Инициируемое США экономическое Транстихоокеанское партнерство в составе полутора десятков стран и территорий региона, исключая Россию и Китай, фактически предполагает создание своего рода восточного НАТО.
Его основа – военно-политический блок АНЗЮС (Австралия, Новая Зеландия, Соединенные Штаты) и аналогичный альянс АНЗЮК (с Великобританией вместо США). Во всяком случае количество двух- и трехсторонних военных учений в АНЗЮС за 2013–2015 годы возросло почти вдвое.
С 2013-го на них регулярно присутствуют представители британского минобороны. С начала 2014-го это ведомство проводит все более частые консультации с партнерами из Канберры и Веллингтона на предмет активизации военного сотрудничества и, соответственно, восстановления блока АНЗЮК. По имеющейся информации, в июне такие консультации состоялись в Адамстауне – административном центре британских островов Питкэрн, расположенных в юго-восточном секторе Тихого океана, вблизи морских границ Чили. То есть сфера интересов АНЗЮК распространяется на обширнейшую часть акватории.
Тем временем американские СМИ все чаще отмечают, что Россия и Китай «нуждаются» в более активном военно-политическом сдерживании. По тем же источникам, растущая политико-экономическая активность Пекина в тихоокеанских странах, в том числе островных, представляет реальную угрозу стратегическим интересам США и их союзников в бассейне Тихого океана. Аналогично расценивается в Вашингтоне укрепление позиций КНР на спорных островах Спратли (Южно-Китайское море), где разведаны крупные запасы нефти (до 55 млрд баррелей) и природного газа (свыше 30 трлн кубометров). Так, американский аналитик Кейт Джонсон в Foreign Policу (США) 23 июля отмечал, что «в рамках широкой стратегии по поддержанию равновесия в Южной Азии США стараются уделять особое внимание Южно-Китайскому морю, что предусматривает более тесный военный союз с Австралией, Японией и Филиппинами. Тем временем действия Китая могут возыметь огромные последствия для международного права: рифы, скалы и острова несут разные выгоды своим владельцам, и предстоит урегулировать вопросы суверенитета и раздела там миллиардов баррелей нефти. Если китайские форпосты получат легальный статус островов, то это наделит Пекин правом на эксплуатацию богатых месторождений в сотнях километров вод, на которые претендуют другие страны». В более широком контексте «геополитические изменения особенно заметны в Южно-Китайском море, старой горячей точке, где набирающий силу Китай столкнулся с занервничавшими азиатскими соседями и обеспокоил американского гегемона».
Инвестиции КНР в экономики Юго-Восточной Азии за последние два с половиной года возросли более чем на треть, превысив в целом 300 миллиардов долларов. В страны Тихого океана, включая Австралию, Новую Зеландию и Папуа – Новую Гвинею, вложения Пекина увеличились за тот же период почти вдвое, достигнув 70 миллиардов долларов. С такими суммами не могут конкурировать ни США, ни Япония, ни Евросоюз.
Между тем у США в регионе действуют наряду с АНЗЮС и двухсторонние соглашения или меморандумы о военной взаимопомощи либо ВТС (с Японией, Южной Кореей, Тайванем, Индонезией, Филиппинами, Австралией, Новой Зеландией, с рядом островных стран). В том же бассейне, напомним, расположены Федеративные штаты Микронезии и Республика Маршалловы Острова, где немало американских военных и разведобъектов, имеющихся также на принадлежащих США Северных Марианских островах, Гуаме и Восточном Самоа. Словом, почва для усиления присутствия Пентагона во многих секторах Тихого океана максимально благодатная…
Что касается блока АНЗЮС, договор о его создании был подписан в Сан-Франциско 1 сентября 1951-го и вступил в действие с 29 апреля 1952 года. Характерно, что в те же даты подписан и обрел силу мирный договор с Японией.
В начале 1978-го в сферу действия блока был включен и бассейн Индийского океана. Вдобавок в 1971 году Австралия и Новая Зеландия учредили совместно с Великобританией схожий блок – АНЗЮК. Правда, он был официально распущен в конце 1975-го, однако военное сотрудничество между участниками сохранилось. Некоторые австралийские и новозеландские СМИ недавно сообщили, что в Лондоне инициируют проект общего договора об обеспечении военной безопасности в рамках британского Содружества наций. А базовой структурой намечен АНЗЮК, который планируется воссоздать.
Все эти планы и структуры уже по географическим причинам будут военно-политической подпоркой Транстихоокеанского партнерства (ТПП) – инициируемой США обширной зоны свободной торговли. К концу 2016 года намечается подписать договор по ТПП. В нем участвуют 14 тихоокеанских стран и территорий – без РФ, КНР. А также без Франции, обладающей почти половиной островов в центральной и южной акваториях, Индонезии, Таиланда, Камбоджи, Лаоса, КНДР, большинства представителей Латинской Америки...
Очевидно, что США будут доминировать в этом «партнерстве». Которое, судя по составу, призвано противодействовать укреплению в регионе политико-экономических позиций, прежде всего, России и КНР.
Небезызвестный план Маршалла, вроде бы экономический, сопровождался формированием Западноевропейского военного союза, а позже и блока НАТО. Похоже, та же военно-политическая схема, судя по трендам в АНЗЮС и АНЗЮК, будет повторена Транстихоокеанским партнерством.