережья в южную часть полуострова, в провинцию Джохор, надеясь там создать прочную оборону. Они пытались сдерживать противника с помощью завалов на дорогах, но японцы их преодолевали с помощью танков и артиллерии либо обходили с флангов.
Когда японцы высадились в Малайе, командующий британским Дальневосточным флотом адмирал Томас Филлипс вернулся из Манилы. В филиппинской столице прошло военное совещание, в котором участвовали главнокомандующий американскими силами на Дальнем Востоке Дуглас Макартур и командующий Азиатским флотом США, который теперь базировался на Филиппинских островах (ранее базировался в китайских портах), адмирал Томас Харт. Союзники так и не смогли выработать общий план действий. Американцы не имели точных указаний из Вашингтона. До атаки на Пёрл-Харбор в Вашингтоне ещё имели надежду договориться с японцами. В результате американский флот ограничился разведкой. Поэтому союзники – США, Британия и Голландия, которые имели в регионе крупные военно-морские силы (2 линкора, 12 крейсеров, 25 эсминцев, 50 субмарин и десятки малых судов), не сумели сконцентрировать силы для отпора врагу. Вернувшись в Сингапур и получив известие о вторжении противника, Филлипс весь день провёл на заседаниях. Британское командование было в растерянности: их свобода действия была ограничена, а указаний из Лондона не было. От американцев поддержки теперь не ждали (разгром Пёрл-Харбор), авиационное прикрытие было слабым. Однако Филлипс, который был одним из самых молодых полных адмиралов Королевского флота и одним из самых молодых главнокомандующих, был полон решимости ударить по противнику. Адмирал считал, что надо действовать, даже на свой страх и риск, атаковать неприятеля и сорвать его наступление.
Поход «Соединения Z»
Вечером 8 декабря «Отряд Z» в составе «Принца Уэльского», «Рипалса» и 4 эсминцев (Electra, Express, Vampire, и Tenedos) покинул Сингапур и взял курс на север к Сингоре. Филлипс запросил авиацию: сможет ли она провести разведку утром 9 декабря, обеспечить воздушное прикрытие 10-го. Командование ВВС обещало только первое. Радиус действия британских истребителей не позволял действовать у Сингоры. А наиболее выдвинутые на север аэродромы были уже под ударами противника. Но адмирал решил, что сможет обойтись и без авиации. Главнокомандующий надеялся на погоду, что низкая облачность скроет корабли от вражеской авиации. Кроме того, британцы недооценивали противника, ожидая, что в худшем случае их атакуют обычные бомбардировщики, которые не смогут причинить линкорам большого вреда. Весь день 9 декабря корабли шли на север. Когда отряд почти дошёл до Сингоры, адмирал приказал вернуться. Корабли повернули на юг. В полночь была получена телеграмма из Сингапура, что враг высадился в Куантане. Отряд проходил широту этого города. Кораблям оставалось около 8 часов хода до Сингапура и почти столько же до Куантана. Филлипс решил, что сможет добиться внезапности и ударить по врагу. Эскадра повернула к Куантану. В Сингапуре об этом не знали, и истребители, которые должны были встретить отряд, остались на земле. Когда британские корабли повернули к Куантану, их обнаружили японские субмарины. Одна подлодка ночью выпустила несколько торпед, но промахнулась. Англичане даже этого не заметили и продолжали роковой поход, уверенные, что их не ждут. Утром англичане направили к берегу два самолёта-разведчика, они сообщили, что японцев в Куантане нет. Отряд повернул на север, затем – на восток. Около 10 часов 10 декабря пришло сообщение от эсминца «Тенедос», который был отправлен в Сингапур, что корабль атакован японскими самолетами. Эсминец смог уклониться от всех бомб. Израсходовав боезапас, японцы вернулись на базу.
Армейская авиация не могла эффективно бороться с британским флотом и ВВС. А они представляли большую угрозу армейским транспортам, которые перебрасывали войска из Индонезии в Таиланд и Малайю. Поэтому главную роль в борьбе с вражеским флотом должна была сыграть морская авиация. В это время основная японская авиабаза располагалась в районе Сайгона. Там было размещено два авиакорпуса 22-й воздушной флотилии контр-адмирала Садаити Мацунага: «Гэндзан» и «Михоро». На вооружение каждого авиакорпуса было 48 бомбардировщиков-торпедоносцев Mitsubishi G3M (ДБ-96). Бомбардировщиков прикрывали 36 истребителей. Дополнительно в Индокитай перевели 27 бомбардировщиков авиакорпуса «Каноя». 7 декабря 1941 года японские самолеты были подняты для бомбардировки Сингапура, но из-за плохой погоды вернулись назад. 9 декабря японская авиаразведка сообщила, что британские линкоры находятся ещё в Сингапурской гавани. Японцы стали готовить авиационное нападение на Сингапур. Позднее пришло противоположное донесение от подводной лодки, что вражеские корабли обнаружены в море и идут на север. Это несколько смутило японское командование, но в целом решение о воздушной атаке осталось в силе. Вечером 9-го торпедоносцы вылетели на поиски противника: не зная его координат и расположения своих кораблей. Уже в темноте один из самолётов сообщил, что обнаружил противника. Но это оказался свой крейсер. Ночью самолеты вернулись на базу. Утром 10 декабря японские разведчики (11 машин) были отправлены на поиски английских кораблей. С 7 часов 35 минут по 9 часов 30 минут в воздух поднялись 52 торпедоносца ДБ-96 и «Тип 1» («Мицубиси» G4M), вооруженные торпедами, ещё 34 самолета ДБ-96 были вооружены бомбами. К 10 часам противник обнаружен не был, самолеты использовали большую часть топлива. Один самолет из-за проблем с мотором вернулся на базу. Японцы обнаружили один корабль (британский эсминец), атаковали, но успеха не добились.
Действия японцев
В начале 11 часов японцы обнаружили «Соединение Z». Первые 9 самолетов атаковали корабли. В 11 часов 13 минут ПВО кораблей начало отражать атаку. Из 9-ти сброшенных 250-кг бомб одна попала в линейный крейсер и поразила корму. Была уничтожена катапульта для запуска самолёта-разведчика. Несколько японских самолетов были повреждены. Около 11 часов 35 минут атаковала вторая волна японских самолетов. По японским сообщениям (по опросу лётчиков): крейсер атаковало 43 самолета. Бомбардировщики – сбрасывали на корабли бомбы, торпедоносцы – атаковали с небольшой высоты. Авиакорпус «Гэндзан» сбросил 7 торпед, из них 4 попали в цель; корпус «Каноя» – сброшено 20 торпед, попало – около 10; корпус «Михоро» – сброшено 7 торпед, попали – 4, также попала 1 бомба из 8. Линкор «Принц Уэльский» атаковало 15 самолетов: торпедоносцы корпуса «Гэндзан» сбросили 9 торпед, попали – 4; 6 самолетов «Каноя» добились 6 попаданий; 11 бомбардировщиков «Михоро» сбросили 14 бомб, попала только одна. Ещё 9 самолетов «Михоро» сбросили 18 бомб, но мимо. Британцы сбили три самолёта. По английским данным, ситуация была иной. «Рипалс» вообще уклонился от всех торпед. В «Принц Уэльский» попало 2–3 торпеды в левый борт. Но повреждения были тяжелыми: выход из строя рулевого устройства и двух гребных винтов, затопление поста энергетики и живучести, одного котельного и одного машинного отделений. Это вызвало падение скорости до 15 узлов, а выход из строя электрики большей части корабля сделал невозможным использование большей части зенитной артиллерии. В результате вторая атака стало роковой для «Принца Уэльского». Новейший линкор превращался в груду металлолома.
Бой у Куантана
В 11 часов 56 минут началась атака третьей волны – группа по 9 торпедоносцев и 9 бомбардировщиков. Тяжелый крейсер снова смог уклониться, но одна торпеда попала в цель. Около 12 часов 23 минут началась новая атака. Линкор получил две торпеды в нос и две – в корму. «Рипалс» получил 3 торпеды в левый бок, одну – в правый. Линейный крейсер потерял управление, самопроизвольно сделал резкий разворот на 90 градусов и быстро затонул. Эсминцы сопровождения спасли 796 человек, погибло 513. Японские самолеты атаковали эсминцы, но попаданий не добились. Линкор ещё некоторое время двигался, но затем стал сильно крениться и в 13 часов 20 минут затонул. Эсминцы подняли 1 285 человек, 327 погибло. Среди погибших был адмирал Филлипс и командир линкора капитал Джон Лич. Капитана «Рипалса» Теннанта удалось спасти. Только около 14 часов в зоне сражения появились британские истребители. Адмирал Филлипс запросил воздушной поддержки в начале сражения. Помощь ему обещали, но было уже поздно. Хотя поддержка английских истребителей могла сорвать атаку японских бомбардировщиков, либо значительно ослабить её. Эсминцы ушли в Сингапур.
Британское командование в ходе плохо спланированной и проведённой операции лишилось в Юго-Восточной Азии самых мощных кораблей, которые могли противостоять японским ВМС у берегов Малайи, сдерживая наступление противника. Это стало одной из предпосылок быстрого падения Сингапура и потери Малайи. Британский премьер Черчилль оценил эти события, как самый тяжелый удар за всю войну. При этом японские ВВС заплатили за уничтожение двух мощных линейных кораблей поразительно малую цену – потеряно всего 3 самолета. Это сражение стало тяжелым уроком для союзников и показало возросшие возможности авиации по уничтожению крупных надводных кораблей. Японские лётчики продемонстрировали хорошую подготовку, совершали одновременные атаки с разных направлений, умело использовали радиосвязь, координируя свои действия. С британской стороны выявились ошибки командования, которое вывело в море корабли без знания общей ситуации, без истребительного прикрытия, недооценивая ВВС противника, со слабой противовоздушной обороной крупных кораблей. Этот бой показал, что эпоха линкоров, как ведущих кораблей на море, ушла в прошлое. Впервые целые крупные боевые корабли, имеющие свободу манёвра, были потоплены в открытом море. В итоге Пёрл-Харбор и сражение у Куантана заставили США и Британию направить усилия на строительство авианосцев, развитие морской авиации. Развивалась тактика ударной морской авиации. Одновременно усиливалась корабельная ПВО.