31 год назад, 12 февраля 1988 года произошло одно из последних сражений Холодной войны, известное как "столкновение кораблей СССР и США в Черном море". Не открывая огня, сторожевые корабли Черноморского флота выгнали из советских территориальных вод американский ракетный крейсер и эсминец втрое больше себя.
Политинформация
Во второй половине 80-х годов на фоне заметного улучшения отношений между Советским Союзом и США участились провокации американского флота в территориальных водах СССР. Пользуясь разночтениями в определении морских границ, и конвенцией ООН по морскому праву, дающей иностранным кораблям возможность заходить в иностранные терводы - правда, с выключенными радарами и только для сокращения пути, - флот США вел неприкрытую разведку советских берегов.
В марте 1986 года два корабля 6-го флота США, ракетный крейсер Yorktown и эсминец Caron подошли на шесть миль ближе, чем полагалось, к той части Крыма, где находились тренажер палубной авиации ВМФ СССР НИТКА и комплекс правительственных дач "Форос", оснащенный системами спецсвязи. Радары и другие средства радиотехнической разведки американцев работали вовсю.
Вскоре главнокомандующий ВМФ СССР адмирал флота Владимир Чернавин предложил руководству страны меры активного противодействия подобным провокациям - вплоть до вытеснения нарушителей навалом. Михаил Горбачев план одобрил, рекомендовав "подобрать корабли покрепче" и избегать потерь среди личного состава.
Иду на вы
Через два года Yorktown и Caron вернулись в Черное море. Командование Черноморского флота знало об их приближении и выслало навстречу два сторожевых корабля: "Беззаветный" и СКР-6. Они вели американцев от самого Босфора. Чуть подальше следовали пограничный СКР "Измаил" и поисково-спасательное судно "Ямал". Yorktown и Caron пересекли территориальные воды Болгарии, Румынии, остановились в 40-45 милях от Севастополя и двое суток стояли там.
Утром 12 февраля командный пункт ЧФ получил сообщение "Американские корабли легли на курс 90 градусов, который ведет в наши терводы, скорость 14 узлов. До тервод 14 миль". Сторожевики передали на крейсер, шедший первым: "Ваш курс ведет в советские воды. Имею приказ вытеснять вас вплоть до навала и тарана". Американец ответил: "Вас понял. Ничего не нарушаю, следую прежним курсом и скоростью".
В 10.45 эсминец и крейсер вошли в территориальные воды. Пограничный СКР "Измаил" поднял сигнал: "Вы нарушили государственную границу СССР", "Беззавестный" и СКР-6 начали сближение с американцами. "Беззаветный" догнал Yorktown и и какое-то время шел параллельным курсом, В 11.02 сторожевик переложил руль вправо и под углом 30 градусов навалился правым бортом на корму крейсера. От удара посыпались искры, загорелась краска. Приспущенный якорь "Беззаветного" разорвал обшивку Yorktown. Тем временем СКР -6 прошел по касательной вдоль левого борта Caron, срубил ему леера, порвал обшивку и разбил шлюпку.
Еще раз
Во время второго удара высокий форштевень "Беззаветного" влез на вертолетную палубу крейсера (корма сторожевика при этом погрузилась в воду) и с креном стал сползать, сокрушая командирский катер и пусковую установку крылатых ракет "Гарпун". На крейсере начался пожар.
Сторожевик отошел в сторону, но предупредил, что повторит навал, если американские корабли не покинут территориальные воды Советского Союза. В ответ эсминец подошел к "Беззаветному" с другого борта и попытался взять советский корабль в клещи. На сторожевике зарядили и развернули в сторону Yorktown и Caron реактивные бомбометы РБУ-6000. Корабли США отошли, но на крейсере стали готовить к взлету палубные вертолеты. "Беззаветный" вызвал авиацию и предупредил, что в случае подъема вертолетов те будут сбиты как нарушившие воздушное пространство СССР. После того, как над палубой Yorktown прошла пара Ми-24, вертолеты закатили обратно в ангары.
Американские корабли изменили курс и ушли в нейтральные воды, где легли в дрейф и начали активные радиопереговоры с командованием. Через несколько часов Yorktown и Caron двинулись в сторону Босфора и, не останавливаясь, покинули Черное море. Пострадавших в ходе инцидента не было. Yorktown несколько меясцев простоял в ремонте, командир "Беззаветного" капитан второго ранга Владимир Боглашин был награжден орденом Красной Звезды. .
P.S.
Эта история произошла уже довольно давно и в другой стране. Но недавнее видео жесткого перехвата российским истребителем натовского показывает, что государства могут меняться, а принципы защиты родины остаются прежними.