Военное строительство в нашей стране после достаточно длительного и болезненного периода спада все увереннее набирает свои обороты. Сегодня мы можем говорить уже не только о преодолении негативных процессов в отдельных вопросах военного строительства, но и о первых успешных шагах в реализации новых направлений обеспечения военной безопасности. Одним из таких направлений является создание системы воздушно-космической обороны (ВКО) Российской Федерации. Ее необходимость обусловлена прежде всего совершенствованием средств воздушно-космического нападения (СВКН), массовым развитием и принятием на вооружение высокоточного оружия (в том числе крылатых ракет), разработкой гиперзвуковых технологий и, как результат, превращением воздушного и космического пространства в единую сферу вооруженной борьбы. Беспрецедентное усиление рисков и потенциальных угроз, исходящих из воздушно-космического пространства, сегодня является неоспоримым фактом.
КОНЦЕПЦИЯ ВКО
Для создания полноценной системы ВКО в России разработана и одобрена президентом страны Концепция воздушно-космической обороны Российской Федерации. Ее положения, получившие свое дальнейшее развитие в Указе президента Российской Федерации 2012 года, определили роль, место, задачи, принципы, основные направления и этапы развития воздушно-космической обороны, общие организационные принципы ее построения.
Что касается задач ВКО, то они сформулированы следующим образом:
– задачи, решаемые в интересах реализации стратегического ядерного сдерживания;
– задачи, решаемые в интересах охраны государственной границы в воздушном пространстве Российской Федерации, контроля порядка использования воздушного пространства Российской Федерации и пресечения нарушений его использования, а также контроля космического пространства;
– задачи, решаемые в интересах борьбы с воздушно-космическим противником в ходе военных конфликтов различного масштаба.
Решение всех трех групп задач имеет стратегическую важность для современной России. Не случайно вопросы создания системы воздушно-космической обороны привлекают широкое внимание многих специалистов и просто думающих людей.
Будучи председателем Военно-промышленной комиссии при правительстве Российской Федерации, непосредственно занимаясь решением проблем технического оснащения Вооруженных сил, подтверждаю, что именно создание технической основы является главным условием создания перспективной системы воздушно-космической обороны и наиболее ресурсоемкой составляющей ее строительства. Это становится понятным из простого анализа технического состояния вооружения и боевых возможностей существующих группировок войск (сил) Российской Федерации, решающих задачи ВКО в настоящее время.
НАРАЩИВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
К сожалению, наши возможности по решению задач ВКО до последнего времени были ограничены. Особое беспокойство вызывало состояние информационных систем, обеспечивающих предупреждение о ракетном нападении и осуществляющих радиолокационную разведку воздушного пространства.
Не могло нас устраивать и состояние «огневых» систем ВКО, призванных решать задачи борьбы с воздушно-космическим противником. Здесь, как и в средствах разведки, имело место неудовлетворительное техническое состояние определенной части вооружения вследствие выработки им установленного ресурса, а также низкая доля современных образцов, обеспечивающих эффективное противоборство со всеми типами средств воздушно-космического нападения вероятного противника.
Анализ действий государств НАТО, которые буквально расстреляли высокоточным оружием сначала Югославию, а затем Ирак и Ливию, не дав при этом ни одного шанса на непосредственный контакт своих вооруженных сил с воинскими формированиями стран-жертв, оказавшихся неспособными противостоять нападению традиционными средствами противовоздушной обороны (ПВО), послужил причиной принятия политическим и военным руководством России решения форсированно развивать потенциал сдерживания новых воздушно-космических угроз.
Разумеется, разрыв между возможностями СВКН и ПВО/ВКО надо было срочно ликвидировать, поскольку брешь в технической основе обороны является серьезным источником угрозы военной и в целом национальной безопасности.
Повторю: речь идет не столько о совершенствовании организационных структур, сколько об опережающем развитии техники, способной вести борьбу со всеми типами современных и перспективных СВКН. Ведь главная проблема не в «рассадке» должностных лиц, а в разработке перспективной технической основы.
Любое отставание технической основы воздушно-космической обороны от развития СВКН может привести к ситуации конца 40-х – начала 50-х годов прошлого века, когда самолеты-разведчики США и других стран НАТО многократно и безнаказанно вторгались в воздушное пространство СССР, а специалисты Пентагона вели детальную проработку планов по ядерной бомбардировке крупнейших городов Советского Союза.
В то время у СССР не было эффективных средств уничтожения высотных и скоростных самолетов противника.
Осознавая масштабы надвигающейся опасности, руководство СССР в свое время приняло энергичные и достаточно эффективные меры по укреплению своей противовоздушной обороны. До сих пор не могут не впечатлять предельно сжатые сроки создания принципиально нового вооружения – зенитных ракетных систем, сверхзвуковых истребителей-перехватчиков, а также радиолокационных станций. Уже в 1955 году была принята на вооружение система С-25 «Беркут», решившая проблему противовоздушной обороны Москвы. Впоследствии за непродолжительное время был создан целый ряд эффективных систем ПВО, которыми были оснащены подразделения, части и соединения войск ПВО страны, войск ПВО Сухопутных войск, ВВС и ВМФ.
Огромные усилия руководство СССР принимало и в области создания и совершенствования средств и систем стратегического сдерживания – прежде всего ядерного оружия и его носителей. Испытания атомной бомбы в нашей стране были проведены в 1949-м, а водородной – в 1953 году. В 1957 году, запустив искусственный спутник Земли и опередив при этом США, Советский Союз получил принципиально новое средство доставки – межконтинентальную баллистическую ракету. Уже в декабре 1959 года были созданы Ракетные войска стратегического назначения, последовательное наращивание возможностей которых положило конец эпохе ядерной монополии США и неуязвимости их территории.
В условиях развернувшейся гонки ракетных вооружений руководством СССР были также приняты энергичные меры по созданию системы противоракетной обороны. Ее первые успешные испытания путем уничтожения головной части МБР были (впервые в мире!) проведены нами 4 марта 1961 года.
БУДУЩЕЕ – ЗА ПЕРСПЕКТИВНЫМИ СИСТЕМАМИ
Анализ уже полученных и ожидаемых результатов проводимых работ в области создания системы ВКО показывает, что добиться существенного повышения возможностей в борьбе со средствами воздушно-космического нападения можно только при создании перспективных систем вооружения, их производстве в необходимом количестве и оснащении ими войск (сил), решающих задачи ВКО. Однако это требует решения многих научных, технологических и производственных проблем, а также затрат немалых финансовых ресурсов и времени. Именно поэтому данная работа находится в ведении и под непосредственным контролем Военно-промышленной комиссии при правительстве Российской Федерации. Мы исходим из того, что создание системы ВКО может быть осуществлено только поэтапно, по мере приобретения новых знаний, освоения технологий и формирования соответствующих экономических условий.
Создание перспективных систем вооружения, их производство в необходимом количестве и оснащение ими войск (сил) невозможно без определения основных ориентиров военно-технической политики, а также четкого и непрерывного управления всеми этапами этого процесса. Как показывает отечественный опыт военного строительства последних десятилетий, крайне негативное влияние на качество управления процессом создания вооружения оказывала реформистская лихорадка, неуемное желание «двигать мебель» в кабинете начальника, что, как правило, подменяло работу по достижению действительно нужного и важного результата.
Важнейшим шагом военно-политического руководства страны в деле создания воздушно-космической обороны стало решение Дмитрия Медведева в 2011 году сформировать новый род войск Вооруженных сил Российской Федерации – Войска ВКО. Это позволило решить одну из основных задач, способствующих строительству ВКО, – сформировать стратегический орган военного управления – командование Войск ВКО, ответственное за создание системы ВКО на основе интеграции систем ПВО и РКО.
При непосредственном активном участии командования Войск ВКО в интересах строительства системы воздушно-космической обороны РФ в Государственной программе вооружения на период 2010–2020 годов (ГПВ-2020) был задан значительный объем НИОКР, включающий как общесистемные работы, так и работы по созданию образцов вооружения ВКО.
Вся «архитектура» общесистемных работ направлена прежде всего на решение вопросов создания системы воздушно-космической обороны Российской Федерации и ее важнейших подсистем, а также формирования системы исходных данных, необходимых для обоснования требований к вооружению и военной технике ВКО, определения замысла на воздушно-космическую оборону, создания группировок войск (сил) ВКО и их дальнейшего совершенствования.
Планируемые и проводимые работы по созданию образцов вооружения ВКО включают большой перечень НИОКР, направленных на создание информационных, силовых (огневых, помеховых и др.), управляющих и обеспечивающих компонентов, входящих в состав подсистем разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении, поражения и подавления, управления и обеспечения.
При создании перспективного вооружения приоритетное развитие должны получить средства и системы воздушного и космического базирования (в том числе беспилотные и аэростатные), загоризонтные радиолокационные станции, универсальные межвидовые зенитно-ракетные системы различной дальности действия, лазерные комплексы различных видов базирования и назначения, перспективные авиационные комплексы фронтовой авиации, комплексы помех различного назначения, перспективные системы АСУ и связи.
Помимо модернизации существующих и создания новых средств и систем ВКО идут масштабные работы по подготовке промышленности к выпуску современной техники, а также по развитию инфраструктуры территории страны в интересах обеспечения эффективной и надежной ВКО.
Проработка вопросов создания системы ВКО и ее элементов неизбежно выйдет за рамки ГПВ-2020. Это обусловлено исключительной сложностью проблем, которые предстоит решить. При этом разработка вооружения ВКО должна быть согласована с мероприятиями по организационному строительству ВКО. Наилучшие условия будут созданы при возложении на одно должностное лицо персональной ответственности за организацию воздушно-космической обороны. Это обусловлено скоротечностью событий в случае внезапного воздушно-космического нападения и необходимостью принятия мгновенных мер по его парированию и доведению до высшего политического и военного руководства страны всей объективной информации о начавшейся агрессии.
В настоящее время завершается работа по формированию концерна ВКО, в который должны войти основные предприятия – разработчики системы ВКО и ее элементов. Это необходимо для максимального сосредоточения усилий и повышения управляемости процессом разработки.
Огромный объем работ по совершенствованию и дальнейшему развитию авиационной техники и вооружения предстоит выполнить и по линии Военно-воздушных сил. Для ударной авиации, например, нужны новые средства информационного обеспечения о наземной обстановке, а также системы управления. Причем данные средства и системы должны разрабатываться в увязке с информационным обеспечением ракетных войск и артиллерии, ракетных систем и артиллерии ВМФ в общей системе поражения критически важных объектов агрессора. Не менее сложным вопросом является создание технической основы Дальней и Военно-транспортной авиации.
Таким образом, на нынешнем этапе военного строительства необходимо действовать системно и последовательно, сосредоточивая усилия на создании материально-технической основы воздушно-космической обороны и военно-воздушных сил будущего. Только тогда мы будем уверены в способности отразить воздушно-космическое нападение более мощного в экономическом плане врага и нанести ему непоправимый ущерб в ответно-встречном противоборстве.
Первоисточник http://nvo.ng.ru/concepts/2014-04-18/1_cosmos.html