Главная » 2023 » Ноябрь » 10
04:16

ХАМАС – от внутреннего джихада к вооруженному противостоянию

ХАМАС – от внутреннего джихада к вооруженному противостоянию

В пятидесятую годовщину войны Судного дня начался новый виток эскалации палестино-израильского конфликта. Его символом стал ХАМАС (Харакат аль-мукавама аль-исламийя, в русском переводе – «Исламское движение сопротивления», а по-арабски – «рвение»), осуществивший беспрецедентную атаку на юге Израиля и прорвавшийся на 20–30 км вглубь его территории. История на первый взгляд немыслимая, ибо в том же 1973 году остановленные на Синае египетские войска так и не достигли собственно Земли обетованной.Сейчас движение на слуху даже у далеких от политики сограждан. Однако что оно собой представляет, мало кто знает. Да и о целях его многие имеют смутное представление. Единственно, сразу подчеркну – с точки зрения российского законодательства ХАМАС не входит в реестр террористических организаций.

В плену стереотипов?

Будущее ХАМАС?

Это важно, ибо в течение минувшего месяца мне приходилось слышать и читать обратное. Что ж, попробуем хотя бы в общих чертах разобраться, каковы истоки движения и изначально декларируемые им цели. Итак, точкой отсчета истории ХАМАС стал далекий уже 1977 год, когда, пишет историк Г. Г. Косач,

Внутренний джихад и просвещение

в секторе Газа было вручено прошение о регистрации Мусульманской ассоциации в качестве преемника действовавшего здесь ранее отделения Движения «Братья-мусульмане». Прошение определяло ее цель – содействие перестройке сфер образования, здравоохранения, благотворительности и улучшение условий жизни местного населения в духе нравственных идеалов ислама.

Да, нюанс: меня могут поправить, обратив внимание на то, что по большому счету историю организации надо начинать с «», своего рода филиалом которых ХАМАС и является (как, кстати, и проэрдоганская «Партия справедливости и развития Турции»), но это заставило бы нас слишком закопаться в тему. Так что «Братьев-мусульман» оставим за скобками – пока, во всяком случае. Полагаю, читатели, подобно мне разменявшие шестой десяток и помнящие Я. Арафата с его светским и ориентированным на сотрудничество с СССР ООП, догадались о положительном ответе Тель-Авива. Ну а, собственно, почему он должен был быть отрицательным, когда, казалось бы (ключевое во фразе – казалось), появилась безболезненная возможность вырвать часть пассионарной палестинской молодежи из-под контроля Я. Арафата и постепенно инкорпорировать ее, при сохранении религиозной идентичности, в израильские общественные (скорее даже – производственные) структуры, о чем мечтала Г. Меир? Да и представители ассоциации, именовавшейся Аль-Муджамма аль-Исламийя, позиционировали себя с просветительских позиций и, если и говорили о джихаде, то только – внутреннем, не ставя перед собой, во всяком случае, на декларативном уровне, задачу уничтожения Израиля. Внутренний – в исламском богословии: большой – джихад подразумевает борьбу с собственными пороками и недостатками (в христианской антропологии сказали бы – страстями). Обычно для его понимания приводится следующее хадис:

Я гарантирую дом в окрестностях Джанната (Рая) для того, кто оставил ссору, хотя он был прав. Я гарантирую дом в центре Джанната тому, кто оставил ложь, даже если это была шутка. Я гарантирую дом на высших степенях Джанната тому, кто стремится улучшить свой характер.

Вооруженную же борьбу с «неверными» подразумевает малый джихад или джихад меча. Но о нем изначально при регистрации ассоциации, разумеется, речь не шла. К слову, сам джихад меча во многом аккумулировали Крестовые походы, до которых представители трех авраамических религий на Ближнем востоке жили в мире, буквально соседствуя друг с другом кварталами. Так что подобное сосуществование иудеев и мусульман на Святой, и не только, земле вовсе не утопия, а самая что ни на есть подтвержденная историей реальность. Пожалуй, наиболее яркий здесь пример – выдающийся иудейский философ и врач М. Маймонид, живший и проходивший свое научное поприще в XII веке на территории мусульманского государства Альморавидов. И приведенный пример не единичен.

Люди Писания – опыт мирного сосуществования из глубины веков

Вообще, если говорить о мирном сосуществовании мусульман и иудеев в исторической ретроспективе, предлагаю несколько отвлечься от заданной в статье темы, сделать одно небольшое отступление и углубиться в VII век. Речь о переселении Мухаммада в 622 году из Мекки в Йасриб (Медину), где давно уже сформировалась иудейская община. Часть же арабов-горожан исповедовала христианство, однако их присутствие в городе практически не ощущалось ввиду малочисленности. В силу этого правовые отношения Мухаммад выстраивал именно с иудеями и не ставил целью обратить их, как, впрочем, и христиан, в ислам. Напротив, впервые, по словам философа Я. М. Ханмагомедова,

после многих столетий было объявлено: «Нет принуждения в вере (Коран 2: 257).

Оставим за скобками сентенцию про «много столетий», поскольку религия Римской империи в дохристианский период носила синкретический характер, а обвинять ее граждан в отсутствии веротерпимости довольно странно, даже спорадически возникавшие гонения на христиан следует рассматривать, за исключением, быть может, Диоклетианова, скорее в правовом аспекте, нежели собственно религиозном. Правители другой ближневосточной сверхдержавы – зороастрийцы Сасаниды, в лице некоторых своих представителей иной раз – да, прибегали к преследованиям иноверцев, но при этом шахиншахи покровительствовали, в свою очередь, вынужденным бежать из Восточно-Римской империи монофизитам и несторианам.Мухаммад же с уважением относился к людям Писания, результатом чего стал

(в англоязычной литературе его называют или ), в рамках которой гарантировалось мирное сосуществование и равноправие мусульман и иудеев (более подробно об этом см. в приведенной ниже работе Я. М. Ханмагомедова или в лекциях историка-арабиста И. Алексеева). Примечательно, что в данном документе интересы собственно арабов-язычников не были учтены. Да, чуть позже отношения мединских мусульман и иудеев испортились, но в целом, подчеркну еще раз, опыт мирного сосуществования людей Писания в пределах халифата, равно как и мусульманских государств, имеет богатую историю, в том числе и на Святой земле. Кстати, я отметил, что путешествие в VII век являет собой некоторое отступление от заданной в материале проблематики. Это не совсем так, ибо:

Тема Соглашения периодически затрагивается в выступлениях турецких и курдских политиков, общественных деятелей, представляющих различные идеологические течения и направления в современном Ираке.

(С. Д. Галиуллина, Б. Д. Нуриев. Указ. соч.).Так что вполне возможно о первой умме (общине верующих), объединившей мусульман и иудеев на уровне равенства прав, но вне принуждения, вспомнят и нынешние последователи двух авраамических религий. Да и наличие в ХАМАС христиан мне представляется прямым результатом сбалансированной религиозной политики Мухаммада и его последователей. Кстати, сбалансированность выразилась в обстоятельствах бескоровного занятия арабами во главе с почитающимся в исламе праведным халифом Умаром Иерусалима в 637 году, разнящиеся с захватом города персами 23 годами ранее. А если говорить о шариате, то существенное влияние на него оказало не только применявшееся при Омейядах (династии, правившей халифатом с 661 по 750 гг.) Сасанидское право, равно как и римское, но также и иудейское:

Так, – пишут историки А. С. Федина и К. Б. Егоров, – принцип кровомщения в исламском праве являлся точной копией соответствующей части закона Моисеева.

Но вернемся к становлению ХАМАС. Лояльность израильских властей привела к укреплению позиций ассоциации в самых широких слоях проживавшего в палестинском анклаве населения, начиная от студентов, в том числе и постренного на средства Аль-Муджамма аль-Исламийя первого высшего учебного заведения в Газе:

Становление ХАМАС: лояльность израильских властей, строительство университета и мечетей

, и заканчивая рабочими, трудившимися на израильских предприятиях. Одновременно, согласно приведенным Г. Г. Косачаем данным, в секторе Газа удвоилось число мечетей: за 1967–1986 гг. – с 77 до 150. Помимо собственно просветительской, ассоциация осуществляла социальные функции, занимаясь снабжением жителей сектора Газа продуктами питания, решая вопросы здравоохранения, образования, призрения сирот и строительства детских садов.

Исламский университет в секторе Газа.

В пику ООП

Шаг за шагом ассоциация переносила свою деятельность на Западный берег Иордана, расширяя сферу влияния и ставя под угрозу популярность ООП, ибо не упускала, пишут исследователи Э. Милтон и С Фаррелл,

возможности противопоставить свой образ честной организации почти всеобщему восприятию ООП палестинцами как весьма коррумпированной структуры.

Ситуация в сторону обострения с Израилем начинает меняться в 1987 году, когда вспыхивает первая палестинская интифада. Ее отправной точкой стало 9 декабря. В тот день израильтянин за рулем грузовика врезался в автомобили возвращавшихся с работы трудовых мигрантов из лагеря беженцев Джабалийя в Газе. Тогда ассоциация и трансформируется в возглавляемое шейхом А. Ясином движение ХАМАС, равно как и в 1992 году появляется его военизированное крыло – бригады «Изз ад-Дин аль-Кассам». Хотя на первых порах ХАМАС, по-прежнему дистанцировавшийся от ООП, не был мишенью ЦАХАЛ. И небезосновательно, поскольку вплоть до начала 1990-х годов движение воздерживалось от ударов по объектам на территории собственно Израиля, ограничиваясь нападениями на солдат его армии или поселенцев на оккупированных территориях. Это дало повод даже радикально настроенной и ангажированной идеями джихада меча прессе писать о связях ХАМАС с Израилем. Но постепенно движение скатывается на путь конфронтации. Быть может, сюда отчасти примешался фактор бескомпромиссно настроенной по отношению к Израилю личности самого шейха Ясина, ликвидированного израильтянами в 2004, почти таким же образом, как и Д. Дудаев. Сама биография шейха – за пределами темы, но на всякий случай напомню симпатизантам этого человека, что во время второй чеченской войны он поддерживал террористов и без обиняков призывал их убивать русских. Что касается иных причин обострения ситуация, то среди них – фактор демографии, выраженный и большом проценте молодого населения сектора Газа с набором свойственных для перенаселенных кварталов социальных проблем (да, ассоциация решила многие из них, но далеко не все). Исследователь С. С. Щевелев приводит следующие данные по этому поводу:

В это время (на начало первой интифады – Прим. авт.) в мире проживало 4, 5 млн палестинцев, из них 2 млн человек в границах «исторической Палестины», из них 700 тысяч были жителями Израиля, 800 тысяч – жителями Западного берега реки Иордан, 500 тысяч жителями сектора Газа, в Иордании. 40 % населения западного берега реки Иордан и 70 % жителей сектора Газа (где плотность населения составляла 4 тысячи человек, не многим менее чем в Гонконге), были беженцами.

По мере обострения конфликта в программных документах после начала интифады ХАМАС подчеркивает, что все разногласия с ООП отходят на второй план (в следующем материале мы поговорим о том, что эти разногласия, собственно, на второй план не отошли), а его отношения к Израилю все более, хотя и, еще раз повторю, не сразу, принимают бескомпромиссно-враждебный характер. И Тель-Авив не останется в долгу, но это – другая история, в раках которой нам предстоит перебросить мост из века минувшего в настоящий.



Источник

Просмотров: 129 | Добавил: Dmitrij | ХАМАС – от внутреннего джихада к вооруженному противостоянию | Рейтинг: 0.0/0

Другие материалы по теме:


Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.
Всего комментариев: 0
avatar


Учётная карточка


Видеоподборка

00:38:01

00:38:50



work PriStaV © 2012-2024 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется
Наверх