Как известно, 8 января была открыта альтернативная автономная линия газоснабжения Калининградской области. Инфраструктура для поставок газа через плавучий морской терминал СПГ. С тех пор страсти вокруг данного события слегка поутихли и можно более здраво взглянуть на данное достижение страны.
На церемонии ввода в эксплуатацию терминала и плавучей регазификационной платформы «Маршал Василевский» президент России Владимир Путин скромно сказал: «на период первого в истории приема газа через новый морской терминал, система поставок «голубого топлива» через Прибалтику останавливается». То есть Вашингтону недвусмысленно продемонстрировали, что идея газовой блокады магистрального газопровода Минск-Вильнюс-Каунас-Калининград со стороны одной бывшей советской прибалтийской республики, уже ни к чему не приведет. А такие планы у США, действительно, были.
Если теперь Прибалтика решиться играть в «украинские» игры, Калининград немедленно будет переведен на российский СПГ. Транзитных денег Прибалтика не увидит, а смысла в данном шаге больше нет.
Производительности нового морского терминала в 13,2 млн. кубометров газа в сутки с лихвой хватает, чтобы в случае блокады полностью удовлетворить текущие и перспективные потребности Калининградской области. Однако стоило президенту заявить, что открытые мощности пока ещё рассматриваются страной как резервные, как «либеральные» СМИ и их прибалтийские коллеги мгновенно закричали о том, что всё это вымысел. Что отключение Прибалтики оказалось временным, а как только Путин уехал, его снова включили. Стало быть, никуда Москва с прибалтийской трубы не слезет, и всё это очередной «кремлевский фарс».
На деле отключение ГТС через Литву и его замена на российский СПГ, действительно, было временным, однако по совершенно другой причине. Дело в том, что контракт на транзит российского газа через Прибалтику оплачен Россией до 2025 года, а раз так, то нет никакого смысла отключать транзит насовсем. Главная задача показательного отключения состояла в том, чтобы отправить однозначный и недвусмысленный посыл – Россия продолжает пользоваться услугами Литвы только потому, что ей так выгоднее, однако в случае чего альтернатива уже создана.
Особенно ощутимым этот удар является потому, что в 2019-2020 годах заканчивается программа европейской финансовой помощи для Эстонии, Литвы и Латвии, а Россия заканчивает возводить обходные транзитные пути, порты, генерирующие мощности для Калининграда и прочую инфраструктуру в обход прибалтийских стран.
Любопытна и символическая подоплека данного шага, поскольку отправка плавучего терминала «Маршал Василевский» на фоне того, как Прибалтика сносила советские памятники сплошной чередой, чрезвычайно показательна. Россия отправляет «Советского Маршала» воевавшего в прибалтийских странах именно тогда, когда Запад попытался втянуть Латвию, Литву и Эстонию в развязывание конфликта. Это своего рода историческое напоминание о том, что в условиях мира в Европу идет газ, а в случае войны – уже маршалы.
Что же касается упреков «независимой» прессы о том, что проект финансово не рассчитан, СПГ газ дороже и с экономической точки зрения будущего у инфраструктуры нет, то здесь стоит отметить самое главное. Полный перевод западного региона России на независимое от Прибалтики положение вещей, изначально являлся превентивной мерой, причем срочной и реализованной в нужный момент. А потому экономическая составляющая не могла не оказаться на втором месте.
Полный запуск терминала прямо сейчас (с учетом разницы между ценой СПГ и трубопроводной ценой газа), действительно обернулся бы для России ежегодными затратами в 27 млрд. рублей, при том, что и сама стоимость проекта обошлась стране в 85 миллиардов. Но, во-первых, СПГ-терминал в ближайшее время не планируют запускать, во-вторых, средства на его постройку выделялись не разом, а в-третьих, инфраструктура в Калининграде лишь часть гораздо большей СПГ-сети.
Дело в том, что решение о строительстве калининградского терминала было принято еще в 2013 году, после того как Литва по «совету» США заявила о желании «разорвать энергетическую зависимость от России», однако позже, в свете газового противостояния с американским бизнесом, у проекта в Калининграде появился и еще один аспект. Суть в том, что одновременно с вопросом обеспечения «автономии» российского анклава, терминал в центре Балтики автоматически стал точкой доступа для дешевого сжиженного газа конкурентного США. Выгодной точкой экспорта, отличающейся по цене от американских поставок.
Более того, в СМИ уже появились утечки о том, что Россия планирует создать в акватории Балтики целую сеть отечественных СПГ-терминалов. Его поставщиками может быть газ с Ямала, где работает НОВОТЭК, или газ «Газпрома». Либо, когда «Северный поток-2» будет завершен, поставки начнутся из портового завода по сжижению газа прямо на Балтике.
Как следствие, из-за давления Москвы американцам придется снижать цены для своих поставок, лишаться прибыли и еще больше давить на потребителей в ЕС. Разумеется, это вызовет негативную ответную реакцию и усилит позиции Москвы. Подобное, можно было бы считать большой победой России за рынки старой Европы и ослабление влияния Вашингтона в ЕС. При этом плавучий калининградский терминал прекрасно вписывается в общую картину.
С учетом этого, средства, потраченные Москвой на купирование потенциальной угрозы, полностью оправдывают себя, ведь без постройки нынешней инфраструктуры, блокада и экстренные меры потребовали бы от нее не менее дорогостоящих мер.
Пока же в нормальных условиях литовский транзит продолжает работать. Тем более что для этого уже нет никаких проблем. За таким решением стоит и экономическая целесообразность, поскольку количество СПГ-терминалов по всей Европе растет, но загружены они максимум на 20-25%. Причина для это очень проста – газ из трубы попросту дешевле. История Германии и «Северного потока-2» лишний тому пример.
Таким образом, со стратегической точки зрения строительство «автономного» терминала было абсолютно верным решением, однако со стороны прикладных вопросов остается решить немало проблем. Первую из них озвучил президент России Владимир Путин – сокращение разницы в цене трубопроводного газа и СПГ на плечи потребителя лечь не должно, а вторую начали решать уже сегодня. Речь идет о переустройстве газовых сетей региона, ранее заточенных исключительно под «прибалтийскую» трубу.
Аналогичным образом страной осуществляется подстраховка по электричеству. Накануне газовых, в Калининграде были проведены «электрические» испытания, во время которых анклав полностью отключался от поставок через Прибалтику.
«Маршал Василевский» воевал на Прибалтийском фронте, под его командованием советские войска брали Кёнигсберг. Символ независимости калининградского анклава - прекрасный выбор для инфраструктурного проекта забивающего последний гвоздь в зависимость региона от русофобствующих стран.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!