Введение
Прежде чем писать о танке нового поколения, хотелось бы определить, что же подразумевается под новым поколением танков. Под новым поколением танков будем понимать танк, который по совокупности характеристик получает значительное преимущество в бою над созданными ранее танками.
Любое разделение на поколения является условным, но выделим три поколения танков.
Первое поколение – это танки условно Первой мировой войны, характерными чертами которых является противопульная защита и противопехотное вооружение (пулеметы и орудия с низкой баллистикой).
Второе поколение – это танки, появившиеся накануне Второй мировой войны, их отличительной чертой стало наличие противотанковой пушки с бронебойными снарядами и бронирование, способное противостоять бронебойным снарядам.
Третье поколение танков – это танки, вооруженные гладкоствольной стабилизированной пушкой с бронебойными оперенными подкалиберными снарядами (БОПС) и оснащенные комбинированной бронёй с динамической защитой (или аналогичной защитой).
Можно выделить и четвертое поколение танков – это танки, оборудованные панорамным электронно-оптическим прицелом с инфракрасным каналом, с развитой системой управления оружием и системой активной защиты. Но, по нашему мнению, это всё-таки поколение 3+, так как оно представлено в основном модернизированными образцами третьего поколения.
Хочется отметить, что танк Т-14 «Армата» является танком поколения 3+. Хоть у него и революционная компоновка, повышающая выживаемость экипажа в бою, но преимуществ в бою она не даёт.
Танки создавались для непосредственной поддержки пехоты в бою. Очень скоро после их создания стало понятно, что лучшим средством борьбы с танками являются сами танки. И большинство танков после Второй мировой войны строились по принципу «для борьбы с себе подобными».
Но с развитием противотанковых средств ситуация изменилась. Танки утратили способность продавливать оборону врага. Они стали держаться подальше от противника, выступая в роли передвижных дотов, ведя огонь издалека. Но с развитием противотанковых управляемых ракет (ПТУР) и беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) такого безопасного расстояния для танков уже не существует. Главная проблема в том, что танк, ведущий бой (передвигающийся и стреляющий), невозможно спрятать, а его защита уже не является ультимативной.
Основными противниками танков сейчас стали не аналоги противника, а переносные противотанковые средства и летательные аппараты, с которыми у танков плохо получается бороться. Применение различных тактических приемов типа «сирийский вал» носит ситуативный характер и не решает проблему. Танк из охотника превратился в добычу. Всё усугубляется ростом стоимости танков и уменьшением их количества в войсках.
Развитие танков зашло в тупик. Увеличение калибра пушки и утолщение брони приводит к непомерному росту массы танка, что снижает оперативную мобильность. Внедрение электрохимических или даже электромагнитных орудий, по сути, ничего не изменит. Существующие пушки и так имеют значительное пробитие. Сейчас в танковой дуэли победителем является тот, кто первый обнаружит и точнее выстрелит по противнику. Электрохимические (электромагнитные) орудия повысят вероятность поражения танков и только, а на эффективности поражения остальных целей это почти не скажется.
Танк с управляемым ракетным вооружением это, в сущности, защищенный противотанковый ракетный комплекс, главной проблемой которого являются дорогие боеприпасы. Танкам приходится вести огонь по различным целям, и тратить на каждую цель ПТУР не могут позволить себе даже в богатых странах, ведь любой ПТУР в разы дороже простого снаряда.
Внедрение, так сказать, беспилотных танков это, по существу, уже другой класс техники. А именно – автономные (управляемые) роботы. За роботами, конечно, будущее, но весьма отдаленное. Сейчас даже суперкомпьютеры не способны в реальной боевой обстановке отличить своего солдата от противника. А ведь ещё есть гражданское население? И как они будут воевать? Стрелять во все, что обнаружат?
Дистанционно управляемые машины тоже имеют ряд проблем. И это не только задержки в передаче сигналов и радиоэлектронная борьба (РЭБ). Дистанционно управляемая машина будет постоянно излучать электромагнитные сигналы, по которым её можно запеленговать и обнаружить. При использовании высокочастотных направленных антенн оператору необходимо быть в прямой видимости (недалеко) от управляемой машины. И тогда его самого можно будет запеленговать и обнаружить, ведь его антенна будет направлена в сторону противника. Канал управления – это ахиллесова пята дистанционно управляемых машин.
Предполагаемый облик танка
Танк должен покинуть поля боя, держаться на закрытой от противника позиции, ведя огонь по навесной траектории. А для обнаружения противника будет использоваться БПЛА. Танк должен иметь эшелонированную систему активной защиты с многофункциональной РЛС. Предполагаемый автором облик танка (точнее его основные черты) можно описать следующим образом.
Танк, вооружённый 152 мм гаубицей-минометом, с низкой баллистикой, с возможностью стрельбы ПТУР через канал ствола. Большая дальность стрельбы не нужна. Предположительно, снарядами и артиллерийскими минами – до 5 км, а ПТУР – до 10 км. Ориентировочно данное орудие будет меньше по массе и габаритам, чем танковая гладкоствольная пушка калибра 125 мм. А по мощности боеприпасов будет превосходить её. Установка похожих орудий уже делалась, к примеру, на танке M551 Sheridan. Но тогда предполагалась стрельба по целям в прямой видимости. А в таких пределах эффективней против бронетехники, чем БОПС, пока ничего нет.
На крыше башни танка будут крепиться БПЛА типа квадрокоптера с управлением и питанием по проводам. БПЛА будет подниматься на высоту до 100–150 м. Он будет использоваться не только для обнаружения и определения координат цели, но ещё осуществлять подсветку лазером цели. БПЛА позволит не только увеличить дальность обнаружения, но также решать ряд специфичных задач вроде осмотра крыш или верхних этажей зданий, или сможет буквально заглядывать за угол здания.
Установка БПЛА на танк уже неоднократно рассматривалась. Но на существующих танках БПЛА будет малополезен или даже вреден. Так как, обнаружив цель при помощи БПЛА, не всегда возможно поразить её прямой наводкой. А, отвлекаясь на него, командир может пропустить цель в пределах видимости.
На фронтальной части башни крепятся фазированные антенные решетки многофункциональной РЛС, которая будет использоваться для обнаружения вертолетов, БПЛА, техники противника и, что более важно, подлетающих артиллерийских мин и ПТУР.
Особо отмечу, что РЛС должна не только обнаруживать подлетающие артиллерийские мины, но и определять их траекторию, и рассчитывать точку пуска. РЛС может использоваться и для наведения ракет (ракеты с радиокомандным наведением самые простые в реализации), и для корректировки стрельбы. РЛС не будет постоянно работать, а станет использоваться по ситуации. Дальность обнаружения РЛС небольшая и её размеры тоже должны быть не крупными. К примеру, на танке «Армата» уже есть РЛС, но, предположительно, недостаточно мощная.
Боекомплект будет размещаться в вертикальной карусельной боеукладке под башней и в корме башни. Там возможно расположение более длинных боеприпасов, таких как сверхзвуковые ПТУР и ракеты класса земля-воздух (конечно, делать из танка зенитно-ракетный комплекс никто не собирается, а вот сбивать БПЛА было бы неплохо).
Предположительно, боекомплект будет 30–40 снарядов, артиллерийских мин и различных ракет. Потребуется разработка новых ракет.
Для примера представим такую ракету. Двухступенчатая ракета. При помощи первой дозвуковой ступени ракета набирает высоту и по разматывающемуся за ней волоконно-оптическому проводу передает информацию оператору. После набора высоты ракета переходит в горизонтальный полет, а оператор по данным с телевизионной (инфракрасной) головки наведения осуществляет обнаружение цели. Затем производится захват цели головкой самонаведения. После чего первая ступень с проводом отбрасываются, включается вторая сверхзвуковая ступень. И ракета самостоятельно летит на цель. Данную ракету можно использовать без БПЛА, по предварительным разведывательным данным. А если будут созданы гиперзвуковые неуправляемые ракеты, то они могут стать некоторой заменой БОПС для стрельбы прямой наводкой. Не плохо иметь и самонаводящиеся артиллерийские мины. В общем, здесь большое поле для фантазий. Но именно боеприпасы будут определяющими в эффективности данного танка.
Находясь на закрытой позиции, танку не будут угрожать БОПС, а значит – можно снизить бронирование. И габариты танка не будут играть большой роли. Основной упор при защите будет сделан на увеличение возможностей по активной защите от ПТУР и артиллерийских мин.
Обращаю внимание, что от бронирования не отказываемся, просто смещаем акценты. Танк, хоть и будет стараться работать с закрытой позиции, должен иметь все возможности вести бой в движении в пределах прямой видимости противника. Активная защита танка должна быть комплексной и эшелонированной. Как вариант, стоит рассмотреть возможность размещения на башне танка небольшого количества противоракет с радиокомандным наведением и использование пулемета для уничтожения подлетающих артиллерийских мин.
Экипаж танка два человека: механик-водитель и оператор-наводчик. От командира не отказываемся, он будет находиться недалеко в другой машине – машине управления (командно-штабной машине), сделанной на базе тяжелой боевой машины пехоты (БМП). В этой машине будут находиться командиры трех танков и командир их подразделения (возможно, состав будет другим). При необходимости у них должна будь возможность дистанционно подключаться к приборам наблюдения (БПЛА) управляемого им танка.
Алгоритм работы экипажа приметно будет следующим. При выдвижении на позицию механик-водитель ведет танк, а оператор-наводчик осуществляет контроль обстановки вокруг танка через приборы наблюдения на башне. По прибытию на позицию механик-водитель переключается на приборы наблюдения на башне и ведет контроль обстановки вокруг танка, а оператор-наводчик подымает БПЛА и осуществляет поиск целей. Стрельба ведется в автоматизированном режиме. Командир все это время ведет контроль общей обстановки по разведданным и осуществляет взаимодействие с другими силами и средствами, выдавая целеуказания для танка. Сразу хочу заметить, что экипаж не может самостоятельно обслуживать и ремонтировать танк, танки становятся сложнее и для обслуживания и ремонта техники должны существовать специальные подразделения.
Преимущества в бою
Рассмотрим гипотетическое столкновение существующего современного танка 1 с предлагаемым танком 2. Танк 2 первым обнаружит танк 1 и откроет огонь, так как у него дальность обзора больше за счет БПЛА, а заметить зависший над верхушками деревьев или холма БПЛА затруднительно. Танк 2 против танка 1 применит ПТУР. Сейчас основным средством противодействия против ПТУР является постановка аэрозольной завесы. А если танк 1 облучить лазером, а ПТУР по нему не запускать, система защиты всё ровно автоматически отстрелит гранаты с аэрозольной завесой. А после того, как танк 1 выйдет из облака аэрозоли, повторить данное «хулиганство». И повторять ещё. Что раньше закончится: аэрозольные гранаты или терпение командира танка 1? Это к тому, что аэрозольная завеса далеко не панацея, как и комплексы активной защиты (ракеты имеют богатый опыт преодоления систем активной защиты, кому интересно, могут почитать про противокорабельные ракеты).
Если даже танк 1 сможет заметить БПЛА танка 2, он все ровно не может по нему стрелять. Допустим, танку 1 удалось выйти на прямое столкновение с танком 2. Танк 2 сразу же осуществляет постановку аэрозольной завесы. И с помощью РЛС обнаружит и атакует танк 1. Возможно даже заблаговременно осуществить постановку аэрозольной завесы (поддерживая её), поднять БПЛА выше облака и вести огонь по данным с БПЛА. Танк 1 из-за аэрозольной завесы не сможет прицельно стрелять. Если танк 1 предпочтет отсиживаться в укрытии, танк 2 может постепенно передвигаться от одного укрытия к другому, периодически подымая БПЛА для оценки обстановки. БПЛА дает шанс избежать засады, буквально заглядывая за возможные укрытия.
В данном примере у танка 2 не рассматривалось присутствие машины управления, где находится командир танка. Машина управления не будет бездействовать. Если ей не с кем взаимодействовать (получать разведывательные данные), она тогда сама будет играть роль разведывательной машины.
В реальности танки не воюют отдельно от остальных войск. Основной задачей предлагаемого танка будет работа по внешнему целеуказанию. Предлагаемый танк сможет относительно безопасно вести огонь. И главную опасность для него будут представлять летательные аппараты (БПЛА) и контрбатарейный огонь.
Можно сказать, что данный танк является чем-то вроде артиллерийской системы переднего края и может решать только задачи по непосредственной огневой поддержке войск. А есть ещё задачи по разведке боем, так сказать, по «прикрытию бронёй» и т.д. Все правильно. Он и не должен эти задачи решать. Для этого должны быть другие машины. Такие как: тяжелая боевая разведывательная машина, тяжелая БМП и так далее.
Но это уже другая тема.