Добро пожаловать в Петербург
Делегация Катара на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2021) 2–5 июня 2021 года станет для этой страны одной из крупнейших в истории её участия в форумах такого рода. Буквально на днях посол Катара в России Ахмед бен Насер Аль Тани сообщил СМИ, что делегацию страны на ПМЭФ-2021 возглавит сам Эмир Катара шейх Тамим бен Хамад Аль Тани.
В составе делегации также будут вице-премьер, министр иностранных дел шейх Мухаммед бен Абдель Рахман Аль Тани, министр торговли и промышленности Али бен Ахмед аль-Кувари, представители руководства Qatar Petroleum и еще свыше 30 крупных национальных компаний.
– заявил на днях СМИ посол Катара в Москве Ахмед бен Насер Аль Тани.
Посол отметил также, что в рамках деловой программы форума будут организованы обсуждения промышленного, инвестиционного, технологического, образовательного, культурного, спортивного потенциала Катара и его сотрудничества с РФ в этих секторах.
Кроме того, крупнейшие катарские компании будут представлены в национальном павильоне, где пройдут двусторонние встречи, дебаты и круглые столы на тему взаимодействия Катара с Россией. В прошлом году вице-премьер РФ Александр Новак заявил ТАСС, что
По словам А. Новака, обе страны рассматривают совместные проекты на 12 миллиардов долларов. Прежде всего, они касаются создания совместных предприятий по производству оборудования для нефтегазовой отрасли и нефтегазохимии. Кроме того, в 2018–2019 гг. Катар подписал семь сертификатов на ввоз животноводческой (в том числе птицеводческой) продукции из России, включая мясные консервы. Эти поставки стабильно растут.
Газовый баланс
Ввиду географического фактора, Катар, по оценкам двустороннего Делового совета, заинтересован также в росте импорта из РФ. Так, транзитом через Иран возможны масштабные поставки зерновых и продуктов их переработки, деловой древесины, многих видов сырья для быстро развивающейся химической промышленности Катара.
Приоритет российских товаров вполне обоснован, так как ввоз этих товаров из Австралии, Африки, Восточной/Юго-Восточной Азии в Катар намного дальше по расстоянию, что ведёт к значительным транспортным расходам и более длительным срокам доставки.
Напомним, что Катар уже много лет, как вошел в число крупнейших производителей и экспортеров сжиженного природного газа (СПГ). Страна также и крупный экспортёр нефти и нефтепродуктов – участник ОПЕК. США всерьёз пытались навязать Европе поставки газа из Катара в качестве альтернативы «Северному потоку-2».
При этом руководство Катара, которое планирует дальнейший рост экспорта СПГ в Европу, КНР и Японию (см. Катар – совсем не чёрт из табакерки), по всем признакам вряд ли заинтересовано в обострении конкуренции с трубопроводным экспортом российского природного газа.
Видимо, обе стороны будут обсуждать некие пропорции своего присутствия на зарубежных рынках газа, чтобы избежать ценовых потерь на рынках и, соответственно, причин для взаимного конфликта в этой сфере. Некое подобие двусторонней газовой ОПЕК – дело вполне реальное.
Кроме того, известно, что Катар – единственная «нефтегазовая» монархия Аравии, у которой дружественные, точнее почти союзнические взаимоотношения с Ираном. Так, Катар и Иран с начала 2000-х годов совместно осваивают одно из крупнейших в мире газовых месторождений – «Южный Парс» на морской катаро-иранской границе.
Между Дохой и Тегераном с начала 2010-х годов де-факто действует режим свободной торговли. Всё более активное сближение Ирана с РФ привлекательно для Катара с точки зрения более энергичного выхода, включая реэкспорт, на российский рынок.
Реэкспортный вариант такого выхода тем более возможен, так как Иран и РФ – ЕАЭС в ближайшее время в рамках действующей с 2020 года обоюдной зоны свободной торговли уточнят условия взаимного товарного реэкспорта и расширят ассортимент товаров внутри этой зоны.
Что касается прорабатываемого РФ и Катаром совместного производства нефтегазового оборудования, российский интерес к Катару в данной сфере всё более очевиден. Ибо к настоящему времени фактическая доля «западного» оборудования (включая его сервисное облуживание) в этой отрасли РФ, по имеющимся оценкам, превышает 65 %.
Помни о санкциях
Но это оборудование уже стареет, ибо экономические санкции Запада, действующие с 2014 года в отношении РФ, фактически исключают рост поставок российской стороне промышленного оборудования и, прежде всего, современных видов оборудования (не только нефтегазового).
Катар же в тех санкциях не участвует. И располагает мощностями по производству оборудования для глубокого освоения нефтегазовых месторождений, по максимально глубокой переработке нефти и газа (позволяющей вырабатывать больший ассортимент готовой нефтегазовой продукции высокого качества из единицы сырья).
Заметим в этой связи что, по имеющейся информации (2020–2021 гг.), глубина переработки нефтегазового сырья в Катаре – свыше 90 %, а в РФ – не более 75 %. Уровень фактической извлекаемости нефтегазового сырья, в расчете на «условно-усреднённое» месторождение, в Катаре – более 80 %, а в РФ – максимум 65 %.
При этом в России существенно дороже себестоимость добычи одного барреля традиционной нефти – 32 доллара против 7–10 в Катаре или Кувейте, Омане, ОАЭ, Бахрейне.
Схожие пропорции у РФ и Катара и по себестоимости добычи газа.
*Минимальные цифры для России – основные традиционные регионы добычи: Западная Сибирь и Волго-Уральский; максимальные цифры для России – Восточная Сибирь, Арктический регион (данные IEA).
**Украинскую минимальную себестоимость – 25 долл. (на февраль 2013 г.) – «Укргаздобыча» привела как расчетную.
Более активное взаимодействие РФ с Катаром, по крайней мере, экономическое, предопределено многими факторам, тесно взаимосвязанными друг с другом.
Потому столь представительным и запланирован состав катарской делегации на предстоящем ПМЭФ-2021.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!