К Первой мировой войне Каспийская флотилия была местом скучным и захолустным – противников нет, единственное государство, выходящие к Каспию, помимо, понятно, России, своих морских сил не имеет, знай – служи пугалом для вассальных, по сути, персов и занимайся перевозками и борьбой с контрабандой. Мощью флотилия тоже не потрясала:
К началу 1918 г. в Баку находились канонерские лодки «Ардаган», «Карс», посыльные суда «Астрабад», «Геок-Тепе», «Араке», вооруженный буксир «Красноводск» и несколько катеров.
Но и этого, строго говоря, было много, за полным-то неимением противника. Собственно, война каких-либо хлопот флотилии не доставила, персы были под полным контролем, бои шли дальше – в Турции и Месопотамии, а перевозки они и есть перевозки. Все изменил 1917 год, точнее – «великая и бескровная» Февральская революция. К лету, еще без всяких большевиков, начался развал турецкого фронта, и турки, сначала возвратив территории свои, стали поглядывать на Закавказье. Причины таких аппетитов были – на юге бывшей империи поднял голову национализм, в Баку рабочие поддерживали большевиков, власть Временного правительства была во многом номинальной. А после революции Октябрьской и вовсе: Кавказского фронта не стало, зато меньшевики создали свои правительства, в противовес правительству Шаумяна в Баку.И тут в дело вмешались англичане. Понять Антанту можно, что на Дальнем Востоке, что на Севере, а что и на Каспии – после Брестского мира Германия могла получить огромные ресурсы на продолжение войны. В Архангельске это были склады и база, а на Каспии – нефть. Один из основных мировых источников нефти в то время. Что, впрочем, не отменяет личной корысти – и в смысле приватизации в свою пользу наследства умершей империи, и в плане создания вассальных государств и распространения влияния в новые зоны.Отойдя на секунду в сторону от темы – Белое движение поддержка союзников во многом и погубила, толку с нее было, как говаривал черт, остригая кошку, мало, зато шума – много. В смысле – поддержка была недостаточной, зато картина вторжения Европы в Россию налицо, а пособников оккупантов у нас традиционно не любят.
Год 1918
Большевики понимали все значение Баку для России и нефти – для промышленности, и именно потому уже в апреле 1918 года каспийцы высаживали десанты против белых в Дагестане. В мае же ситуация меняется – турки начинают наступление на Баку, и перед большевиками встает вопрос в стиле «казнить нельзя помиловать». Воевать согласно Бресту – нельзя, и не воевать тоже нельзя, а вокруг бардак – помимо большевиков, есть меньшевики и прочие, суверенный Азербайджан и англичане, поддерживающие таких же суверенных армян против турок. Данный гордиев узел разрубили англичане – оккупировав север Персии, они создали там свою флотилию из русских торговых кораблей, вооруженных английской артиллерией и смешанными экипажами, и вмешались в конфликт. Изначально неудачно – турки Баку заняли. Но уже 30 октября Османская империя капитулирует, и 17 ноября 1918 года генерал Томпсон с пятитысячным отрядом вступает в Баку.Старая флотилия к тому времени приказала долго жить, корабли остались, но экипажи были полностью разложены:
Революция не только морально разложила команды кораблей, но она физически испачкала корабли. От былой щепетильной чистоты не осталось следа. От былого веселого, подтянутого, молодцеватого и чистого вида команды тоже не осталось следа. Это была какая-то банда разнородно и грязно одетых людей, мрачных и насупленных, шляющихся с папиросками в зубах.
А с техническим состоянием тоже все было не слава Богу. Впрочем, к концу 1918 года проблемы нефти волновали в России мало кого – когда бои идут по всей территории страны, это как раз несущественные детали. Но там, где гибнет старое, всегда найдется место новому, и Каспийские флотилии возрождаются, точнее – создаются с нуля.Москва, оправившись от провала в состояние Гражданской, быстро оценила значение кораблей и, имея в распоряжении внутренние водные пути и Балтийский флот, быстро перебросила в Астрахань шесть устаревших эсминцев и четыре субмарины, организовав Каспийско-Астраханскую флотилию. В ее составе был молодой Исаков, будущий советский адмирал и флотоводец. Бои на Каспии, конечно, не относятся к шедеврам искусства войны, у белых хватало опытных офицеров, но без надежных матросов, у красных – были боевые корабли, но дикая нехватка офицеров, это как раз та ситуация, когда обе стороны не могли продемонстрировать чего-то серьезного:
Была масса осечек, вначале почти половина, к концу боя около одной трети. Наши снаряды давали небольшой всплеск, почти без дыму, еле видный, что крайне затрудняло пристрелку. Наши снаряды вначале ложились беспорядочно, плохо по целику, бессистемно по прицелу и давали почти исключительно недолеты.
Как у белых, так и у нас, белые пароходы, сами постреляв куда-то в сторону противника, серьезных повреждений не получили. Стычка (или битва) возле острова Чечень закончилась. Не закончилась война, где у красных задачей номер один была оборона Астрахани, у белых – ее захват, а англичане были на своей стороне.Помимо англичан, которые и контролировали Каспий той зимой, через их марионеточное Каспийско-Кавказское правительство атамана Бичерахова. Впрочем, скоро неуживчивый атаман ушел в Дагестан, а Баку передали азербайджанцам. Точнее, как передали – допустили, контроль над Каспием британцы отдавать не собирались, вывезя из региона ценностей (в основном – нефти) на 115 миллионов золотых рублей. Бичерахов тоже пытался обзавестись флотом:
Год 1919
8 ноября «Нобель» и «Алла Верды» пришли в Красноводск. Там они увидели странное зрелище. Небольшой пароход «Пир-Алаги» носился по Красноводскому рейду и грозил обстрелять берег из своей 37-мм пушки и двух пулеметов. Оказывается, этот пароход был вооружен Бичераховым, а команда его вместе с капитаном – в стельку пьяны.
Но не очень и успешно. Силой оставались англичане, которые вооружали транспортные суда, превращая их во вспомогательные крейсера, силу на Каспии пытался создать ВСЮР Деникина для организации устойчивой связи с Колчаком.
Каспийская военная флотилия Вооружённых сил Юга России (КВФ ВСЮР) с главной базой в Петровск-Порте (ныне Махачкала) была создана в апреле 1919 года, подчинялась начальнику морского управления ВСЮР вице-адмиралу А. М. Герасимову и в оперативном плане – командующему вооружёнными силами Терско-Дагестанского края, затем Северного Кавказа.
Но им, опять же, препятствовали англичане, которые видели в Каспии и Баку выгодную и богатую колонию. В этом смысле – что белые, что красные были угрозой этим планам, белые на начало весны 1919 года даже большей, ибо находились ближе. Между тем сами англичане перебрасывали на Каспий гидросамолеты и торпедные катера, а персидский порт Энзели превратили в свою базу.Война на Каспии возобновилась весной, после ледохода, уже 30 апреля 1919 года красные захватывают форт Александровский без боя. Как частенько бывало в те времена – разагитированный гарнизон попросту принял сторону красных. Главная проблема флотилии 1918 года – отсутствие нормальной базы, а Астрахань такой быть не могла по причине мелководности, была решена. Но не до конца. Нужен был гарнизон, береговые батареи, нормально налаженная служба и ремонтные мощности.А 20 мая грянул бой в Тюб-Караганском заливе. И битва эта зеркало русской Смуты. Красные проспали подход белых, эсминец «Москвитянин» вышел из строя в начале боя, субмарины были небоеготовы, в итоге – потеряны минзаг «Демосфен», плавбатарея, плавбаза «Ревель» и посыльное судно. Кроме того, в порту взорвался транспорт со снарядами. Белые, в свою очередь, имея авиацию и торпедные катера, добивать красную флотилию не стали, и в итоге она ушла в Астрахань. Почему не стали – англичане были против, им как раз решающая победа одной из сторон была не нужна. Любой победитель в нашей Гражданской сразу бы поднял вопрос Баку и нефти.Между тем красным стало не до открытого моря – Колчак и Деникин рвались к Астрахани, дабы соединиться, и главной задачей и армии, и флота стала ее оборона. Все лето и часть осени судьба войны решалась на суше, а предельно изношенные старые эсминцы красных в открытое море не выходили – хватало других задач. Между тем в июне англичане покидают Баку, передав свои корабли белым, включая и гидросамолеты, и торпедные катера. Астрахань устояла, и вопрос Каспия снова становится актуальным. Все бои этого периода – перестрелки в окрестностях Астрахани, где белые пытались поддержать свои войска, а красные – свои. Особого успеха стороны не имели, а дисциплина у белых тем временем проседала:
«…леность, пьянство, дебоши и скандалы офицерства, показывая дурной пример матросам, подрывают авторитет начальников, играют в руки большевистским агентам, находящимся в среде беспризорных матросов... Пьянство морских чинов на берегу приняло такие размеры, что для борьбы с этим злом начальником войск Дагестана принимаются чрезвычайные меры».
Вдобавок белые еще окончательно погрызлись с Азербайджаном и всерьез стали готовиться к войне еще и с ним... Боевые действия прекратила зима, но перелом на суше означал и перелом на море, и стороны это понимали.Вообще, сила у белых была огромная – 10 торпедных катеров, десять самолетов, куча вооруженных пароходов и даже трофейный эсминец «Москвитянин», правда, неисправный. Но единственный город, где эта сила могла пройти полноценный ремонт – Баку, подконтрольным белым не был, а на суше преимущество красных нарастало. Собственно, оно все и решило – отступление на суше привело к полной деморализации белой флотилии и бегству ее в Персию. Наступающая по обоим берегам Каспия Красная армия оказалась гораздо более эффективным морским оружием, чем корабли. В принципе, ситуация была зеркальной 1919 году – поражения на суше Красной армии предопределили поражение на море, и никакие авантюры помочь в этом деле не могли. А финал войны на Каспии оказался красивым:
Год 1920
В виде десанта в Персию и захвата порта и военно-морской базы Энзели со взятием трофеев:
17 морских судов, плавбаза с четырьмя торпедными катерами, гидроавиатранспорт и четыре гидросамолета, 70 орудий и 3 полевых радиостанции.
И дальнейшим провозглашением Гилянской Советской республики. Один из белых офицеров писал:
Англичане все бросили, все их склады были разграблены персами, уважение к ним было потеряно, и вся ситуация в Персии повернулась так, что мы стали гордиться своими русскими, хоть и нашими врагами.
Война на Каспии в 1918–1920 годах доказала простую и очевидную истину: в прибрежных водах флот – инструмент вспомогательный, и его судьба определяется на суше. Старую Каспийскую флотилию погубил воистину эпический бардак в Закавказье, Красная флотилия потерпела поражение, пытаясь действовать вместо армии, сама захватывая себе базу, а Белая флотилия после поражения своей армии просто сбежала в Энзели. Флот же Азербайджана в бой так и не вступил и перешел красным без боя. Это не значит, что корабли не нужны, на такого рода театрах – они необходимы. Так, наличие Красной флотилии помогло удержать Астрахань и обеспечивать контрабанду нефтепродуктов в самый тяжелый период, ну и точка в войне тоже сугубо морская. Но необходимы они сугубо в определенных пределах и для узких задач. Флотилия не могла предотвратить поражения, она могла их ослабить. Второй вопрос – судоремонт и снабжение. Имея связь с внутренними районами страны, РККФ мог позволить себе судоремонт и пополнение, белые же, отрезанные от Баку, несмотря на помощь англичан – не могли. В целом же война на море – это часть войны на суше, что на Каспии времен Гражданской, что на Балтике 1941 года, что гораздо ранее возле стен Порт-Артура. И видеть во флоте во время войны сухопутной самостоятельный инструмент – глупо.