Правы те, кто говорит, что 25 февраля 2015 года на Украине запомнят надолго. Возможно, эта дата войдет в современную историю Незалежной как день, когда гривна совершила национальное предательство. Возможно — как день, когда власти страны окончательно расписались в собственной беспомощности. Возможно — как день, когда коварный и злобный президент России Владимир Путин, «подкравшись незаметно», таки уронил курс украинской валюты. Скорее всего, он увеличил число своих агентов, расшатывающих гривну — с 200 в сентябре прошлого года до 400 или даже 1000. И гривна пала...
Разумные люди задаются, впрочем, не вопросом, почему так вышло, а вопросом, почему так не вышло раньше? Как валюте страны, находящейся в состоянии гражданской войны, удавалось столько времени избегать обвальной девальвации? И почему гривна рухнула чуть ли не сразу же после празднования годовщины «революции гидности», в ситуации, когда, казалось бы, народ Украины должен быть переживать национальный подъем и чувство единения?
Обратимся к высказываниям человека, который по воле президента и в соответствии с занимаемой должностью отвечает за стабильность искомой денежной единицы. Что сказала буквально вчера глава НБУ Валерия Гонтарева, комментируя полный гривневый песец? "Фундаментальных причин для такого стремительного падения курса гривны нет, - сказала она. - Все эти движения связаны с иррациональным поведением рынка, который больше движим страхами, чем пониманием того, что происходит на рынке",
Высоколобые экономисты тут же высмеяли «гламурную блондинко»: как это нет фундаментальных причин, когда для поддержания хотя бы относительно стабильного курса гривны не осталось золотовалютных резервов в необходимых объемах? Как это — нет причин, когда из страны не то, что бегут, а на всех парах несутся капиталы, потому что много им радости оставаться там, где звучат выстрелы, льется кровь, и любую собственность могут отжать, невзирая на пол, возраст, национальное происхождение и гражданство ее владельца? Как это — нет причин, когда парализована промышленность, на 20-30% (по официальным данным) сократился экспорт украинских товаров? И как это, в конце-то концов, нет причин, когда Украина растоптала за год торговые связи с Россией, а новыми торговыми связями не обзавелась, ибо никто, как выяснилось, ни на каких других рынках сбыта не ждал ее с распростертыми объятьями, нетерпеливо теребя в руках доллары и евро, чтобы выложить их за украинские товары?
Конечно, объективных причин масса, но надо сказать, что Гонтарева в чем-то права. Налицо иррациональное поведение рынка — то есть, воздействие чисто психологического фактора. Чтобы понять это, давайте обратимся к историческим примерам — когда, и в каких ситуациях обвально падали курсы других мировых валют, например, немецкой марки в начале 20-ых годов и российского рубля в конце 90-ых.
Если мы возьмем знаменитую немецкую девальвацию, то все, наверное, вспомнят жуткие истории о том, как искомые марки выпускались в рулонах, напоминающих туалетную бумагу. И что люди, заняв очередь, скажем, за баварскими сосисками, через полчаса выходили из нее, понимая, что имеющегося у них на руках «рулона» все равно не хватит даже на шкурку от заветного продукта питания. А началось все это после того, как Германия подписала позорный и страшно обременительный для нее Версальский мир, и в полной мере осознала, что ее «кинули» не только державы-победительницы, но и собственное правительство. С чем, как говорится, ее и поздравляем.
Россия в конце 90-ых годов столкнулась с примерно схожей ситуацией. В 1996 году она подписала «Хасавюртский мир», по которому фактически отказалась от своего суверенитета над Республикой Ичкерия. Через два года после этого она поняла то же самое, что и Германия к 20-21-ым годам: война закончилась, а мир не наступил. И россияне испытывали к тогдашнему правительству страны то же «высокое доверие», балансирующее где-то вокруг нулевой отметки, что и немцы - к тем, кто правил ими в начале 20-ых годов.
Теперь, что называется, переложите все вышесказанное на современную Украину: Порошенко может сколько угодно говорить, что Минск-2 - грандиозная победа едино-незалежной. Кстати, изнасилованная женщина, уж извините за грубое сравнение, тоже может говорит, что она отдалась по доброй воли - и, как ни странным это может показаться, судебная практика показывает, что многие жертвы насилия ведут себя как раз таким образом. Но обмануть они могут только себя, а Порошенко может втирать свою легенду разве что близкому кругу люзоблюдов. Народ, каким бы оболваненным и одурманенным он ни был, на этот счет на мякине не проведешь...
К чему, собственно говоря, я веду? А к тому, что в такие «минуты жизни трудные», национальная валюта становится не просто расчетной единицей, а мерилом доверия или недоверия людей к правителям. И доказательством этому может служить события декабря прошлого года. Рубль, как все хорошо помнят, резво бежал вниз — в принципе, почти так же резво, как бежит сейчас гривна. Но в какой-то момент «вышел» президент страны и сказал: ребята, все будет нормально — да, атака, да спекулянты, да, санкции, да, падение цен на нефть, но мы выстоим. Поскольку народ ему безусловно доверял и доверяет, панический сброс рублей быстро сошел на нет. Ну, конечно, чисто технически этому еще помогли и меры, предпринятые ЦБ и Минфином, но, на мой взгляд, вот именно, что технически. А глобально все «уперлось» в извечный русский вопрос - «ты мне доверяешь?».
Возможен ли такой поворот событий на Украине? - Увы, нет (увы — потому, что, как правильно говорят умные люди, падение курса национальной валюты и гиперинфляция — это всегда налог на бедных, на тех, кто наименее социально защищен). Кто может выйти на экраны телевизоров и со спокойной улыбкой несколькими словами утихомирить бушующие валютные волны? Президент Петр Порошенко, все более даже внешне напоминающий Бориса Ельцина? Премьер-министр Арсений Яценюк, чья двухдневная небритость, по-видимому, призвана символизировать мужественность, которой у него явный дефицит? Вышеупомянутая гламурная блондинка Валерия Гонтарева, неспособная поставить на место не то, что гривну, но даже политический мыльный пузырь в лице Олега Ляшко? Невнятная Наталья Яресько, которую на Украине никто не знает, а если и знает, то воспринимает как некий чужеродный предмет?
Подведем итог. На Украине не валютный кризис, а кризис власти, или даже точнее, кризис личности во власти. Ну, нет ее, этой самой личности, хоть все глаза высмотри. Городничий в "Ревизоре" говорил, что он видит свиные рыла вместо лиц, а тут впору сказать, что видишь пустоту. Падение гривны — всего лишь одно из последствий этого. Но все же, если бы меня спросили, кого из нынешней политической элиты Украины следовало бы выпустить на экран в качестве доктора Кашперовского, я бы не задумываясь ответила — конечно, Игоря Коломойского. Не факт, что он успокоит смятенные умы украинцев, но, по крайней мере, несколько диверсифицирует своим видом их национальные фобии. Что тоже неплохо — говорят же умные люди, что не надо класть в одну корзину все яйца...
PS. И, как это обычно, уж раз песец пришел, то он своим полным телом уверенно накрывает все вокруг. В пятницу стало известно, что Нафтогаз перевел Газпрому 15 млн долларов. Да простит меня уважаемый Александр Зубченко за наглый плагиат, но это ни разу, сука, не смешно. Так, наверное, Родион Раскольников перед своим предпоследним визитом к старухе-процентщице наскребал в карманах медяки, чтобы хоть немного уменьшить свой долг. Ну, а каким был его последний визит к ней, подробно описано во всем известном романе Федора Михайловича Достоевского.
Конечно, старуха в данном случае совсем не старуха, к тому же, в отличие от новоявленного чахлого Родиона вооружена она отнюдь не топором, а высокоточным оружием. Но ждать от окончательно запутавшего в долгах заемщика можно чего угодно. Кроме поступков, продиктованных здравым смыслом.
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас