В конце октября вооруженные силы Украины впервые в боевых действиях в Донбассе использовали турецкий разведывательно-ударный беспилотник Bayraktar TB2. Вблизи населенного пункта Гранитное с него была пущена управляемая авиабомба, уничтожившая гаубицу на стороне защитников Донбасса. Жертв среди военных ДНР/ЛНР удалось избежать. Украинский Генштаб официально подтвердил «успех операции» на своей странице в Facebook. Почему силы ПВО непризнанных республик не уничтожили вражеский дрон? Есть ли вообще у них возможность сбивать «Байрактары»?
Всё дело в том, что «Минские договорённости» накладывают запрет на полеты боевой авиации и беспилотников в районе конфликта в Донбассе. Соответственно, у сил ПВО непризнанных республик не было никакой необходимости нести там постоянное боевое дежурство. В таких условиях украинский беспилотник они могли просто не обнаружить. Таким образом, Украина открыто нарушила «Минские договорённости». Несмотря на то, что в украинском Генштабе утверждают: дрон не пересекал линию соприкосновения, на кадрах телеметрии, тем не менее, видны координаты – судя по ним, беспилотник углубился в ДНР на 15 километров. Хотя даже просто летать над линией фронта «Минскими соглашениями» категорически запрещено – в воздух могут подниматься только БПЛА наблюдателей ОБСЕ. Впрочем, Украина не собирается «играть по правилам» и прощупывает «красные линии».
После этих событий в Донбассе, скорее всего, будет организовано реальное боевое дежурство ПВО. С большой вероятностью, у защитников Донбасса есть средства, чтобы сбивать беспилотники. Такие средства есть и у Минобороны России: турецкие дроны весьма уязвимы для таких современных комплексов ПВО, как ПЗРК «Игла» или «Стрела», ЗРК «Панцирь» и «Тор», а также для средств радиоэлектронной борьбы. Потеряв даже один БПЛА стоимостью пять миллионов долларов, украинские генералы присмиреют. Однако открытую помощь со стороны Москвы в мире незамедлительно объявят «агрессией», и последствия могут быть самые непредсказуемые.
Представители самопровозглашенной Донецкой народной республики назвали атаку ударного БПЛА украинских силовиков «террористической кампанией» и призвали Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе «зафиксировать факт применения беспилотника и оперативно отразить его в отчетах». Однако западные наблюдатели не спешат разбираться в инциденте. Хотя выход из этой ситуации нужно искать в первую очередь на международном уровне. Сейчас требуется установление бесполетной зоны над воюющим регионом, что входит именно в компетенцию политиков. После атаки «Байрактаров» Россия попытается официально «закрыть» небо над народными республиками, но ОБСЕ – целиком и полностью на стороне Киева, и мирно договориться вряд ли удастся.
«История с применением Украиной нового турецкого ударного беспилотника Bayraktar TB2 в Донбассе будет сигналом для тех, кто вооружает Киев», – считают в Министерстве иностранных дел России. – «Стоит задуматься всем, кто потакает капризным требованиям Украины о том, что её необходимо завтра принять в НАТО». В Германии тоже отреагировали на использование дронов Bayraktar в Донбассе. В МИД ФРГ, к неудовольствию Киева, подчеркнули, что Берлин обвиняет «все стороны» конфликта в использовании беспилотника и нарушении «Минских соглашений». «Замечание» Украине сделали в Турции. «Приобретенное Украиной у Турции вооружение перестает быть турецким, поэтому Украина должна перестать использовать название страны в этом контексте», – предупредили в Анкаре.
Тем временем, в США абсолютно спокойно восприняли закупку и развертывание Киевом турецких боевых беспилотников, спровоцировавших дальнейшую эскалацию в Донбассе. Более того, в Пентагоне заявили, что «союзникам Соединённых Штатов необходимо снять ограничения на поставки Украине систем поражающего действия». НАТО планирует доставку в регион современного вооружения, боеприпасов и материального имущества для украинских войск. В Минобороны России особо акцентируют внимание на том, что поставки могут привести к негативным последствиям и дестабилизации, ведь это вооружение будет направлено против обороняющегося Донбасса. Если возникнет необходимость, то в Минобороны РФ готовы к адекватной складывающейся обстановке реакции для обеспечения безопасности мирных граждан.