Вопрос, собственно говоря, относится не только и не столько конкретно к Белоруссии, как ко всем прочим государствам, образовавшимся на месте бывших республик СССР. Отношения с ними являются для России моментом первостепенной важности, и именно по этой причине на Западе прилагают максимум усилий к тому, чтобы эти самые отношения испортить до предела, превратив вчерашних наших братьев в злейших врагов. Будем и дальше ждать последней черты, чтобы потом спасать положение самыми отчаянными мерами вплоть до обещаний военной помощи или все-таки научимся просчитывать партию хотя бы на несколько ходов вперед?
Сегодня уже совершенно очевидно, что формировать в таких государствах какую-либо пророссийскую повестку, опираясь исключительно на дела давно минувших дней, то есть десятилетия, проведенные совместно в составе Советского Союза, возможным не представляется. Поколения сменяются, на место людей, еще помнящих времена СССР и живших или хотя бы рожденных при его существовании, в политическую и властную элиты независимых государств постсоветского пространства приходят люди, воспринимающие определение «советский» преимущественно в негативном контексте.
Да и местные националисты, в избытке имеющиеся практически в каждой из таких стран, трудятся не покладая рук на ниве извращения и очернения прошлого. Вот и растут в них, как поганые грибы, «музеи советской оккупации» и тому подобные заведения, никак не способствующие увеличению любви местного населения к Москве. Проблема заключается в том, что предлагать что-либо привлекательное, заинтересовывать и давать поводы для симпатий должна именно нынешняя Россия. Но есть ли у нее что предложить потенциальным партнерам и союзникам?..
Казалось бы, работавшая долгое время вполне исправно концепция, изложенная в «Бриллиантовой руке» («а если что не так, отключим газ»), со всей очевидностью показала свою полную несостоятельность. В конце концов, энергоносители добывают не только в России. И не только она производит современные вооружения. А ведь именно поставки как первых, так и вторых испокон веков использовались Москвой в качестве пресловутых кнута и пряника для регулирования отношений с постсоветскими соседями. Примеры Украины и Белоруссии в данном вопросе стали уже хрестоматийными, поэтому рассмотрим на сей раз другую страну — Армению.
Имея в соседях воинственно настроенный, имеющий серьезные территориальные претензии и активно поддерживаемый Турцией (и не одной лишь ею) Азербайджан, Ереван чрезвычайно зависим от военно-технического сотрудничества с Россией. Тем не менее, это не помешало парламенту Армении принять, а президенту этой страны утвердить в нынешнем году закон об электронных медиа, в соответствии с которым под тотальный запрет попадают все российские телеканалы, до этого транслировавшие передачи на территории республики. При этом никто не скрывает, что «Первый канал», «Россия» и «Культура» исчезнут из армянского эфира на том основании, что они «представляли угрозу национальным интересам».
В то же самое время, как стало известно накануне, посол США в Ереване Линн Трейси подписала с тамошним правительством меморандумы о «содействии в формировании антикоррупционных институтов и новой патрульной полиции в государстве». Таким образом, делается еще один шаг к переходу Армении на внешнее управление из Вашингтона по сценарию Грузии и Украины. И дело тут даже не только в том, что Соединенные Штаты берут на себя значительную часть финансирования этих реформ. Просто американцы сумели убедить весь мир в том, что их модель борьбы с коррупцией и правоохранительных органов является самой передовой и эффективной. Хотя реальности это утверждение далеко не соответствует, но верить ему продолжают сплошь и рядом.
Именно таким образом, через создание в постсоветских государствах сперва различных НКО и подконтрольных СМИ, принимающихся превозносить и пропагандировать различные аспекты американского образа жизни, а затем через востребованное к определенному времени правильно подготовленным обществом переустройство ключевых государственных институтов и структур по своему образу и подобию США создают все новые и новые «анти-России». То же самое, в принципе, касается и процесса насаждения проамериканских, прозападных политических партий и общественных организаций.
Перехватить в данном вопросе инициативу у противника — дело непростое. Не уверен даже, что оно вообще посильно для нашей страны на современном этапе. Вопрос не столько даже в огромных вложениях, которые требует толковая, профессиональная и системная пропаганда. Да, да, именно она – не нужно брезгливо морщиться, заслышав это слово, без нее нам никак не обойтись! Основой для победы в идеологическом противостоянии с Западом могут стать лишь реальные победы и яркие достижения России, на которые захотят равняться в бывших советских республиках.
Достичь большей привлекательности, чем Запад, не только для элит, но и в целом для общества постсоветских стран будет чрезвычайно сложно, но стремиться к этому необходимо. Все остальное, и культурное, и экономическое, и военное сотрудничество, впоследствии непременно приложится. Другой вариант — это бессильно взирать на сжимающееся все туже вокруг России кольцо враждебных государств, чьими руками Запад и постарается ее уничтожить.