В этой статье мы продолжим рассказ о не блиставших чистотой крови маршалах Наполеона, которым судьба дала шанс подняться на верхние ступени иерархии Первой Французской империи. Одним из них стал Франсуа Жозеф Лефевр (Lefebvre) – сын мельника, получивший от Бонапарта также и титул герцога Данцигского.
Юность Лефевра
Будущий герцог родился 25 октября 1755 года в городкe Руффаш (Rouffach) на территории исторической области Эльзас, за которую многие века спорили французы и немцы.Родным языком Лефевра был именно немецкий. В этом отношении он похож на уроженца Лотарингии Нея, родной город которого в настоящее время находится на территории ФРГ (федеральная земля Саар). Более того, даже в конце жизни на немецком языке Лефевр говорил лучше, чем на французском. Настоящая фамилия героя нашей статьи – Фебер, однако королевский чиновник при оформлении документов изменил ее на французский манер. На восемнадцатом году жизни юноша остался сиротой, поступив на попечение к дяде, который был католическим священником. Считается, что именно этот родственник и научил его читать и писать, полагая, что воспитаннику прямая дорога в духовную семинарию или в один из монастырей. Однако молодой Лефевр вовсе не собирался заживо хоронить себя за стенами какой-нибудь обители. Тем более что перед глазами у него был пример старшего брата, служившего в Страсбурге в одном из королевских полков. В 1773 году молодой человек отправился в Париж (утверждают, что пешком), где ему удалось поступить рядовым в гвардейский полк, что, безусловно, стало для него удачей.
Семейная жизнь Лефевра
В 1783 году (в 28 лет) Лефевр женился. Его избранница – белошвейка Катрин Юбшер, как вы, наверное, догадались, благородным происхождением похвастаться не могла и на момент замужества была неграмотной. Читать и писать ее научил сам Лефевр, причем на двух языках – немецком и французском. Жену свою он любил и не расстался с ней, даже став герцогом и маршалом. Про Лефевра даже враги говорили, что на всем белом свете он «любит лишь жену, родину и императора» (впрочем, императора Лефевр в 1814 году спокойно предал, но не один – с другими маршалами). Катрин мужа тоже любила и говорила:
«Я могу забыть о том, что я герцогиня, но я никогда не забуду, что я жена Лефевра».
Хорошо знавшие Катрин люди вспоминали не только о ее простонародных манерах, но также о трезвом уме и здравомыслии. Например, рассказывают о ее реакции на предложение мужу стать членом Директории:
«Что ты будешь делать среди этих людей?
Они, должно быть, сошли с ума, если хотят назначить королем такого болвана, как ты!»
На издевательские вопросы высокомерных аристократок о ее происхождении, она спокойно отвечала:
«Моя родословная начинается с меня!»
И Наполеон как-то сказал герцогине де Лузиньян, что ему
«было приятно возвысить титул герцогини до жены маршала Лефевра».
В их семье родились 14 детей (12 из них были мальчиками), но почти все они умерли в младенчестве. Единственный, доживший до зрелого возраста сын – Мари Ксавье Жозеф по прозвищу «Коко» (птенчик), вырос своевольным, избалованным и капризным. Надежд родителей не оправдал. Он также стал военным, но во всех частях, где служил, у него была самая плохая репутация, и командиры старались как можно быстрее избавиться от него – даже ценой повышения в должности. Начинал он суб-лейтенантом Консульской гвардии, потом был переведен в 8-й драгунский полк, затем – служба в штабе Ганноверской армии, 9-м гусарском полку, полку конных егерей Императорской гвардии, штабе армии Португалии, штабе III-го корпуса маршала Нея. Кроме того, он исполнял обязанности адъютанта генералов Бессьера и Сульта (еще не маршалов), некоторое время был также адъютантом своего отца. Быстро стал бригадным генералом, но авторитетом у начальства и подчинённых не пользовался. При отступлении Великой армии от Москвы, сын Лефевра был ранен, попал в плен в Вильно, где и умер от ран в возрасте 28 лет. В результате наследницей герцога и маршала стала его племянница, к которой он относился, как к дочери.
Военная служба Франсуа Лефевра: от рядового до генерала
Мы оставили Франсуа Лефевра рядовым в королевском гвардейском полку, размещенном в Париже. Служил он хорошо и революцию встретил в звании премьер-сержанта. Любопытно, что первое свое ранение Лефевр получил, защищая офицеров своего полка от агрессивно настроенной толпы, желающей расправиться с ними. За это он даже получил памятную медаль от командующего Национальной гвардией Лафайета и мэрии Парижа.31 августа 1789 года полк Лефевра был расформирован, и он, как и большинство рядовых сослуживцев, поступил в Национальную гвардию. Офицеров не хватало, поскольку многие дворяне отказывались служить республике. Поэтому премьер-сержант Лефевр стал здесь лейтенантом. И в этой должности он опять был ранен – в замке Бельвю, где защищал от толпы теперь уже пожилых родственниц Людовика XVI. Случилось это в феврале 1791 года. Не слишком типичное начало карьеры республиканского генерала и имперского маршала, не правда ли? Любопытно, что на помощь лейтенанту Лефевру прибыл тогда подполковник Бертье, который едва не погиб в завязавшейся потасовке. Утверждают, что жизнь будущему начальнику штаба Наполеона спас именно Лефевр. В 1792 году Лефевр снова сдерживает толпу, пытающуюся разграбить здание государственного казначейства. Наконец, именно Лефевру поручают доставить в Париж королевскую семью, задержанную в Варенне. И снова ему пришлось отгонять толпы людей от кареты с неудачливыми беглецами.В результате он, хоть и не понюхал ещё настоящего пороха, к 1792 году дослужился до чина полковника. И только тогда впервые попал на фронт, приняв участие в боевых действиях на Рейне.
Здесь 2 декабря 1793 года он получил звание бригадного генерала. Довольно поздно по тем временам: Лефевру было уже 38 лет. Бонапарт, напомним, генералом стал в 24 года. Наконец, 10 января 1794 года Лефевр получил чин дивизионного генерала.
Генерал Франсуа Лефевр
В первый раз Лефевр обратил на себя пристальное внимание в битве у Флерюса (26 июня 1794 года, война Первой коалиции). Здесь он очень удачно руководил одной из дивизий, вначале отбив три атаки, а потом прорвав оборону противника. Французскую армию тогда возглавлял генерал Журдан, использовавший для наблюдения за ходом сражения аэростат. В его армии, помимо Лефевра, сражался ещё один будущий маршал – Сульт. А также и Жан-Батист Клебер, который в 1799 году возглавил Восточную армию Бонапарта после того, как корсиканец на фрегате «Мюирон» покинул Египет. Сражение у Флерюса могло закончиться иначе, если бы не капитуляция буквально в день этой битвы города Шарлеруа, на помощь которому шел командовавший австрийцами Фридрих Кобургский. Узнав, что город уже занят французами, он предпочел организованно отвести свою армию. Так или иначе, отступление австрийцев к Брюсселю позволило французам объявить себя победителями. Известие об этой победе вызвало большое воодушевление во Франции и в Париже.Следующее большое сражение, в котором принял участие Лефевр, состоялось 4 июня 1796 года при Альтенкирхене. Здесь две французские дивизии (в составе которых было три будущих маршала – Лефевр, Сульт и Ней) под общим командованием Клебера атаковали и разбили часть австрийской армии герцога Вюртембергского. Лефевр действовал в центре.
Подчинённые Лефевра тогда захватили около трёх тысяч пленных, 12 пушек и 4 знамени.Затем были бои у Фридберга (где Лефевр сражался под командованием генерала Моро) и Зульцбахе (Лефевр командовал левым крылом армии Журдана, Ней возглавлял авангард).В 1797 году дивизия Лефевра оказалась в Самбро-Маасской армии, командующим которой был генерал Гош. 18 апреля в сражении под Нойвидом солдаты Лефевра захватили 7 знамен. А вот Нею тогда, как вы, наверное, помните из посвященной этому маршалу статьи, не повезло: преследуя австрийцев, он во главе 500 гусаров наткнулся на резервные части австрийцев численностью 6 тысяч человек и некоторое время находился в плену.В 1798 году неожиданно умер талантливый генерал Гош, которого (единственного из всех) соглашался признать равным себе Наполеон Бонапарт. Узнав о его смерти, он сказал:
«В конце концов, нас было двое, а нужен был один».
После смерти Гоша Лефевр неожиданно оказался на посту командующего Самбро-Маасской армией. Но в следующем году мы снова видим его под командованием Жубера – теперь в Дунайской армии. Здесь в Первой битве при Штокахе французы потерпели поражение и вынуждены были отойти за Рейн (реванш во Второй битве при Штокахе возьмёт генерал Моро – через год). Лефевр в этом сражении получил тяжёлое ранение и для лечения был отправлен в Париж. После выздоровления он стал командующим войсками столичного гарнизона. И потому Лефевр был очень опасен для Наполеона и Сийеса, готовивших государственный переворот. Тем более что этот генерал был человеком из другой армии, конкурирующей с Итальянской, в которой сделал себе имя Бонапарт. Однако Наполеон нашел тогда подход к суровому эльзасцу, который якобы даже пообещал ему поддержку, заявив, что готов утопить в Сене «адвокатишек, присосавшихся к власти».
«Эта поразительная и благотворная революция была совершена без каких-либо потрясений; она была совершенно необходима»,
– написал потом Лефевр Мортье.Бонапарт высоко оценил лояльность Лефевра. Генерал получил должность командующего 17-м военным округом, стал сначала сенатором, а потом – и президентом Сената.На коронации 18 мая 1804 года ему было поручено держать государственный меч. И уже на следующий день Наполеон включил его в число первых своих маршалов. Хотя, по общему мнению, талантов полководца Лефевр не имел и был всего лишь исполнительным и смелым служакой. Но, видимо, требовались Наполеону и такие маршалы.К своему высокому положению Лефевр относился без пафоса того же Мюрата, но при этом считал его вполне заслуженным. Так, одному из гостей, который обратил внимание на роскошь обстановки его дома, он сказал:
«Сейчас мы выйдем в сад, и там я выстрелю в тебя 60 раз. Если останешься жив, все это станет твоим».
В дальнейшем Лефевр, помимо других должностей, будет назначен командиром пехоты императорской гвардии. Во время войны Четвертой коалиции Лефевр принял участие в сражении у Йены.
Маршал Лефевр
Затем X корпус под его командованием (в который, помимо французов, входили поляки Домбровского, итальянцы, саксонцы и баденцы) был отправлен осаждать стратегически важный прусский город Данциг. Прибыв к нему, Лефевр заявил военным инженерам:
«Я мало что понимаю в этом деле, но вы мне только пробейте дыру, а я как-нибудь в нее втиснусь».
Пробить дыру так и не удалось, и осада, продолжавшаяся с 19 марта по 24 мая 1807 года, завершилась почетной капитуляцией Данцига: войска прусского гарнизона покинули город в парадном строю – под барабанный бой и с развернутыми знамёнами. 28 мая 1807 года император издал декрет о присвоении Лефевру титула герцога Данцига. Кроме того, в коробочке из-под данцигского шоколада он преподнес ему триста тысяч франков. Об этом случае стало известно в войсках, и с тех пор во французской армии неожиданные подарки стали называть «данцигским шоколадом».
Затем последовало назначение в Испанию, где IV корпус Лефевра успешно сражался в битвах при Дуранто, Бальмаседе и Эспинозе. В 1809 году во время войны с Австрией Лефевр принял участие в битве при Экмюле, а затем командовал Тирольской армией.В войну 1812 года Лефевр вступил в ранге командира все время остававшейся в резерве Старой гвардии и потому в боевых действиях участия не принимал. Не участвовал он и в кампании 1813 года. Снова в армии он оказался в 1814 году. Маршалу было почти 60 лет, но это не помешало ему лично возглавить атаку двух гвардейских батальонов на деревню Марше в битве при Монмирайе (11 февраля), а потом повести своих солдат на мост в бою у Монтеро (18 февраля). Были также сражения при Арси-Сюр-Об (последнее в 1814 году, где Наполеон лично командовал войсками) и Шампобере (здесь во французский плен попали русские генералы Олсуфьев и Полторацкий, а под Лефевром была убита лошадь).Но в апреле 1814 года Лефевр стал одним из участников «бунта маршалов» в Фонтенбло. Тогда старые соратники отказались подчиняться императору, потребовав от него отречения от престола. Более того, именно Лефевр предложил Сенату выслать из страны и Наполеона, и его родственников. В дальнейшем Лефевр спокойно присягнул Людовику XVIII и получил от него звание пэра Франции, сохранив все пожалования и титулы, данные ему Наполеоном. Во время «100 дней» Лефевр лично поздравил Наполеона с прибытием в Париж – но не более. Тем не менее, возвратившиеся в обозе союзных армий Бурбоны лишили его званий маршала, пэра Франции и титула герцога. Впрочем, ненадолго: вернули все обратно в 1819 году. Лефевр тогда уже предчувствовал свою смерть и несколько раз ездил на кладбище Пер-Лашез, чтобы выбрать место для могилы. Он нашел его рядом с могилой Массены и недалеко от могил двух других маршалов – Периньона и Серюрье. Умер Франсуа Лефевр 14 сентября 1820 года.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!