Главная » 2021 » Февраль » 5
16:00

Как российский орел китайского дракона обаял

Как российский орел китайского дракона обаял
Исполняется 125 лет оборонительному договору России и Цинской империи


На картине болгарской художницы Марины Русевой запечатлен эпизод подписания российско-китайского договора. Никита Лобанов-Ростовский подарил картину МИД РФ. Картина Марины Русевой

Соглашение, заключенное в 1896 году в Москве и совпавшее по времени с коронацией Николая II, воплощает эпоху, которую российские официальные лица предпочитают не вспоминать, а в Пекине проклинают как период унижения Китая иностранными захватчиками. Тем не менее это часть истории России и российско-китайских отношений. Договор подписали с российской стороны министр иностранных дел князь Алексей Лобанов-Ростовский и министр финансов Сергей Витте, а с китайской – канцлер Великой Цинской империи Ли Хунчжан. Пакт между Россией и Китаем был создан после того, как Китай потерпел поражение в войне с Японией. Мы публикуем интервью доктора исторических наук Бэллы ПАК с потомком тогдашнего главы российского МИДа князем Никитой ЛОБАНОВЫМ-РОСТОВСКИМ.

Как вы оцениваете договор 1896 года?
– Несмотря на то что договор заключался в период могущества Российской империи и упадка Цинского Китая, он был полезен для обеих сторон. Kитай искал союзника в конфликте с Японией. Концессия на строительство железной дороги (КВЖД), предоставленная России, была «данью» за эту «крышу». Россия же стремилась сократить длину железнодорожной магистрали к Владивостоку, проложив ее через Маньчжурию и получив права на пользование портом в Китае. Подписание договора создало правовую базу для строительства КВЖД.
А чем соглашение было полезно Kитаю?
– Оно дало Китаю защиту от нападения Японии, дало работу китайским трудящимся в строительстве дороги и облегчило экспорт китайских товаров в Россию. Заметьте, что Витте подписал этот договор в качестве министра финансов. Ибо расходы по постройке дороги были всецело за счет России. Эта инфраструктура обошлась даром Китаю. А расходы на КВЖД были огромными. Рельеф был сложный, а в Маньчжурии отсутствовала индустрия, и все оборудование приходилось доставлять чуть ли не кругосветным путем.
Договор иногда называют секретным договором Лобанова-Ростовского.
– Он и был секретный. Он не разглашался. Договор «пришили» к Лобанову, потому что он был министр иностранных дел. Витте был ответствен за финансирование проекта.
Говорят, что, получив согласие на КВЖД, Россия оказала Китаю услугу, пойдя на большой политический риск.
– Под услугой имеется в виду, во-первых, непризнание Россией условий Симоносекского договора, согласно которому побежденный Китай уступал Японии Формозу (Тайвань), Ляодунский полуостров с Порт-Артуром и обязывался уплатить 200 млн таэлей контрибуции. Во-вторых, Лобанов организовал дипломатическое давление трех европейских великих держав – России, Германии и Франции – на Японию в защиту неприкосновенности Китайской империи. Япония, однако, ставила условием вывода своих войск с полуострова уплату ей контрибуции. У Китая средств не имелось. Тогда Россия пришла на помощь. При посредничестве и ручательстве России китайское правительство получило заем во Франции на 400 млн франков для уплаты. Это дало возможность России, Франции и Германии потребовать отозвания войск Японии с полуострова и вообще с Азиатского материка. Япония была вынуждена уступить и вернуть Китаю Ляодунский полуостров. Это была дипломатическая победа Лобанова, после которой его стали называть русским Бисмарком. C момента вмешательства трех держав, заставившего Токио отказаться от Ляодуна, в российском руководстве окончательно сформировалась идея союза с Kитаем против Японии, чтобы не дать последней усилиться на материке в Азии.
Лобанов по темпераменту был осторожен. Почему он поддержал такую рискованную операцию?
– Лобанов был стратегом. Он занимался проектами, на которые были все необходимые средства для их решения. В те времена восходящая Япония была реальной угрозой для российских интересов, а Китай не был силен ни военно, ни экономически. Договор с Китаем был заключен Россией с целью вытеснения Японии с завоеванных ею позиций на материке и обеспечения территориальной неприкосновенности Китая от будущих возможных посягательств.

В чем же заключались интересы России?
– Если бы Россия не пришла на помощь Китаю, побежденный Китай согласился бы на все условия победителя. Утверждение японцев на Ляодунском полуострове означало бы, что, владея обоими берегами Японского моря и Курильскими островами, японцы создали бы для России новый Босфор. А во-вторых, они приобрели бы преобладающее влияние в Маньчжурии и Монголии, сопредельных строящейся Сибирской железной дороге.
А КВЖД должна была содействовать укреплению российского военного присутствия на фоне экспансии Японии в Корее и Китае?
– Дорогу можно рассматривать как экономическую экспансию России, наподобие того, как сейчас Китай строит за свой счет дороги по проекту Нового шелкового пути. Сегодня это гигантское строительство ведется для того, чтобы продавать легче и быстрее китайские товары. А КВЖД работала на пользу обеих сторон. Китайцы воспользовались этой дорогой, чтобы поставлять товары в Россию. Экономически отсталая Маньчжурия с началом строительства КВЖД переживала настоящий бум. План Витте основан был на идее постепенного завоевания Маньчжурии мирными средствами: железнодорожным строительством, банковыми, торгово-промышленными предприятиями, появлением крупных русских городов. Русские специалисты внесли огромный вклад в развитие производительных сил Маньчжурии, в частности местной промышленности. Русские ученые положили начало серьезному изучению природы, экономики, археологии северо-востока Китая, ими были открыты первые библиотеки, высшие учебные заведения, поддерживавшие лучшие традиции старейших русских университетов. Харбин стал крупным театральным и музыкальным центром. Но надо признать, что с закрытием порто-франко во Владивостоке в 1900 году, предоставлением КВЖД особых льгот по передвижению грузов через Харбин, Порт-Артур и Маньчжурию, торговля, промышленность, судоходство, колонизация Амурского бассейна России переживали кризис. КВЖД отвлекала значительные силы и капиталы от Приамурья, уменьшила вывоз русских товаров в Китай через Кяхту.
В чем же основное значение договора?
– Конечно, русско-китайский договор 1896 года принципиально отличался от неравноправных договоров, которые Китай вынужденно подписал с рядом западных держав во второй половине ХIХ века, после опиумных войн. Это первый равноправный договор, оформивший первый союз Китайской империи с европейской державой. В российской историографии Китай рубежа ХIХ–ХХ веков чаще всего предстает как жертва «империалистической» агрессии, захватнической политики великих держав. Между тем история заключения того договора показывает, что Пекин сам искал себе союзника в противостоянии Японии в лице России и был инициатором заключения союзного договора с Россией. Поэтому мне кажется важным намерение Института востоковедения РАН провести конференцию по годовщине договора.
Как вы считаете, каковы современные задачи России в отношениях с Китаем?
– Жизненная необходимость РФ – поддерживать дружеские отношения с Китаем. РФ нужно вместе противостоять двум экономическим гигантам – Евросоюзу и США. Cотрудничество России и Китая будет и дальше усиливаться при ведущей роли Китая. Но военные силы РФ должны быть сильнее китайских.
***
Тайный военный пакт
Никита Лобанов-Ростовский – видный деятель российского зарубежья, который немало сделал для России, где берет начало его род. От такого человека трудно ждать абсолютной беспристрастности, когда речь идет о документе, заключенном его предком – министром иностранных дел Алексеем Лобановым-Ростовским. Но он не одинок, давая положительную оценку договору 1896 года. Вот что пишет доктор исторических наук Юрий Галенович: «Заключение по инициативе России тайного военного договора было совместным успехом двух дипломатий, так как оно отвечало национальным интересам Китая и России».

Александр Извольский, который был министром иностранных дел позднее, подтверждает в своих мемуарах, что Лобанов был настоящим государственным деятелем. Но он вскоре скончался. А по настоянию Витте было решено провести Транссиб по китайской территории. Под предлогом удовлетворения нужд КВЖД русское правительство добилось от Китая аренды обширной территории по обе стороны дороги. Она управлялась фактически как «громадное колониальное владение». Это предрешило судьбу договора. После поражения России в войне с Японией договор фактически утратил силу.

Русская община, сложившаяся вокруг КВЖД, не исчезла; напротив, она мирно взаимодействовала с местным населением, вносила вклад в развитие экономики Маньчжурии. Железнодорожники, купцы, преподаватели пережили японскую оккупацию, а после войны многие эмигрировали на Запад или уехали в СССР. Но не всем повезло. Часть этих тружеников, сочувствовавших родине, сражавшейся с Гитлером, после освобождения Маньчжурии Красной армией отправили в ГУЛАГ.

В середине 1990-х обозревателю «НГ» довелось встретиться с двумя россиянами, оставшимися в Китае. Пожилая женщина ютилась в перенаселенной коммуналке в доме с паровым отоплением. А мужчина жил в собственной хибаре.

В 1953 году СССР безвозмездно передал КВЖД Китаю. В Харбине, городе, основанном русскими, об их судьбе напоминает православный храм, чьи колокольни видны издалека.


Ссылка



Просмотров: 415 | Добавил: kravcov_ivan | Как российский орел китайского дракона обаял | Рейтинг: 0.0/0

Другие материалы по теме:


Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.
Всего комментариев: 0
avatar


Учётная карточка


Видеоподборка



00:04:08


Комментарии

Популярное

«  Февраль 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728

Новости партнёров


work PriStaV © 2012-2024 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется
Наверх