Нет дедовщины, говорите?
В этой статье я хочу представить несколько иной взгляд на вещи. Мы видели взгляд Алексея Рощина, видели противоположный Романа Скоморохова, а теперь я представлю свой, так сказать, по свежим воспоминаниям. Автор проходил службу в доблестных войсках Национальной гвардии (сокр. ВНГ) в период с зимы 2016 года по зиму 2017 года. Кто-то может заметить, что ВНГ — это не Министерство обороны (сокр. МО) и там другие порядки, но это не так. При общении с ребятами из соседних частей МО стало понятно, что ситуация там такая же.
Я бы хотел для начала обратить внимание на некоторые места у автора Скоморохова, которые вызвали у меня улыбку:
Ну, не знаю конечно, было ли это когда-нибудь так, возможно, и сейчас в некоторых частях. Есть ли график нарядов? Есть, конечно. Ходят ли по нему ребята в наряды? Нет. Тут, наверное, следует пояснить. Существует такая проблема либо такой факт, как на это посмотреть: приблизительно 20-25 процентов личного состава составляют представители Северо-Кавказского региона. Я сейчас говорю про части, примыкающие к крупным городам (Москва, СПб и так далее). Этих ребят в наряд не ставят. То есть вообще. Многие офицеры и прапорщики просто не хотят с ними связываться, потому что, даже если этот солдат заступит в наряд, скорее всего, он просто переложит обязанности на других дневальных. И никто ничего не скажет. За него заступятся соплеменники, а за русских пареньков никто заступаться не будет. Могут ли их осадить офицеры? Да. Я даже видел: три раза за год. Как в итоге набирают наряд? Берут двух толковых солдат, которые потом сами выбирают бедолагу на мытье туалетов. И там как бы не особо большой выбор, у нас было три солдата, один носил негласную должность «ЗамПоОч», заместитель командира бригады по мытью туалетов (вот не разу не дедовщина, ага), и два его помощника. И у них не было выбора, они мыли туалеты в роте, если они попадали в медчасть, мыли их там, в полях они выкапывали туалет и мыли его, и так до конца службы.
Ну, вот тут Россия обогнала таки многим ненавистный СССР! Стояли парадники, начиная с февраля, в прекрасные питерские морозы, после утреннего развода, ребятки стояли два часа (справедливости ради скажу, ногу меняют через полторы минуты), потом на десять минут в роту погреться и попить чаю, и назад стоять два часа до обеда. Ну и после обеда маршировали до ужина. Месяц занимались этим стоянием, потом и утром просто стали маршировать. Наверное, надо, парад все-таки, но все же спорно.
Все сейчас радуются, что солдат не бьют в армии, достижение же! Вот только такой мысли не возникало в моей голове, когда на первом месяце службы три полугодника били солдата в душевой за то, что он отказался отдать одному из них новые уставные носки и взять взамен портянки. И рота умывалась за стеной, все слышали, но сделали вид, что ничего не было. 2017 год! И смех и грех. И медработник, который проводил осмотр перед сном и видел следы на теле, просто хмыкнул и ушел. Многие могут сказать, что это единичный случай. Как бы не так. Солдат в армии бьют (не всех и не всегда, но все же), и другие солдаты, и сержанты, и даже офицеры (но офицеры реже, я могу вспомнить четыре случая за год). Но почему это все не всплывает? Где же уголовные дела? Все просто: схема одна и та же. Побитый солдат идет в штаб, и штаб предлагает перевод, демобилизацию, любые послабления, лишь бы история не всплыла. А солдатам большего обычно и не нужно, на моей памяти до прокуратуры дошел только парень, которому сломали ключицу.
В 2017 году колонна машин, следовавшая на Парад Победы, попала в аварию. Кто-нибудь помнит, как солдат размещают в «Уралах»? Три скамейки, две вдоль бортов и одна по центру, по 11 солдат на каждой, никаких ремней, никаких крепких конструкций. И вот — удар четырех машин. В разной степени тяжести было побито 70 человек. Освободили от парада только одного, которому кусок затвора переломленного автомата в ногу вошел. Остальные с обезболивающим — вперед! И опять же: где уголовные дела? А нет их.
Как её «искоренили»
А вот теперь я поделюсь своими наблюдениями, почему дедовщину "искоренили", а солдаты периодически стреляют и гибнут. Во-первых, меня неприятно поразило сходство воинских частей (за время службы я побывал в трех) с тюрьмой и ее понятиями. Сейчас объясню. Если ты себя за начальный период службы проявил блекло — место твое на "параше". Туалет — твое место до конца службы. Если тебя ударили или как-то проявили неуставные взаимоотношения, то попытка обратиться к начальству воспринимается как "стукачество". Попытка обратиться к психологу части, вообще попытка обратиться в медроту — значит, "уклонисты", которые не хотят служить. Я силой отвел туда одного парня, который говорил, что это не "по-мужски", в полубессознательном состоянии — пневмония оказалась. С соответствующим к ним отношением. Контрактные военнослужащие поощряют воровство, если чего нет — укради. У кого хочешь. Хотите выяснять отношения — добро пожаловать в сушилку (там камер нет). Знают ли об этом офицеры части? Да. Офицеры Северо-Западного штаба? Да. Офицеры Центрального штаба? Конечно, да, им просто нет до этого дела, у них важнее задачи, планы наступления, наверное.
Во-вторых. Высказывалось мнение, что дедовщину допускают офицеры, спуская всё на сержантов. Но некоторое время назад введена была должность ДОРС — дежурный офицер руководящего состава. Офицер, который сутки находится в роте. И тут мы наблюдаем превращение. Действия к солдатам остаются те же, но меняется термин. Дедовщина плавно перетекает в уставщину. Ползать в бронежилетах под кроватями? Почему бы и нет. Наводить пену в роте в костюмах химзащиты и бронежилетах, прыгая на одной ноге? Давайте. Стоять с табуретками в вытянутых руках? Заверните два. Главное, по лицу не бить. Дежурный?! Да! Загоняй их, как собак! Ну и далее в таком ключе. Просто когда это делали дедушки — это нарушение УК и устава, когда это делают контрактники — это меры коллективного воспитания. Двойные стандарты.
В-третьих. Солянка. Может мне кто-нибудь объяснить, что это за практика — заменять уголовное наказание на службу? Совершеннолетним лбам, попавшимся на хулиганстве, порче имущества, грабеже, легких телесных и прочем предлагают вместо срока место в вооруженных силах. Пятая часть личного состава из кавказцев, пятая часть — полууголовников, две пятых — пришедших по глупости из деревень и пятая часть — пойманных или сдавшихся уклонистов. Год в одном месте без нормального количества еды, сигарет, без нормального вещевого снабжения, с постоянным недосыпом проводят люди, разные по жизненным убеждениям, возрасту (от 18 до 27 лет) и религиозным взглядам. Из этих людей набраны сержанты. И при этом — безразличие офицеров. Прямо чувствую запах равноправия!
Нравится командовать…
Ну смотрите. Была армия. И была в ней дедовщина, которая при всех ее проблемах — довольно эффективный способ управления личным составом. И вдруг отказаться от нее? Все проще. Служил себе солдат, служил, понял, что нравится ему командовать, и подписал себе контракт на два года. Он теперь не дедушка, нет у нас такого термина, он теперь контрактный сержант. Как вы думаете, какой человек захочет подписать контракт в описанной выше среде? Вот то самое в итоге и получаем.
Я бесконечно рад (без иронии), что у нас есть части, где все хорошо. Я рад за артиллеристов, войска связи, стройбаты, ракетные войска, войска РЭБ, которые сейчас больше похожи на годовой развлекательный парк. С остальной пехотой что делать будем? С танковыми войсками? С основным телом армии? Дальше говорить, что там все хорошо? А солдаты так и будут стрелять друг в друга.
Дедовщина в армии ЕСТЬ. Она НЕ искоренена и никогда не будет. В том или ином виде она присутствует во всех армиях всех стран. И будет впредь. Так что, если кому-то повезло попасть туда, где ее меньше, не означает, что другие не попадут туда, где ее больше.
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас