Каким бы страшным ни было ядерное оружие, с момента его появления не было ни одной крупной войны между имевшими его державами - существует страх гарантированного уничтожения всех и вся. В пике своей мощи Советский Союз имел свыше 40000 ядерных боеприпасов различной мощности, а США чуть больше 30000. Затем появились договоры о сокращении стратегических наступательных вооружений, которые отрегулировали ситуацию и на данный момент у России и США имеется до 2000 единиц у каждой стороны.
Но есть одно большое НО – ядерное оружие бывает не только стратегическое, но и тактическое – это ЯО пониженной мощности, как принято считать. Но и у этой медали есть другая сторона – на данный момент четких договорённостей по поводу различия между этими двумя видами боеприпасов нет, поэтому точно о мощности имеющихся тактических ядерных боеприпасов знают лишь люди, работающие с ними. И еще одна интересная деталь – ТЯО не идёт в счёт договора СНВ-3 и страны могут иметь его столько, сколько считают нужным.
Таким образом, после развала СССР американцы начали активно снижать число этих боеприпасов и довели их до около 500 единиц, причём 200 из которых они хранят в Европе в виде свободнопадающих бомб. В России же поступили наоборот – несмотря на тяжелейшую ситуацию в экономике, мы пилить эти боеприпасы не стали и на данный момент их число превышает 2000 единиц минимум.
Источник: politonline.ru. Красные детали - свободнопадающие ядерные бомбы В61.
Однако это не предел и многие эксперты считают, что их число более 4000 тысяч и приближается к 5000 – причин тому много. Во-первых, необходимость сократить отставание от американского флота – так как на данный момент количество кораблей, оснащенных пусковыми установками 3С14 с крылатыми ракетами «Калибр», «Оникс» и перспективный «Циркон», всё еще недостаточно для гарантированной победы в морском бою. Следовательно, какое-то количество этих ракет будет с ядерной «начинкой». Во-вторых, многие системы ПВО/ПРО имеют в своих арсеналах так называемые СБЧ, или в расшифровке специальная боевая часть. Они предназначены для противодействия групповым целям или боевым блокам баллистических ракет, когда нет времени разбираться ложная летит цель или же реальная. Невольно вспоминается возможность комплексов семейства С-300 и С-400 бить по наземным целям с помощью введения заранее заложенных координат сухопутных объектов.
Источник: U.S. Department of Defense. Классический пример ТЯО в виде боеприпаса для крупнокалиберной артиллерии.
Американцы же склоняются к тому, что у нас этих боеприпасов около 2000. Недавно, во время слушаний в конгрессе США (а точнее сказать показаний, так как они считают эту проблему весомой) главком Северного командования Терренс О'Шонесси зачитывал доклад о катастрофическом отставании в численности тактического ядерного оружия США от русских арсеналов. По мнению высокопоставленного военного это может сыграть решающую роль в будущих конфликтах. Во время этих чтений он как раз и доложил о количестве ТЯО в более чем 2000 единиц. Причём довольно чётко акцентировал, что подобным боеприпасом могут оснащаться практически все современные крылатые ракеты армии России, включая запрещенные, по их мнению, 9М729, что не идёт ни в какое сравнение с их свободнопадающими бомбами.
Источник: Ploughshares.org. Хранилище ТЯО.
В целом, подобное преимущество России в ядерном оружии не является чем-то неожиданным – в нашей стране делают на него огромную ставку и это чётко прослеживается во всех образцах вооружений последних лет.