Сергей ЧЕБАН
Ситуация вокруг республики накаляется: теракты в приднестровском регионе и воинственные заявления со стороны Москвы и Киева указывают на все более активное втягивание Молдовы в конфликт
Военная ситуация в Украине продолжает медленно сваливаться в очередную фазу ожесточённого противостояния. Основным эпицентром боевых действий, как утверждают эксперты, станет донбасский регион, где сконцентрированы основные силы двух противоборствующих сторон. Москва продолжает уже практически в ежедневном режиме наносить ракетные удары по критической инфраструктуре Украины.
В течение последних нескольких недель мы все уже как-то свыклись с мыслью, что театр боевых действий находится на значительном отдалении и вероятность приближения фронта к нашим границам не столь велика. Однако заявления о стратегических целях следующего этапа военного вторжения России на территорию Украины, а именно желание взять под контроль всё причерноморское побережье с выходом на Приднестровье, прозвучавшие из уст одного из высокопоставленных российских военных, вновь поместили нашу страну в зону риска.
За этим последовали самые разные комментарии, в том числе из Госдумы, намекающие на возможное признание приднестровского региона. Это не могло не остаться без внимания официальных властей, поэтому российский посол в Молдове был вызван уже второй раз на минувшей неделе в МИДЕИ для дачи пояснений и требований выразить позицию Москвы по поводу приднестровского урегулирования.
После серии неоднозначных высказываний российских военных и депутатов вчера МИД России попытался «понизить градус», заявив, что решение приднестровского конфликта должно быть достигнуто «при условии уважения к территориальной целостности Молдовы и особого статуса для левобережного региона». Там подтвердили и то, что в Москве не усматривают никаких рисков эскалации ситуации в Приднестровье и угрозы своим гражданам в регионе.
Правда, вскоре оказалось, что российский МИД в своих оценках был излишне оптимистичен. Вчера вечером в Тирасполе произошёл неприятный инцидент, когда неизвестные произвели выстрелы из гранатомётов по зданию местной спецслужбы. Затем, ближе к ночи (как сегодня мы узнали из заявлений администрации региона), подверглась атаке воинская часть в приднестровском селе Парканы. А уже этим утром появились сообщения о взрывах на радиовышках в селе Маяк. Ответов на вопрос, кто и с какой целью осуществил эти провокации, нет, однако в скором времени станет понятным, стало ли это поводом для принятия решений на внешнем уровне (расконсервирование тираспольского аэродрома, усиление миротворческого контингента) или исключительно для внутренних мер, а именно введения военного положения и комендантского часа.
Некоторые специалисты сочли заявления российского командования вкупе с произошедшими терактами в качестве возможного основания для обострения ситуации вокруг левобережья Днестра, которое может рассматриваться в Киеве в качестве разменной монеты. Поэтому заявления со стороны украинского президента не заставили себя ждать. В ответ на вопрос, может ли случится новый Мариуполь в Одессе, Владимир Зеленский подтвердил вероятность такого сценария, отметив, что у Кремля есть планы коридора до Молдовы, поэтому он не верит в то, что российские войска остановятся только на украинской территории.
Видимо, с этим связаны последовавшие за этим попытки украинских представителей «прощупать молдавскую почву». По мнению одного из депутатов Верховной Рады Украины Романа Костенко, в настоящее время, пока ещё условия располагают, Кишинёв мог бы воспользоваться ситуацией и вернуть себе Приднестровье. Очевидно, что молдавской армии самостоятельно решить такую задачу не под силу, поэтому, по словам народного избранника, если в адрес правительства поступит подобная просьба, то украинская армия окажет помощь.
Параллельно с этим в социальных сетях и отдельных медиа стали активно забрасываться сведения о том, что на территорию Румынии перебрасываются польские войска для создания отдельной ударной группировки. Для Бухареста и Кишинёва приближение российских военных соединений к границам, как уже не раз было сказано, является стратегической угрозой. Поэтому чисто теоретически не стоит исключать, что поражение украинской армии может стать поводом для выхода интернационального контингента на территории исторической Бессарабии навстречу российским войскам, чтобы удержать линию фронта на максимально безопасном расстоянии.
Тот факт, что Россия объявила свои цели, которые вплотную подбираются к границам нашей страны, не должно никого удивлять – это было известно и ранее. Можно вспомнить пресловутую карту Лукашенко, которую он демонстрировал в ходе одного из совещаний, и ту самую стрелку, указывающую в сторону Молдовы с моря. Поэтому перед нашим руководством продолжает стоять вопрос, какой сценарный вариант нам избрать на случай радикального изменения ситуации в одесском регионе.
Несмотря на то, что внешне на обоих берегах Днестра сохраняется привычный ритм мирной жизни, в плане безопасности все военно-силовые подразделения находятся в режиме военной готовности. Очевидно, что обычные граждане не желают какого-либо конфликтного развития событий и открытия дополнительного «молдавского фронта» в российско-украинском противостоянии. Другой вопрос, какие настроения у наших политических элит, которые находятся под значительным давлением текущих обстоятельств.
Понятно, что коридор возможных действий руководства страны постоянно сужается, но военная авантюра, в которую пытаются втянуть Молдову (при всех выгодах окончательной реинтеграции страны), может впоследствии обернуться катастрофическими последствиями не только для территориальной целостности, но и существующей внутриполитической конфигурации, а также проевропейского внешнеполитического курса. Поэтому властям следовало бы быть более аккуратными и хорошо всё взвесить перед тем, как принимать какие-либо резкие решения.
Насколько заслуживают доверия заявления российского МИД об уважении чье-либо территориальной целостности решать, конечно же, нашим властям. Всё же в этот непростой период подобные заверения не прибавляют уверенности, а напротив способны усыпить бдительность. Молдова не обладает хоть каким-либо значимым военным потенциалом и даже в случае поставок качественного современного вооружения вряд ли сможет долго противостоять военному вторжению. Поэтому политико-дипломатический путь при всех его слабостях и минусах остаётся пока наиболее оптимальным из возможных способов, который может уберечь Молдову от разрушительных и трагических событий.
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас