После долгого молчания наши западные противники наконец ответили на разработку российского танка «Армата», представив на выставке Eurosatory 2022 в Ле Бурже свои концепты танка нового поколения: на смену «Абрамсу» – американский танк (условно) «Абрамс+»
, франко-германский танк ЕМВТи германский танк «Рейнметалла» KF51 Panther.Это действительно проекты танков нового поколения, и здесь интересна сама концепция и компоновочные схемы танков. По своей компоновке все три проекта отличаются от танка «Армата». Западные разработчики принципиально не пошли на компоновку с безэкипажной башней, не ввели пушку большого калибра, но внедрили автомат заряжания и… сохранили экипаж 4 человека. Конструкции танков во всех проектах принципиально переработаны с учетом последних требований по наличию систем вооружения, защиты и сетецентрического управления, при этом объем обитаемого пространства в танке существенно сокращен. Довольно спорный вопрос необитаемой башни они решили в пользу максимальной надежности танка в боевых условиях, что может обеспечить только обитаемая башня. Мне ранее уже приходилось писать, что, исходя из опыта разработки последнего советского танка «Боксер», где я принимал непосредственное участие, идти на этот сомнительный путь очень рискованно. На Западе также не стали рисковать, сделав башню танка обитаемой, по максимуму изолировав экипаж от боекомплекта. По предварительным оценкам, боекомплект пушки во всех проектах размещен в кормовой нише башни, что уже было отработано на танках предыдущего поколения и обеспечивает максимальную защищенность экипажа при поражении танка. По прошествии более пятидесяти лет, как на советских танках был внедрен автомат заряжания, на Западе наконец-то осознали, что он необходим в танке, и ввели его во всех своих проектах. При этом они не пошли на сокращение экипажа до трех и тем более до двух человек, что не раз предлагалось при разработке советских и российских перспективных танков. Все это объяснимо, поскольку, исходя из решаемых экипажем задач, сокращать его до менее трех человек без потери качества управления – невозможно. При возможности сократить экипаж до трех человек западные конструкторы оставили четыре, и это связано с усложнением решаемых экипажем задач в условиях современного боя (о функциях четвертого члена экипажа – ниже). Одной из основных задач стало требование ограничения массы танка до 60 тонн, так как существующее поколение западных танков уже перевалило за 70 тонн и приближается к массе 80 тонн, что для маневренного вида вооружения в принципе недопустимо. В этой связи заявленная масса «Абрамс+» – 61 тонна, ЕМВТ – 59 тонн, KF51 – в этом же диапазоне, хотя в перспективе при неизбежной модернизации танков им вряд ли удастся удержать заявленную массу.
Компоновочная схема танков
В качестве основного вооружения на «Абрамс+» и ЕМВТ установлена 120-мм гладкоствольная пушка, на KF51 – 130-мм пушка. На использование пушки более мощного калибра не пошли. Опять же, из опыта разработки танка «Боксер» – установка по требованию ГРАУ 152-мм пушки привела к большим проблемам по массе танка, невозможности размещения необходимого количества боекомплекта и проблемам по его изолированию от экипажа, а также к снижению надежности работы автомата заряжания. В качестве дополнительного вооружения на «Абрамс+» установлен дистанционно управляемый модуль с 30-мм автоматической пушкой. На ЕМВТ таких модуля два: с 30-мм пушкой и второй – с пулеметом, совмещенным с панорамой командира. На KF51 дистанционно управляемые модули отсутствуют.
Вооружение танков
Сетецентрическая система управления
С учетом того, что современный танк никак не может эффективно использоваться на поле боя без организации взаимодействия разнородных сил и средств с помощью специального оборудования сетецентрического управления, разрабатываемые танки включены в эту систему. Более того, первые поколения таких систем уже были внедрены на танках «Абрамс», «Леклерк» и «Леопард-2», проверены в боевых условиях и доказали свою эффективность. На российских танках это только в проекте на танке «Армата». В разрабатываемых западных танках устанавливается необходимый набор прицельных комплексов (на «Абрамс+» установлены две панорамы – командиру и наводчику, обеспечивающие значительно лучшие условия по обзорности), всесуточные приборы наблюдения и целеуказания, навигационные системы, каналы закрытой цифровой связи, системы автоматического получения и отображения информации от всех участников сетецентрического боя. С этой же целью на танках устанавливаются уже неоднократно доказавшие свою эффективность БПЛА. На танке KF51 имеется пусковая установка на четыре БПЛА, что существенно расширяет возможности танка по разведке позиций противника, ориентированию на местности и организации взаимодействия на поле боя. С целью более эффективного использования возможностей сетецентрического управления и потребовался четвертый член экипажа, он, естественно, не заряжающий и выполняет функции, близкие к уже забытому стрелку-радисту. Отвечает за дистанционно-управляемый модуль вооружения, управление беспилотниками, наблюдение, сбор и предварительную обработку информации для разгрузки работы командира танка, то есть все вспомогательные функции, которые наложила сетецентрическая система управления. Это говорит о том, что введение систем автоматического сбора информации и управления далеко не освобождает человека от анализа обстановки и принятия квалифицированных решений при выполнении боевой задачи.
Чем мы можем ответить?
Западные проекты танка будущего и российский проект танка «Армата» в компоновочных решениях и оснащении танка во многом совпадают: пушка 120–125–130 мм, дистанционно управляемые модули дополнительного вооружения, масса до 60 тонн, набор прицельных комплексов и приборов сетецентрического управления с использованием БПЛА и изолированное от боекомплекта размещение экипажа. Принципиально концепция разошлась в двух вопросах – не обитаемая башня и численность экипажа (три и четыре человека). Западная концепция выглядит все-таки более убедительной и направлена на обеспечение большей надежности и работоспособности танка при его использовании в реалиях современной войны. По танку «Армата», по которому уже с 2015 года пять раз переносили сроки принятия на вооружение, по всей видимости, из-за серьезных технических проблем, стоит наверно доработать концепцию танка с учетом нашего и зарубежного опыта, провести без суеты необходимый цикл испытаний и добиться подтверждения заложенных в него характеристик. Опыт применения танков в локальных и относительно масштабных военных конфликтах последнего времени, а также наработки по облику танка будущего говорят о необходимости проведения работ в двух направлениях: 1)
, способный противостоять такого же уровня противнику, и 2)
(вместо этого недоразумения БМПТ «Терминатор», который уже много лет не знают, куда пристроить) , хорошей защитой, мощной 152-мм короткоствольной пушкой (желательно гаубицей) с осколочно-фугасными, бетонобойными снарядами и управляемыми ракетами, выстреливаемыми через канал ствола пушки, оснащенный БПЛА и дистанционно-управляемыми модулями вооружения различного назначения.
"Есть мнение, что удары по России западными ракетами прекратятся из-за опасений дальнейшей эскалации"
С чего бы это? Из жалости к