Распростясь с пустой тревогой,
палку толстую возьми
и шагай большой дорогой
вместе с добрыми людьми.
В. Набоков, вместо эпиграфа
Дизайнер Артемий Лебедев имел неосторожность опубликовать фейк — фото якобы немецкого гражданства Юлии Навальной. Практически мгновенно выяснилось, что документ являет собой фотошоп, Лебедев свою вину признал и покаялся, но куда там! Понеслась российская либеральная мысль по кочкам.
И в этот момент я сообразила — а ведь практически недели не проходит, чтобы наши «лучшие люди страны» не записали кого-нибудь в кровные враги. И нужно для этого немного — всего лишь высказаться поперёк генеральной линии партии. И неважно, ошибся человек, как дизайнер Лебедев, или просто его мнение не совпало с обкомовской директивой.
Совсем недавно Семён Слепаков опубликовал блестяще остроумное, на мой взгляд, стихотворение о победе добра над злом. Семён ни с кем не боролся, не спорил, не выдвигал политических тезисов. Он лишь намекнул, что не все средства борьбы за светлое будущее так хороши, как кажется. Что ненависть есть ненависть — как её ни назови.
Что тут началось, святая Тереза! Я читала комментарии в инстаграме Семёна и не могла поверить, что это происходит на самом деле, что все эти тонны проклятий и оскорблений пишут живые люди. И не из застенков или Сибири, как могло бы показаться, а с тёплых диванов страны.
Человек лишь высказался «против шерсти», этого оказалось вполне достаточно, чтобы объявить его врагом демократии.
Ровно 6 лет назад я написала в своём фейсбуке пост. Процитирую его целиком:
«О ЛИБЕРАЛАХ
— Не могу больше читать твой идиотский фейсбук, — говорит мама в скайп.
— Почему, — спрашиваю.
— Я тебе сейчас расскажу. Твоя прабабка 1905 года рождения в 14 лет осталась без родителей. С 3-мя младшими сёстрами на руках. Без малейшей надежды на постороннюю помощь. Всех вырастила. Одна. Замуж не вышла, тащила на себе хозяйство. Была трактористом, председателем колхоза, когда все мужики на фронт ушли — на лесозаготовках работала. В гражданскую войну окопы копала для красной армии; на Великую Отечественную призвали её вместе с трактором. После войны посещала, как и все, партсобрания. А по выходным ходила в церковь. Я как-то говорю: «Бабк! Ты чего в церковь-то ходишь, бога ведь нет?». А она отвечает: «Так я, Ларисочка, никого и не заставляю. Тебя не зову, раз нет». Так вот она, Маша, была — либерал. А эти твои — какая-то неведомая х****».
И сегодня, в 2021 году, я с горечью констатирую: ситуация не только не улучшилась, но и многократно усугубилась.
Казалось бы, либерализм подразумевает как само собой разумеющееся — ценность разных мнений.
Но на деле — чем дальше, тем отчётливее русский либерализм превращается в идеологическую диктатуру. С единым мнением, жёстким поведенческим катехизисом, закреплённым «лучшими людьми страны» сводом правил и суждений.
То есть становится не просто карикатурой, а мультяшным гротеском.
Лет десять назад на вопрос «Каких взглядов вы придерживаетесь» я отвечала: «Либеральных». Пять лет назад стала делать сноску — «либеральных, но в классическом, 19-го века понимании».
Сегодня на вопрос о своей политической ориентации я уверенно отвечаю: «За колхозы».
Потому что в тот день, когда вместо головного мозга у меня образуется распоряжение Пархомбюро, когда я найду, например, оправдания оскорблениям ветерана ВОВ, побреду в толпе куда-то с фонариком или начну вместе со всей сворой травить неугодных — вот в тот день, как говорил Гумилёв Ахматовой, отравите меня.