Британские флотские решили, что эсминцы типа «Дерзкий» или «Тип 45», которые и без того считаются чуть ли не лучшими в своем классе, должны еще больше усилить свои боевые возможности. Потому в рамках предстоящей модернизации вооружения на кораблях будет вдвое увеличено количество ракет класса «земля-воздух».
Предполагается, что на корабли будут установлены дополнительно зенитно-ракетные комплексы «Sea Ceptor», которые сегодня стоят на вооружении всех фрегатов «Тип 23» и весьма хорошо себя зарекомендовали.
Таким образом, количество пусковых ячеек будет увеличено с 48 до 72, а сам боекомплект будет увеличен на 50%.
Все это обойдется британскому флоту в приличную сумму. Почти 700 миллионов долларов на программу, которая предусматривает довооружение 6 эсминцев в течении 11 лет. Работа реально предстоит сложная и не из дешевых, потому что интеграция и сопряжение с уже существующим оборудованием еще одной системы ПВО – это не так просто, как хотелось бы.
Но на самом деле у британцев нет другого выхода. Пока, по крайней мере.
Для чего вообще флоту Великобритании нужны эсминцы? Защищать район действия британских же авианосцев от возможных атак с воздуха.
Если посмотреть на то, что изобразили британцы при постройке своих авианосцев «Королева Елизавета» в плане ПВО. Зенитное вооружение ударных авианосцев весьма и весьма скромное. Три шестиствольных установки Phalanx CIWS калибром 20-мм и четыре автомата DS30M Mk2 калибром 30-мм.
В целом, этого, возможно, достаточно, чтобы отразить атаку самолетов или беспилотных аппаратов, которые окажутся в зоне поражения артиллерийскими установками. Однако, противокорабельные ракеты и крылатые ракеты – более сложные цели, против которых возможностей артсистем может не хватить.
Да, на авианосцах чисто теоретически есть место под размещение двух УВП зенитных ракет «Астер» на 16 ячеек каждая. Однако почему-то решения об усилении ПВО авианосцев не было принято. Так что на последнем рубеже обороны британские плавучие аэродромы станут отстреливаться из зенитных автоматов, а средние и дальние подступы должны будут взять на себя F-35 из состава авиакрыльев кораблей (это сомнительно более чем) и эсминцы, которые это умеют изначально.
Своеобразное решение. Можно признать, что с таким составом вооружения авианосец практически безоружен и может рассчитывать только на корабли сопровождения. С одной стороны, это логично, корабли такого класса просто не имеют права ходить в одиночку, особенно в бой. Это может оказаться слишком дорого.
Но британское морское командование решило, что с защитой авианосцев с воздуха лучше справятся эсминцы.
Действительно, добавленные к имеющимся 48 пусковым ячейкам еще 24 смогут решить проблему одновременного контроля за дальними и средними дистанциями. «Sea Ceptor» возьмут на себя средние дистанции, а 48 ячеек ПУ Sylver можно зарядить 24 ракетами малой дальности Aster 15 и большой дальности Aster 30. И теоретически все смотрится более чем внушительно.
Как все это получится на практике, смогут ли боевые информационные системы кораблей, работающие с РЛС S1850M, четко отслеживать и обрабатывать сигналы от целей на всех уровнях – это покажет практика.
S1850M весьма серьезная РЛС, которая вполне может справится с такой задачей. Некоторые эксперты считают, что эта система превосходит по параметрам американский «Иджис».
«Sea Ceptor», он же «морской перехватчик», следующее поколение ракет ASRAAM, был разработан для замены ракеты «Sea Wolf», которая реально устарела по всем параметрам еще лет 15 назад.
По сравнению с ASRAAM, семейство «Sea Ceptor» использует активную радиолокационную головку наведения собственного британского производства, а не американскую инфракрасную.
«Sea Ceptor» летит со скоростью около 2,5М на дальность от 25 до 50 км. Вместе с Aster 15, который летит на расстояние до 30 км и Aster 30, который летит на 120 км, получается вполне красивая картина покрытия.
Учитывая, что одновременно с монтажом системы «Sea Ceptor» будет модернизирована система управления ПВО «Sea Viper» в плане увеличения вычислительных мощностей, это не может не сказаться положительно на увеличении боевых возможностей кораблей.
А на рассмотрении одновременно находится еще одна программа, рассчитанная на 10 лет и предусматривающая модернизацию ракет Aster 30. Деньги выделяют кроме Великобритании еще и Франция с Италией, которые тоже используют на своих эсминцах и фрегатах эти ракеты.
В целом, данные модернизации должны будут обеспечить должный уровень соответствия всем эсминцам «Тип 45» до того момента, как корабли будут заменены новыми эсминцами «Тип 83». По планам Минобороны Великобритании, это должно произойти после 2030 года.
А до 2030 года военное ведомство планирует увеличение расходов на оборонные цели примерно на 33 миллиарда долларов в течении 4 следующих лет. Безопасность требует расходов, тут ничего не поделать. Уж если был утвержден во всех инстанциях «План повышения эффективности надводного флота» в ноябре прошлого года, то его придется выполнять, несмотря на расходы.
Интересно, что в рамках исполнения этого плана рассматривался вопрос установки вместо ячеек «Sea Ceptor» американской системы вертикального пуска Mk.41 (VLS). Это позволило бы британским эсминцам нести крылатые ракеты «Томагавк», либо американские ракеты SM-3 или SM-6 для защиты от баллистических ракет и гиперзвукового оружия.
Но, видимо, по экономическим соображениям, британское морское ведомство предпочло поддержать отечественного производителя. А Mk.41 рассматривают как вариант вооружения для новых фрегатов «Тип 26».
От «Sea Ceptor» ждут значительного усиления ПВО кораблей и корабельных группировок, так как ракета по мнению разработчиков, сможет поражать не только самолеты и вертолеты, но и небольшие и быстрые ударные корабли прибрежной зоны, и низкоскоростные малоразмерные цели (БПЛА).
Кроме эсминцев «Тип 45» ракеты «Sea Ceptor» должны получить в будущем фрегаты нового поколения «Тип 26» и «Тип 31».
Ожидается, что первый эсминец «Тип 45» будет модернизирован к лету 2026 года.
Тогда же на практике можно будет проверить актуальность всех произведенных модернизаций при действиях в составе возрожденных оперативных морских соединений ВМС Великобритании. Понятно, что эти соединения строятся вокруг новых авианосцев «Королева Елизавета» и «принц Уэльский».
И при проведении учений можно будет воочию убедиться, настолько ли оправданы затраты на усиление ПВО соединений за счет эсминцев «Тип 45».
То, что системы ближнего боя авианосцев смогут стать исключительно последним рубежом обороны (на большее «Фаланкс» не годен, да и не планировался даже) от дозвуковых крылатых ракет и беспилотников, которые смогут просочиться через внешние рубежи защиты.
Если эти рубежи вообще будут.
То есть, дальний и средний сектор обороны ПВО любого ударного соединения ВМС Великобритании будет напрямую зависеть от двух эсминцев «Тип 45», которые в обязательном порядке должны сопровождать любой авианосец.
Слабое звено? Возможно.
Современный морской бой не предполагает использование артиллерии, зато ракеты и торпеды, ставшие основным ударным оружием, наряду с бомбами самолетов, придется отражать всеми доступными средствами.
В Минобороны Великобритании утверждали, что «Sea Ceptor» способен эффективно бороться в том числе и с противокорабельными сверхзвуковыми ракетами. Насколько это правда, покажет время.
Но то, что современный бой предусматривает использование различных видов вооружения, которые придется отражать – это непреложный факт, от которого нельзя отвертеться. И отражать придется все, что полетит в авианосцы и корабли эскорта.
В принципе, у британцев рисуются две приличных ударных группировки, каждая из которых будет состоять из одного авианосца, 2-3 эсминцев «Тип 45» и 2-4 фрегатов «Тип 23». Этого может быть более чем достаточно для того, чтобы отразить атаку любого слаборазвитого государства, не располагающего достаточным количеством современных средств поражения.
Но вот если придется отражать атаку более развитого в технологическом плане противника, могут начаться неприятности.
Потому увеличение количества зенитных ракет на кораблях «Тип 45» с 48 до 72 единиц обеспечит значительное увеличение общей огневой мощи этих кораблей и также поможет укрепить защитный «зонтик» вокруг ударных групп авианосцев.
С другой стороны, флот эсминцев Великобритании все еще относительно невелик, всего шесть кораблей. Если по два корабля пойдут в составы ударных групп авианосцев, то в качестве резерва остается только два корабля. И таким образом, любая поломка или любой плановый ремонт будут вызывать нешуточные опасения, так как ослабит возможности ударных группировок.
Но как таковая установка «Sea Ceptor», как дополнительная защита от действий противника с воздуха, на эсминцы «Тип 45», будет весьма полезна, как при выполнении индивидуальных задач эсминцами, так и при действиях в составе ударных группировок кораблей флота.
Особенно если корабли Королевского флота Великобритании и дальше будут участвовать в различных операциях, например, в акватории Черного моря, где размещено достаточно средств, которым придется противодействовать.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!