Сдав без боя в 1940–1943-м Японии значительную часть своих заморских территорий, наши союзники по антигитлеровской коалиции уже в 1945-м объявили войну охватившему бывшие колонии национально-освободительному движению.
2 сентября 1945 года на борту американского линкора «Миссури» был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Японии. Это стало возможным благодаря молниеносному разгрому Квантунской армии советскими войсками при участии МНР. Главная сухопутная сила Японии за полторы недели потерпела сокрушительное поражение на севере Кореи и в северо-восточном Китае. Но вроде бы сложившие оружие императорские войска весьма пригодились в Юго-Восточной Азии (ЮВА) нашим западным союзникам как метрополиям.
Индонезия провозгласила независимость от Голландии уже 17 августа, Вьетнам от Франции – именно 2 сентября, тогда же активизировалось освободительное движение в Малайе, Камбодже, Лаосе, Бирме, Сингапуре, на принадлежавших США Филиппинах. Эти территории, напомним, были оккупированы Японией в 1940–1943 годах.
К концу августа – началу сентября 1945 года были также освобождены Северный Китай (с участием войск МНР), Южный Сахалин, Курильский архипелаг. По признанию Черчилля, «даже атомные бомбардировки, совершенные США, не привели к столь катастрофическому поражению Японии. Под влиянием советского фактора, а также участия Монголии в военной кампании СССР на Дальнем Востоке одна за другой территории в Юго-Восточной Азии стали объявлять независимость». В начатой Западом уже в августе-сентябре войне с «сепаратистами» активно участвовали не разоруженные в большинстве своем и не выведенные японские оккупационные войска. Ибо западные союзники СССР к концу августа 1945-го даже не приблизились к «своим» обширным территориям в ЮВА за редким исключением (Бирма, Филиппины, восточная часть Индонезии). В целом не меньше 40 тысяч японских солдат и офицеров (включая полицейские части) с приданным им вооружением пытались вместе с колонизаторами в крови потопить национально-освободительное движение в регионе.
Примечательно, что западные вооруженные силы почти не противодействовали японской агрессии в ЮВА (за исключением подразделений армии США в некоторых районах Филиппин). Скажем, британские Сингапур и Гонконг были сданы японцам без сопротивления. Но война за восстановление колониального статуса территорий велась, что называется, с полной отдачей.
Основатели независимых Вьетнама и Индонезии Хо Ши Мин и Сукарно, генералиссимус Чан Кайши, генерал де Голль и даже командующие западными силами в регионе признавали, что беспрецедентно быстрый и стратегически уникальный разгром Квантунской армии буквально всколыхнул освободительное движение. По мнению голландского губернатора Индонезии ван Моока (октябрь 1945-го), «никто, пожалуй, не мог ожидать, что после изнуряющей войны с Германией СССР столь быстро расправится с Квантунской армией. Это не могло не вдохновить местное население других территорий на борьбу за независимость. Ибо японские войска там бездействовали с середины августа, а союзники были еще не близко ко многим из этих территорий. Так, войска Нидерландов стали прибывать в регион только к середине сентября, британские – немного раньше, французские – позже нидерландских».
В развязанной французами и британцами колониальной войне в Малайе (теперь – Западная Малайзия) и Индокитае участвовали и некоторые воинские части Таиланда – союзника тогдашней Японии. Кстати, Камбоджу, Лаос и Вьетнам Франция сдала ей без сопротивления, и вскоре Таиланд включил в свой состав западные районы обеих граничащих с ним стран. Но к середине сентября 1945 года Бангкок отдал захваченные земли прежним «владельцам».
По имеющимся данным, Чан Кайши, маршал Хорлогийн Чойбалсан и Махатма Ганди небезосновательно подозревали Запад в том, что главная для него задача даже ценой военных поражений в ЮВА и западной части Тихого океана расширить японскую агрессию в Китае и по возможности направить ее на СССР (попутно – на союзную ему Монголию). Во всяком случае до 1944 года генштаб Китая, где был основной фронт сухопутной войны с Японией, не входил в состав объединенного азиатско-тихоокеанского комитета военных штабов Великобритании, США, Австралии и Новой Зеландии. Впрочем, не было в этой структуре и деголлевской «свободной Франции», хотя Индокитай, портовый район Гаунчжоувань (вблизи Гонконга) и большая часть южно- и центральнотихоокеанских островов считались принадлежащими Парижу...
Колониальную войну наши экс-союзники вели с особой жестокостью. Погибли, пропали без вести, получили увечья свыше 4 миллионов местных жителей, в том числе многие герои антияпонского Сопротивления. СССР и Китай, конечно, помогали народам региона в их борьбе с колонизаторами. Только в конце 1962 года была поставлена точка в военных и политических попытках Запада восстановить колониальные порядки в ЮВА: принадлежавшая Голландии часть Папуа – Новой Гвинеи (Западный Ириан) стала индонезийской. Но в результате означенных войн Вьетнам оказался расколотым до весны 1975-го, вооруженное противостояние в Малайе длилось до конца 50-х годов, в Индонезии – до 1953-го, в Индокитае – до середины того же десятилетия. Раньше других получили-таки независимость Филиппины (в 1946-м, но США разместили там военные базы), и Бирма (в 1948-м).
Тем не менее регион остался под полицейским надзором Запада. В 50–60-х годах в ЮВА и Океании были созданы военно-политические блоки (СЕАТО, затем АНЗЮК и АНЗЮС) для «сдерживания» СССР и КНР, борьбы с коммунистическим и антиколониальным движениями.
Словом, разгром Квантунской армии и последовавшая капитуляция Японии стали, можно сказать, отправной точкой нового и в целом успешного этапа антиколониальной борьбы народов ЮВА. Но, заметим, и в Европе, и в АТР Запад в 30-х – начале 40-х годов проводил едва ли не одну линию: не оказывая надлежащего сопротивления агрессорам, столкнуть их с СССР. А позже всеми силами и средствами пытаться восстановить колониальное господство в Юго-Восточной Азии. Эти планы и войны были вызваны, во-первых, стратегической ролью региона в поставках метрополиям разнообразного сырья (нефти, марганца, каучука, драгоценных металлов и камней, руд цветных металлов, тропической древесины, а во-вторых, тем, что самые удобные морские пути скрещиваются именно в этом регионе, являющемся к тому же «мягким подбрюшьем» Китая.
Первоисточник: http://vpk-news.ru