Сразу скажу, полным перечнем вопросов, рассмотренных на переговорах Путина с Блинкиным в присутствии старика Джо, не владею. Как-то так сложилось, что и в этот раз меня не пригласили. Понимаю всю степень общественной озабоченности этим печальным обстоятельством, сам только-только от шока отошёл, но, как говорится, что выросло.
А выросло нехорошее. Открыть глаза первым лицам Штатов на недопустимое жлобство сотрудников ФБР, отобравших честно заработанное у специалистов из DarkSide , в итоге было некому.
Но обо всём по порядку.
Colonial Pipeline. Две параллельно проложенные трубы, обеспечивающие доставку 3 млн. баррелей в сутки бензина и дизеля с авиа керосином на расстояние 8,5 тыс. км. Из Хьюстона в гавань Нью-Йорка и чуть далее, в городок Линден, штат Нью-Джерси.
Как часто случается, о проблемах владельца труб, как и о самом существовании продуктопровода, широкая общественность узнала лишь по результатам успешного решения этих проблем.
Но в более узких кругах, где поставки нефтепродуктов являются предметом профессионального интереса, о нежелании трейдеров гнать соляру из Техаса на север стало известно ещё в ноябре прошлого года.
В январе 2021 по колониальной трубе переправлялось только 613 тыс. баррелей дистиллятов в сутки, то есть, использовалось менее половины пропускной способности системы.
К концу марта 2021 логистическая коллизия, обусловленная невозможностью заполнения трубы, достигла, как тогда казалось, апогея: Colonial Pipeline Company объявила о полном отсутствии поставок дизеля.
Неурядицы с дизтопливом отразились и на движении бензина. Я не в курсе, связано ли это с экономикой процесса, или с технической невозможностью раздельной эксплуатации бензиновой и дизельной труб, но поставки бензина в гавань Нью-Йорка стали отставать от графика. В результате под угрозой срыва оказался ежесезонный переход с зимнего бензина на летний: склады отправителей в Хьюстоне всё ещё забиты зимним топливом, люди волнуются и трясут контрактами со штампом «уплочено» и страшной формулировкой «в случае неисполнения…», а в Нью-Йорке, согласно экологическому законодательству Штатов, уже положено ездить на летнем.
К концу апреля – началу мая запах грядущей катастрофы стал практически осязаемым. И тут на сцену выезжают добры молодцы DarkSide и за смешные деньги решают все вопросы.
«11 мая 2021 года EPA [Агентство по охране окружающей среды США] выпустило экстренный отказ от требований к бензину с низкой летучестью (RFG) в зонах покрытия RFG в округе Колумбия,
Мэриленд, Пенсильвания и Вирджиния. Этот отказ является ответом на неожиданное закрытие Colonial Pipeline.»
В тот же день EPA освободило от перехода на летний бензин ещё 9 штатов, по территории которых проходит кибератакованная труба. А 28 мая объявило о пролонгации этого послабления до 6 июня. Всё остальное сделали вооружённые мешкотарой потребители.
Осталось всего лишь решить вопрос с нежеланием трейдеров гнать соляру из Техаса на север. Новая хакерская атака, по всей видимости, эту проблему решить не сможет.
Вот эта проблема в максимально наглядном виде.
Синяя кривая – оптовая цена дизеля в нью-йоркской гавани, $\галлон * 42 (в нефтяном барреле содержится 42 американских галлона).
Чёрная – цена нефти WTI, $\баррель.
Красная – индекс отпускной цены на дизтопливо от производителя.
Впечатляет, не правда ли?
Отпускная цена на 1 мая выросла до уровня февраля 2014 года. Нефть тогда торговали по 101 доллару за баррель.
А оптовая цена в Нью-Йорке соответствует нефти по 61 доллару.
Что характерно, по бензину ничего аномального не зафиксировано.
Если копнуть чуть глубже, выяснится и причина возникновения проблемы.
Да, баррель поступающей на переработку нефти на побережье Техаса стал существенно легче.
Эти факты со всей очевидностью указывают на прямо-таки бешеный рост затрат производителей и неспособность торговцев переложить этот рост на плечи местных потребителей.
Можно было бы поговорить о падении спроса, но EIA утверждает, что потребление дизеля на атлантическом побережье Штатов в марте 2021опережало допандемический, образца марта 2019, уровень.
Обеспечивался этот возросший спрос совершенно нетипичным для США способом – через импорт.
Самый мощный поток (4,8 млн. барр.) дизеля в марте пролился на Нью-Йорк из Канады. А на втором и третьем месте оказались Голландия (2,3 млн. барр.) и Россия (1,9 млн. барр.).
И это тоже удивительно, поскольку ЕС – крупнейший потребитель дизеля в мире и никогда не мог обеспечить его производства даже для удовлетворения собственных потребностей. Тем более сейчас, когда приемлемую цену и минимально необходимое количество этого вида топлива Европа поддерживает только за счёт антипандемических мероприятий. Пожалуй не ошибусь, если скажу, что поставка дизеля из Голландии – это банальный реэкспорт российского или белорусского топлива.
Забавное совпадение. Из Роттердама уплыли три танкера с солярой, и ночные бдения немецких властей по поводу антиковидных мер становятся к концу месяца перманентным явлением. В ночь на 23 марта в чью-то светлую голову (кстати, до сих пор достоверно неизвестно в чью именно) приходит мысль: а давайте-ка, камрады, отменим Пасху. Мысль видится канцлеру дельной, и мутти Анжела одобряет жесточайший карантин в пасхальные дни. Но по прошествии суток, федеральный канцлер в специальном телеобращении к нации кается перед офигевающими немцами, отменяет ошибочное решение и называет случившееся только своей ошибкой.
Это кажется странным, но решающие доводы в пользу отмены пасхального карантина предоставили бабке не чиновники от медицины, а министр транспорта Андреас Шойер. Обнаружил неучтённый дизель иль договорился с кем о поставках?
Несколько иллюстраций по теме.
Не менее любопытен заочный диалог министра энергетики Саудии с коллегой из Индии (да, Индия тоже отметилась в мартовском экспорте дизеля в Штаты)
На жалобы по поводу сокращения королевством добычи нефти и урезании поставок в Индию, араб посоветовал активнее использовать запасы, сделанные по низким ценам в 2020 году. И тут же нарвался на отповедь:
«Я вежливо не согласен с таким подходом. Конечно, у Индии есть своя собственная стратегия, когда и как использовать собственные хранилища, и мы осознаем свои интересы ».
Вот так вот, осознают они. Между тем цены на дизель с бензином на последней неделе марта подошли к рекордной отметке в 100 рупий за литр, а в апреле случился стремительный рост заболеваемости и новый локдаун.
Вывод из всего вышесказанного один: либо Иран с Венесуэлой буквально на днях будут амнистированы, либо антипандемические мероприятия радикально усилятся. Возможны, конечно и иные варианты, но лучше не надо.
В заключение отмечу, что по данным JODI, в текущем году Россия стала крупнейшим экспортёром дизельного топлива в мире, подвинув на этом пьедестале США. А если быть абсолютно точным, то подвинулись сами американцы. У них падение экспорта к прошлому году оказалось сильней, чем у нас.