В прошлый раз мы рассказали вам об одном из «кирпичиков» переформатирования массового сознания – «Городе Солнца» Томмазо Кампанеллы. Многие из его идей потом были восприняты социалистами-утопистами и даже В. И. Ленин посчитал заслуживающей внимание его идею пропаганды и обучения народных масс посредством картинок, нарисованных на стенах. Но сегодня речь у нас пойдёт о другом – «теории», которая могла бы полностью изменить духовный мир человечества, и которой, однако, сделать это так и не удалось. Это не что иное, как религия катаров, альбигойцев, распространившаяся на Юге Франции в начале XI века. Почему именно тогда? Скорее всего, более или менее ровное развитие стран Западной Европы в это время испытало некий толчок. Слишком много лесов было сведено под пашни, люди стали лучше питаться, а в результате на свет божий родилось слишком уж много вторых и третьих сыновей, которым волшебных котов Шарля Перро отнюдь не хватало. Проблема «излишков» феодального сословия была найдена в крестовых походах. А вот как было быть с крестьянами? Требовалось ещё и нечто духовное, что помогло бы бедным, да и богатым пережить эти… «вызовы времени», и оно, это «духовное», появилось в форме модифицированного христианского вероучения.Катары говорили, и это находило отклик в сердцах, что нет одного бога, а есть два, и они борются за власть над миром. Один бог – добра. Другой – бог зла. Душа человека бессмертна и устремлена к богу добра, но его бренное тело принадлежит тёмному богу. Откуда это известно? Ведь святая инквизиция постаралась уничтожить всё, что так или иначе бы связано с «катарской ересью». Но, по счастью, время сохранило для нас два богословских трактата и три «ритуала».
Первый: «Книга о двух началах», хранится во Флоренции. Этот манускрипт на латыни, датированный примерно 1260 годом и представляющий собой нечто вроде резюме фундаментального труда катарского доктора Джованни де Луджио из Бергамо, написанного ранее, около 1230 года.Второй трактат был обнаружен Праге в 1939 году и также является латинской копией манускрипта, изначально написанного в начале XIII в. на окситанском языке неким Бартоломью де Каркассоном. Дошли до нас и три «ритуала»: «Латинский ритуал» во Флоренции, «Провансальский ритуал» — в Лионе (в нём содержится полный перевод Нового Завета на окситанский язык), и ещё один «Ритуал» (тоже на окситанском), который хранится в Дублине. Все они по времени написания относятся примерно к 1250 году.
Так что мы совершенно точно знаем, что катары считали земной мир миром зла, зато мир небесный, в котором обитали души людей, подлинным царством добра. Священным писанием у катаров являлся исключительно Новый Завет, в особенности Евангелие от Иоанна. Посланиям апостола Павла также придавали большое значение, а вот Ветхий Завет они однозначно не принимали.По мнению катаров, все человеческие души: мужские и женские, души богатых и бедных, истинно верующих и еретиков, неверных и евреев — были равны между собой и имели божественное происхождение. И по милосердию Божьему им всем была открыта дорога к спасению.
Что же касается Христа, то, по их мнению, Сын Божий пришёл в этот мир совсем не для того, чтобы искупить какой-то там первородный грех. Вовсе нет. Просто своей смертью на кресте он должен был напомнить людям, что Царство их не от мира сего, и научить спасительному таинству, которое навсегда избавило бы их от зла и от бремени перерождений во времени. Это было таинство крещения Святым Духом, переданное им своим апостолам.И вышло так, что именно учение катаров дало людям ответ на многие вопросы, на которые католическая церковь не отвечала, и потому стала выглядеть в их глазах несостоятельной.
Причём катары объясняли, почему Бог не внемлет просьбам людей. Ведь Бог добра, говорили они, это бог высшего мира, и потому мира земного, которым управляет Бог зла, он попросту не замечает. Поэтому всё зависит только от тебя. И если ты праведно живёшь, то твоя душа окажется в мире Бога добра. Если неправедно, то после смерти бренной оболочки она возвращается в мир зла «на второй год», и так до тех пор, пока ты не научишься жить как положено. Счастье ты можешь обрести только в высшем мире, а в мире земном ты обречён на страдания. Что до отношения к церкви, то истинная церковь, учили они, не снаружи, «». Очень интересным было у них и отношение к смерти. В протоколах Инквизиции было записано:
«Ушедшие братья возвращаются, молятся вместе с нами, вкушают из одной Чаши, а затем благолепно исчезают.»
То есть катары проповедовали истины, отзывавшиеся в сердцах простых людей. Что же касается иерархии, то среди них были «совершенные» (их ещё назвали «Дети Света»), дававшие обет аскетизма и отказавшиеся от имущества и радостей жизни, и «профаны» – простые верующие, живущие обычной жизнью как добрые христиане и чтущие заповеди. Однако новую веру принимали не только лишь простые люди, но и окситанская аристократия. Большинство из знатных семейств Лангедока, Гаскони, Тулузы восприняли вероучение Детей Света.Интересно, что с детьми катары разговаривали как с равными (это в то-то время!) и пытались научиться их чистому и наивному взгляду на мир, повторяя при этом евангельскую заповедь: «
».Между тем политически Юг был независим от Франции и состоял из двух обширных территорий — графства Тулуза и маркизата Прованс. Господином этих земель являлся граф Раймунд VI Тулузский, граф Сен-Жиль. Хотя номинально он был вассалом французского и арагонского королей, и императора Священной Римской империи, но своим богатством, знатностью и влиянием он не уступал многим европейским правителям куда более высокого ранга. И вот именно здесь и появилась катарская «ересь», которая настолько быстро завоёвывала сторонников, что ещё немного — и на земле появился бы новый Рим. Впрочем, «катарами» их стали называть позже. Название это произошло от греческого слова «чистый», а сами катары называли себя Bons Hommes — «добрые люди» или Bons Chrétiens — «добрые христиане».
И вот принимая во внимание богатство и процветание южных земель и ту угрозу, которую учение катаров несло католической церкви, нетрудно догадаться, что смириться с ним не могла ни духовная власть, ни светские феодалы с Севера. И вот 14 января 1208 года на берегу Роны произошло первое столкновение католиков с «еретиками». А граф Тулузский, несмотря на всю свою знатность, был объявлен еретиком и последователем сатаны. Было объявлено: «
». То есть началось контрпереформатирование сознания многих людей, опиравшееся на боязнь всего нового и… обыкновенную зависть к тем, кто живёт лучше и богаче.Катары затворились в своих замках. Но какими бы они неприступными не считались, войска крестоносцев, пришедшие в Лангедок, брали их один за другим, хотя и не без труда, о чём нам рассказывают древние хроники. Они также сообщают, что Бертран Марти, катарский епископ замка Монсегюр, в котором 200 практически безоружных людей и несколько солдат почти год сдерживали 10-тясячную армию, зачем-то выторговал перед сдачей целых 15 дней. Историки и по сей день спорят о том, зачем ему понадобились эти две недели, а главное – почему крестоносцы на это согласились.
Зато известно, что четверо Совершенных по секретному ходу в это время что-то из замка вынесли. Небольшое, но весьма и весьма ценное. Двое из них потом оказались в итальянском городе Кремона и не таясь рассказывали, что свою миссию они выполнили. Но вот что они вынесли из замка, никто из них так и не открыл.Так родилась легенда о том, что это был Святой Грааль. Причём что это такое, трактуется опять-таки по-разному. По одной версии — это некий сосуд, в который Иосиф Аримафейский собрал кровь Христа, умиравшего на кресте. По другой – блюдо Тайной вечери, а для кого-то это своего рода рог изобилия, или, как об этом повествуют легенды Монсегюра – золотой реликварий в форме Ноева ковчега. По легенде, он обладал различными магическими свойствами, но что это было точно, не знает никто. А всё потому, что катары учили: «
».Именно поэтому сдавшимся в Монсегюре катарам, которые согласились принять католичество, было предложено пройти испытание – перерезать горло собаке. И практически никто на это из них не согласился. В итоге крестоносцы сожгли там 215 человек, имена которых дошли до наших дней исключительно благодаря записям инквизиторов.
А в августе 1964 года спелеологи на одной из стен замка нашли какие-то значки, и самое главное – чертёж. Это был план подземного хода, идущего от подножия одной из стен к ущелью. В нём были найдены скелеты с алебардами, но кто были эти люди, что погибли в подземелье, неизвестно. Здесь также нашли несколько интересных артефактов с катарскими символами.Пчела на пряжках и пуговицах «совершенных» символизировала тайну непорочного зачатия. Пятиугольник считался отличительным знаком апостолов катаров, не признавших крест и обожествлявших именно пятиугольник — символ распыления материи. Недаром французский специалист по катарам Фернан Ньель утверждал, что в этом замке «
». Одним словом, там много было найдено всего такого, что говорит нам о сложном и в целом позитивном мировоззрении катаров, более позитивном, скажем так, нежели классическое христианство. Но… это, пожалуй, и всё, что можно об этом сказать. На этой основе переформатирование не удалось в очередной раз. Сила северных мечей оказалась убедительнее проповедей и жертвы «совершенных».